Самогон, алкоголь и обычаи

Анатолий Шишкин
      Вред неумеренного потребления алкогольных напитков общеизвестен. Но! У алкогольных напитков есть и положительные свойства. Плюсы всегда соседствуют с минусами. Чтобы не быть голословным, расскажу несколько реальных случаев из своей жизни.
      Работая на труднодоступных (или глубоко таежных) метеостанциях, мы порой в одной посылке от начальства получали такие документы:
      В одном документе говорилось, что если начальник станции обнаружит любые спиртные напитки у работников метеостанции, то обязан о таком вопиющем безобразии немедленно доложить по начальству и подать рапорт на принудительное увольнение, лишение премий, переноса отпуска и т.д. владельца спиртных припасов. Так как по пьянке и случаются все несчастные случаи и преступления в малых коллективах работников труднодоступных метеостанций.
       В другом документе говорилось, что начальник метеостанции или лицо пользующееся общим доверием работников метеостанции, должны хранить все спиртные напитки для распития оных по великим и малым праздникам, торжествам, по поводу и без. Так как спиртные напитки действуют на людей расслабляющее, снимают напряженность и сплачивают небольшой коллектив в условиях оторванности от цивилизации.
       Вот такие противоречащие друг другу документы, под грифом для служебного пользования приходят (иногда одновременно) и сегодня нынешним начальникам мини коллективов, работающих в удалении от крупных населенных пунктов. Начальник лично сам определяет, какому документу можно верить и какое будущее, и настоящее будет у его коллектива. В реальности все конечно же зависит в первую очередь от самого начальника и конкретного контингента работников. Действительно, множество преступлений и несчастных случаев совершается или происходит под влиянием алкогольного опьянения. Опять же беспробудное пьянство может стать помехой в выполнении какого-то ответственного задания.
      Вот еще один реальный пример. Еще в семидесятых годах прошлого века в глухой приуральской тайге на сборе сосновой смолы работал один мой знакомый. Назовем его Леха. Выполнял Леха официально и ежегодно по два-три плана и если бы не его любовь к спиртному, то был бы он героем соцтруда. Он также был обязан платить алименты и чтоб уменьшить свой заработок, выполнял еще пару планов, записав работу на левое лицо. Все об этом знали, но помалкивали. Так как Лехины коллеги с других делянок с трудом вытягивали один, полтора плана по причине того же пьянства или неумения работать.
       Жил он так далеко от населенных пунктов, что виделся с людьми только во время подвоза к нему на делянку продуктов и вывоза бочек со смолой. Все остальное время Леха сам планировал свою работу и досуг. Ударный труд по стахановски у него сменялся затяжной пьянкой в любое время года. Летом к нему приезжала привокзального вида женщина. Отгребала осенью у него неплохие бабки (пару годовых зарплат среднего инженера) и на зиму укатывала в неизвестном направлении.
         Так вот летом она за своим мужичком присматривала, а зимой о своем благополучии, даже во время запоя, он обязан был думать сам. До чего ведь только человек не доходит. Леха и тут приспособился. Весь запой у него делился на недели. В субботу Леха выгонял самогон из сорока литровой фляги с брашкой, варил еду на неделю и стирался. В воскресенье ставил новую брашку, пек хлеб и колол дрова на всю неделю с запасом. А в понедельник переключался на другой режим, алкогольный. С интервалом в два часа, независимо от времени суток. Выходил во двор, блевал, справлял естественную нужду. Заходил в дом, подкидывал дров в печку, выпивал пол стакана самогонки, закусывал и ложился спать. Далее все повторялось с интервалом в два часа, до следующей субботы.      Никакой связи с внешним миром зимой у него не было. Ближайшая делянка лесорубов была от него в тридцати, сорока и более километрах. Как Леха не сбивался в расчетах неизвестно. Но пьянствовать мог всю зиму. Потом в рекордные сроки проводил подготовительные операции для сбора смолы.
       Для справки, смола с сосен течет только в теплое время года. Доходы, по смоле, осенью считают. С одного дерева можно выдоить за год не более одного килограмма смолы и дерево можно доить только три года. Если кто-то видел вырезанные ,,елочки'' на стволах сосен, так вот это следы работ таких собирателей смолы. Каждую палочку на ,,елочке'' вырезают через одну, две недели. Торопливость и жадность приводят к преждевременному засыханию дерева. Официально профессия называется вздымщик.
      Другой алкаш на месте Лехи забыл бы про все сразу же, как только губу бы раскатал и помер бы за неделю или даже раньше. Замерзнув, сгорев, опившись или от других, таких же неинтересных причин. Леха выдержал почти пятнадцать лет, но алкоголь все равно свое дело сделал, постепенно подточил его мозги. Сначала Леху стал подводить внутренний определитель ,,Свой-Чужой''. (Прям авиация какая-то.) Дальше хуже, он весь такой белый-белый и горячий-горячий попал в больницу для не совсем нормальных, и что с ним было дальше не знаю.
        А вот еще пример. Лично я попав работать на первую в своей жизни труднодоступную метеостанцию уже через месяц не мог равнодушно смотреть на примелькавшиеся рожи начальника метеостанции и его жены, немки по национальности. Начальник был всего-то на пару лет меня постарше, но опыт отношений с подчиненными имел немалый. Он поставил брашку в сорока литровом, молочном бидоне, через три дня перед обедом мы ее начали пробовать, а через неделю перегнали на самогон и также во время обеда пили эту самогоночку по паре рюмок. Не более.
       Скоро рассказы о прошлой деревенской жизни и нелегкой молодости начальника меня уже не нагружали, а немецкая мелочность его жены уже казалась нормой, достойной подражания. Самогонка в трехлитровых банках стояла под кроватью начальника и была доступна в любое время. Там же стояла банка с оленьими пантами на спирте, но рюмки перед обедом не переросли в привычку и скоро прекратились сами по себе.
       Даже две рюмки крепкого спиртного иногда крепко мешают для выполнения точных работ. Основная работа на метеостанции напоминает смесь бухгалтерии с научными изысканиями. Любые ошибки в работе нежелательны, и на прогнозы погоды влияют, и по зарплате ударяют. Но после бани, с крупной охотничьей добычей, с устатку и для сугреву никто рюмку не отменял. В общем, когда спиртное привычно и доступно в любом количестве, а человеку есть чем занять себя, то спиртного постоянно не хочется. Это как что-то вкусное, можно поесть в охотку, но жрать до блевотины и посинения каждый день уже не хочется.
       Еще пример из советских времен. Так сказать будни командировочного. Каждый день в восемь утра я с приятелем выходил из дверей аэропортовской гостиницы в Тбилиси на работу. Прямо у входа под лавочкой спит в стельку пьяный мужичок. За первые две недели командировки к этому зрелищу мы так привыкли, что увидев этого же мужичка трезвым и на скамейке, удивились оба. Я спросил: ,,Что деньги кончились?'' Он ответил:,, Тут купатная и хинкальная (забегаловки такие) открыты с шести утра и сегодня пить с утра почему-то просто не хочется, выпью вечером с приятелями.''
       Вечером и в купатной, и в хинкальной собирался небольшой коллектив, обычно не знакомых друг с другом людей и выпивали одной шумной и веселой компанией. Наверно, помните телепередачу ,,Кабачок 13 стульев'' , вот примерно то же самое, но с личным участием и гораздо интересней. Занимательные истории, умные тосты и ни одного пьяного в конце вечеринки. Для меня это было необычно и непривычно.
       Были два дежурных тоста: один в псевдо белогвардейском стиле: ,,Господа офицеры! Пал Симбирск. Ура!'' И второй ,,За Омари! Владельца кабачка (забегаловки).'' Омари после такого тоста считал своим долгом угостить всех присутствующих за свой счет. Водку по стаканам наливал его помощник. По грузинскому обычаю всем по разному. Кому-то полстакана, кому-то с верхом. Как повезет. Разлив по русски, это чтоб у всех было строго одинаково, назывался презрительно ,,по миллиметровски,'' а разливальщика по русски обзывали ,,миллиметровщик.'' В сущности хороший обычай. Нечего смотреть в чужую тарелку и в чужой стакан, каждый пьет и ест сколько хочет. Вечеринка с выпивкой должна доставлять удовольствие, это не обязаловка и не спортивное состязание на выживание.
       Помню там же в Тбилиси, поднялись мы в парк им. Сталина, но смотреть было не на что. Кроме сломанного колеса обозрения, фуникулера и обязательной забегаловки никаких примечательностей. Народу было много, в основном древних жителей Грузии одетых в национальную одежду, что была пошита еще в 19 веке. Не вру, старичков видно специально привозили, чтоб показать город и парк им. Сталина. Старички тоже глазами искали, на что посмотреть и не видели ничего подходящего. Приехав на фуникулере, эти древние старички тут же шли обратно. Спускались своими ногами по асфальтированным дорожкам, а эти дорожки в иных местах были под углом в 45 градусов. Ничего смешного в их мучениях и падениях, мы не видели. Но проходила минута, другая и новая партия старичков вылезала из фуникулера, чтоб тут же отправиться пешком вниз.
       С горя мы взяли в забегаловке 0,75 литровую бутылку вина и что-то незатейливое (из местной кухни) на обед. После первых глотков вина, поняли, что пить это вино, больше похожее на чернила, очень опасно для здоровья. Но русская скупость на спиртное не позволяла нам оставить недопитую бутылку на столе и увидев как один грузин считает копейки, а по нашим понятиям мы думали, что у грузина не хватало на стакан этих чернил. Нет денег на похмелку. Я тут же пригласил его за наш стоячий столик и купил ему такой же обед, как и у нас. Вы бы видели растерянное и озадаченное лицо этого человека? А с каким явным удовольствием он под наше простенькое ,,Ну будем'' выпил залпом эти чернила? Но потом, извинившись, дошел все же до продавца забегаловки и принес нам целую охапку бутылок с этими же чернилами в благодарность. Оказывается этот грузин, искал по своим карманам двух копеечную монету или такой же по размеру гривенник, чтоб позвонить по телефону-автомату. Монет не было и тут я со своим предложением. Ну не мог наш грузин отказать в просьбе гостям его родного города и показал всю широту своей души и гостеприимство нации.
       Ни за что не поверите, кто нас спас от продолжения выпивки? Тот самый товарищ из под лавки. Он будто специально проходил мимо. Мы тут же пригласили его составить нам компанию и пока грузин знакомился с ним, сами отошли и сев на фуникулер, через пять минут были уже далеко от парка им. Сталина. Товарищ из под лавки, приехал в гостиницу только через пару дней. Грузин продолжил банкет и возил его куда-то в горы на свою родину.
       Грузия вообще страна контрастов. Дружелюбие, честность и радушие там умудряется переплетаться с прямо противоположными качествами. В любом магазине Вам могут отдать товар почти бесплатно или в наглую обобрать до нитки под предлогом, что нету сдачи. И это касается не только приезжих иностранцев, то же самое постоянно случается и со своими согражданами. Для грузин подобная торговля норма.
      Теперь перенесемся опять на север, так как описывать пьянки в республиках Средней Азии, на Украине и прочих государствах бывшего СССР неинтересно. Они (пьянки) такие же как и в средней полосе России. Не пьянка, а спортивное соревнование. Наливают всем одинаково, чтоб кто-то не выпил больше остальных, но и не дай Бог меньше. А дальше до посинения, с обязательным походом в магазин или к шинкарям за дополнительным ,,горючим''.
Начиная с крайнего северовостока Европы и далее через Урал, от Сибири и до Чукотки широко применяется способ распития спиртных напитков ,,По Колымски''. На столе (пеньке, сиденье вездехода и т.д.) стоит бутылка и каждый пьет столько, сколько хочет. И пьет любой желающий, не обязательно один из тех, кто платил за эту бутылку.
       Первый раз с таким способом пития я столкнулся в якутском поселке Оленек. Коренным, местным жителям пить много нельзя. Якутам и эвенкам хватало полстакана, чтобы захмелеть до безобразия. Я этого не знал и удивился когда увидел две бутылки на человек пятнадцать выпивающих. Судя по разговорам и разгоряченным лицам, трезвеников среди присутствующих не было. А тут еще ,,хозяев'' домика, где проходила пьянка, четверо. Все хозяева, включая меня, так сказать русские. Для местных татары, хохлы, буряты и прочие не местные, все русские.
      Один из ,,русских'' хозяев (бурят по национальности) пригласил остальных ,,русских'' хозяев к столу и мы, вчетвером, моментально прикончили водку. Ни один мускул не дрогнул на лицах местных нерусских любителей алкоголя и тут же, магазин через дорогу, на столе опять стоят две бутылки-поллитровки с водкой. А дальше началось невообразимое. Сидящий на полу гость выпивает полстакана и уже минуты через две или спит, или дерется по настоящему с таким же пьяным соседом. Среди этих орущих и разбивающих морды друг другу людей, сидят и трезвые, кому пока не досталось выпивки. У всех желание поскорее выпить и присоединиться к развлечению выпивших. Водки не хватило, сбегали еще за двумя и вот уже все пьяные.
     Одному ухо надорвали, другому палец сломали. Выбитые зубы и синяки без счета. Кто-то начал разваливать печь. Пьянка без драки, для местных не пьянка. Потом с умилением вспоминают, как и сколько кому досталось, никакой злобы на соперников.
     Еще один местный закон, хозяин может выкинуть из дома нехорошего гостя. На подобное ,,предложение'' никто не обижается. Во всяком случае делают вид, что не обижаются. Это по местным меркам, что-то вроде: ,,Пока, скучно будет заходи''.
Наш рослый ,,русский'' бурят, (а в его жилах наверняка течет еще и украинская кровь) берет двух гостей за шкирку. В каждой руке по одному и двумя пинками отправил обоих за дверь. Пол в сенях был полит водой и на сорока градусном морозе это был каток под крышей. Очень удобно. Посторонний пьяный до двери в дом не дойдет. Висящая на полпути рында (судовой колокол) известит об упавшем госте печальным звоном. Входящий лбом врезается в рынду и от удара упав, теряет в темноте сеней ориентацию. Вылетев на улицу, вторую попытку войти уже сделать не решается.
      Наши ,,выходящие'' из дома гости колокола не касаются, вылетев за дверь и проехав на брюхе до противоположной стенки сеней, на карачках выбираются на улицу. Скоро вся компания на морозе приходит в себя и отрезвевшие гости начали потихоньку расходиться по домам. Через полчаса пришла новая группа местных, на столе опять только две бутылки водки. Хозяевам пить не хочется. Все слушают мои вопросы и ответы местных, пока те трезвые. Новые гости это зрелые и уважаемые в поселке люди. Через полчаса драка и полудобровольный выход гостей на улицу повторился.
       Вечером я вышел посмотреть на звезды и увидел, что в соседнем доме идет пьянка. Недолго думая, взял и зашел на огонек. Драка видно только что кончилась, на грязном полу спали или утирали кровь на лицах местные мужчины и женщины. Увидев меня ко мне подошел видимо хозяин и усадив меня за стол предложил выпить и закусить. Остальные, те что не спали, усаживались рядом. Пьянка продолжалась. Никто не был против присутствия на их гулянке постороннего человека. Две молодые якутки с интересом поглядывали на меня. Мне уже рассказали, что для местных девок любой ,,русский'' жених вожделенная мечта. Чем без стеснения пользовались многие залетные женихи, охмуряя местных девок. Я выпил полстакана водки и поблагодарив хозяев, невзирая на просьбы остаться, ушел спать к своим.
      В северных краях до интересных рассказов и многочисленных тостов пока не дошли. Мы специально в поселке Оленек бросали на дороге кошелек с торчащим из него рублем. Через двое суток, кошелек лежал примерно там же, никто его не взял. На домах нет запоров, продавцы верят покупателям на слово и отдают сдачу до копейки. Но драки, поножовщина и стрельба в поселке обычное дело. На две тысячи жителей один фельдшер, но целый штат милиционеров и восемь камер в местной милиции. Наглядный пример, что искусству культуре распития спиртных напитков нации учатся многие столетия.
       Улетая из Оленька в Якутск, мне показалось, что я сбежал из дурдома. Ах как я мечтал еще с детства попасть в этот поселок Оленек и познакомиться с этими уважаемыми людьми. Охотниками, оленеводами, звероводами. Многих из тех, кто разговаривал со мной в домике, напротив магазина, я давно знал из когда-то прочитанной книги. Действительность оказалась намного хуже, чем я ожидал.
       В Якутске зайдя в общественный туалет, я увидел как бомж на подоконнике, напротив сидящих с ногами на унитазах пассажиров, разложил закуску и выпивку. И вот тут до меня дошло, что сбежать мне из дурдома не удалось. У нас вся страна дурдом. И самогон тут ни при чем. Беда в наших головах, а не на дне бутылки.
      Жители всей России не знают чем себя занять в свободное время. Нам с детства задали одну и ту же программу. Мы все участники коммунистической демонстрации. С флагами и транспарантами мы единым и сплоченным строем идем, маршируем к светлому будущему. Пить в строю не запрещено, но идти по своей дорожке-тропинке, значит отделяться от коллектива. Тех, кто искал свою тропинку к своему будущему, сколько лет затаптывали? Сегодня этот строй развалили, каждый может идти куда захочет, но мы все равно по привычке идем по инерции туда, куда нам прикажут и укажут. Смотрим с черной завистью как кто-то идет, или уже едет, по своей дорожке. Для нас коллектив хотя бы на троих дороже поиска своей тропинки в жизни. Мы своей дорожки не знаем или ее боимся. Нас приучили идти в ногу со всеми. Воровать легче, чем заработать. Пить проще, чем думать и не запрещено.
       Сейчас пол России сидит без работы. А безработные россияне думают как из местных материалов и сырья сделать что-то стоящее для себя, своей семьи или для других? НЕТ! Ищут где что-то украсть и по быстрее пропить. Кто-то разбирает ценное оборудование на цветмет и чермет, кто-то по дешевке продает вагонами и пароходами стратегические материалы. Неважно, что ущерб нанесенный государству, городу, предприятию или соседу в сотни и тысячи раз больше полученной прибыли, зато думать не надо.
      Воровать и пропивать чужое добро не грех, грешно думать и работать на себя.
    Под таким девизом могут жить только ненормальные из дурдома, а мы живем и не задумываемся.