Церковные вопросы

Александр Хлупин
«Я - церковь без крестов
Лечу, раскинув руки.
Вдоль сонных берегов
Окаменевшей муки.
Я - вера без причин.
Я - правда без начала.
Ты слышишь, как вскричала
Душа среди осин».

          Песня группы DDT

     С недавних пор в выпусках новостей начали сообщать о совместных акциях службы судебных приставов, государственной инспекции безопасности дорожного движения и русской православной церкви. Может кому-то это кажется нормальным. Но нормально ли это? Попробуем вместе разобраться.

       Что касается церкви, то главные аспекты взаимоотношений с ней, можно вложить в два основных вопроса – вопрос веры и вопрос доверия. Постараемся разобраться и отыскать на них ответы.
       Вопрос веры.  Не знаю как для кого, а для меня церковь и все, что с нею связано, было всегда окутано ореолом таинства и духовности. Придти в храм, встать перед иконой и мысленно излить все то, что накопилось на душе. В этом нашел отдохновение я, в этом нашли для себя спасение тысячи людей. Когда бессильны или глухи к твоим мольбам государственные органы, врачи и родственники, когда на душе накопилась такая муть, что хоть в петлю лезь, когда тебе начинает отчетливо казаться, что тебя не понимают и весь мир настроен против тебя, когда водка и другие антидепрессанты уже не помогают, ты идешь в Дом Бога. И, кстати, современная тенденция такова, что количество людей, ищущих спасения в церкви, у чудотворных икон и святых мощей, разуверившихся в возможности решения своих проблем иным путем – все увеличивается, причем в геометрической прогрессии. Сходите ради интереса в Покровский монастырь в Москве, где покоятся мощи Матроны Московской, посмотрите, сколько людей идут к ней на поклон, чтобы излить свои проблемы и попросить помощи, и вы убедитесь в правоте моих слов. Причем это можно сделать не обязательно в выходной день. Я полагаю, что это станет веским поводом задуматься о том, кому на Руси жить хорошо.
      Я думаю, что вопрос о том есть ли Бог на самом деле, или нет, уже не имеет какой-либо актуальности в наш прагматичный век, когда в статус Бога у многих людей возведены деньги. Деньги решают все, поэтому все меньше людей задаются вопросами Бытия и Небытия. Но, тем не менее, на многих форумах в Сети, на семинарах и в частных интеллектуальных беседах, споры по этому поводу не прекращаются.  Одни спорщики утверждают, что Бога нет, другие, соответственно, что он есть и что он является создателем всего сущего. Есть и те, которые утверждают, что Бог живет внутри каждого из нас, и вообще, что все окружающее нас – это и есть Бог.
     Учитывая, что ни одна известная книга, ни одна научная работа и ни одно философское или религиозное учение не дают однозначного ответа на этот вопрос, остается ли повод сомневаться в том, что Бог все-таки есть? Ведь кто-то же создал все сущее, кто-то создал нас. Ни теория Дарвина, ни прочие теории происхождения видов так и не нашли практического подтверждения жизнью. Ведь если верить, к примеру, той же теории Дарвина, то почему обезьяны не продолжают эволюционировать в людей и сейчас? Часто мы слышим или апеллируем абстрактным понятием «природа». Природа то, природа се. Думаю, что всем вам это знакомо. Так вот, не думаете ли вы, что за этим понятием опять же может стоять Бог? Вполне может. И возможно, что так оно и есть.
      Можно конечно долго и много спорить о том, является ли церковь истинным Домом Бога или же не является. Как бы там ни было, но нет лучшего места для общения со Всевышним и святыми угодниками. Безусловно, можно обойтись и без посещения церкви. Ведь молитву или любое личное обращение к Богу или святым угодникам, можно читать вслух и про себя, где угодно. Но не знаю как вам, а лично мне и правда становится легче именно после посещения церкви. Может быть дело в особой атмосфере, которая царит там, может быть в том, что это одно из немногих спокойных мест в нашем мире, где царит почти полная тишина, а суета сведена к минимуму. Такая обстановка очень располагает к неспешным размышлениям о своей жизни, своих проблемах, и естественно к молитве. Причем я убежден в том, что молитва должна быть, не обязательно заучена по существующим текстам. Она может быть произвольной. Главное, чтобы это обращение было искренним.
       Искренность – вот главный аспект веры. Не важно, соблюдаешь ли ты пост, молишься ли каждый день или через день, каждое ли воскресенье посещаешь церковную службу или нет. Главное – чтобы это было искренне, а не данью моде или стремлением скорее замолить свои грехи и приступить к совершению новых. 
       Кстати, к вопросу о посте. Сейчас эта тема стала очень модной как среди истово верующих, так и среди людей, в общем далеких от церкви. Так нужно или не нужно поститься? Опять же, однозначного ответа вы не найдете. Но, если желаете, вот вам простой пример для размышлений. Рано или поздно каждый из нас умрет. И каждый предстанет к ответу на Высшем суде. Как вы считаете, что будет иметь большее значение при рассмотрении вашего дела – сколько раз вы подали милостыню, о чем помышляли или что вы выпили, съели и сколько? Кроме того, не стоит забывать о том, что наше тело, которое пьет и кормится, будет предано земле и превратится в чернозем, а на суде предстанет душа, субстанция непознанная и неощутимая, но, несомненно, имеющая место быть.
      Мне думается, что вопрос о соблюдении поста был придуман нашими предками для очищения не души, а тела. Ведь иногда просто очень полезно сесть на диету. Но просто так далеко не каждый из вас захочет отказаться на длительное время, к примеру, от свиной отбивной с рюмочкой водки, так ведь? А тут вам говорят о несмываемом грехе несоблюдения поста, и вы поневоле задумываетесь о последствиях, а потом и возможно включаетесь в программу православной диеты. 
      А если все же говорить об очищении души, то лучше всего подойдет пост по недопущению злобных мыслей, уныния и лени. И если вам сложно сразу отойти от этих привычек, то сходите в церковь. Так в чем же магия церкви? 
      А может быть дело как раз в том, что в церкви, как нигде чувствуешь присутствие Высшей силы. Именно потому, что там есть возможность погрузиться в себя, свои мысли, отключиться на время от мира, мы и начинаем ощущать то, что обычно нам недоступно, что находится за пределами нашего внимания, сосредоточенного на повседневной суете.
     Так каков ответ на вопрос веры? Я думаю, что каждый человек найдет его для себя сам – во что верить, а во что не верить. Тут невозможно и не нужно что-либо навязывать или тем более убеждать с помощью насилия над личностью. Все должно происходить естественным путем. Но не все это понимают, к сожалению. Вот мы плавно и подошли  к вопросу доверия.
    Вопрос доверия. Если с вопросом веры все было относительно понятно, хотя и непросто, то с вопросом доверия все намного сложнее. Сложнее потому, что в его решении большую роль играет человеческий фактор, который в последнее время становится причиной для оправдания практически чего угодно.  Любое ЧП, любое преступление при желании можно подогнать под это понятие. Но что такое этот самый человеческий фактор? Можно ли применительно к нему вести речь о том, что в какой-либо ситуации виноват конкретный человек и его действия? Да, вполне. Но при этом можно ли в том же контексте вести речь о влиянии на ту же ситуацию не человека конкретно, а его слабостей? Ведь очень часто мы слышим о том, что человек слаб. А если он изначально слаб, можно ли его винить в чем-либо вообще? Да, вполне можно. И вот почему! Ведь на ситуацию повлияли страсти конкретного человека, правильно? А это свидетельствует о том, что он не смог с ними справиться, не смог устоять, а стало быть, виновен он и никто другой.
    К чему я это все? А к тому, что для многих людей вопрос веры напрямую зависит от их доверия религиозным догмам и священнослужителям. Догмы написаны людьми, а священники – тоже живые люди. И на них также как и на всех, распространяется человеческий фактор. Поэтому, когда я слышу от некоторых священнослужителей, к тому же монахов о том, как некоторые из их братьев позволяют себе выпивать спиртные напитки, играть в игровые автоматы или заниматься еще какими-то делами, которые никоим образом не положены им по статусу, то для меня становится очевидным, почему еще так много людей не хотят ходить в церковь, не хотят соблюдать православных обычаев, и не могут довериться тому или иному священнику, как проводнику Божьему. А соответственно для них вопрос веры не стоит и может быть, никогда не встанет.
     Каково, к примеру, видеть человека в монашеской рясе, который лежит пьяным под забором? Это как минимум разочарование для среднестатистического человека не только именно в этом монахе лично, но и во всем том, что касается церковных догматов. А, к примеру, лицезрение того, как священник после проповеди переодевается в мирскую одежду, садится в «Хаммер» и уезжает в сопровождении не своей матушки? Или как священник собирает только что зажженные прихожанами свечи у икон, тушит их и относит в церковную лавку для следующей перепродажи? А ведь эти и многие другие факты имеют место быть, и они напрямую связаны с вопросом веры через доверие. Ведь в понимании и восприятии большинства людей, священник или монах – люди совершенно особого сорта и призвания. К ним не должны быть применимы категории, которые применяются к обычным гражданам. Они должны быть чище и мудрее всех остальных. На них не должно распространяться влияние общества. Они должны быть выше этого, вне всяких влияний. Понятно, что они такие же люди, как и все, и им свойственны слабости. Но ведь они и выбрали свой путь, чтобы побороть их раз и навсегда и нести людям свет веры и свет слова Божьего. А раз кто-то из них не может идти этим путем, то может нужно с него поскорее сойти, чтобы не пала тень на его более достойных братьев и коллег? Людям свойственно, замарав одного, марать и всех остальных, похожих на него. Про это священнослужителям, и вообще людям любой профессии, забывать не стоит.
    И возвращаясь к началу нашего разговора, касательно совместных акций службы судебных приставов, государственной инспекции безопасности дорожного движения и русской православной церкви.
     Как можно увещевать злостных неплательщиков алиментов или нерадивых водителей, если они не имеют веры? Неужели сотрудники этих государственных органов, а также священники не понимают, что все эти акции не несут в себе никакого воспитательного начала, а в лучшем случае вызывают недоумение? Да, митрополит Кирилл не раз упоминал в своих выступлениях о том, что отношения церкви и народа надо упрощать, делать церковь более доступной. И он абсолютно прав! Но, как у нас часто случается, либо слова руководителя поняты его подчиненными слишком буквально и эти самые отношения упростились теперь до того, что стоящий на проезжей части вместе с инспектором дорожного движения священник, выдает водителю, нарушившему  ПДД, список десяти заповедей водителя, к примеру: «не подрезай ближнего своего!», либо же эти акции явились результатом странного недоразумения или розыгрыша.
      С каких пор между нарушениями ПДД и нарушениями священных заповедей поставлен знак равенства? И самое главное, с каких пор церковь встала на службу государства? Никто не отрицает факт того, что церковь в нашей стране в последние годы занимает все более важные позиции, что совсем неплохо, ведь людям необходима отдушина, но зачем же превращать все в фарс?! Да, взимание алиментов и контроль за безопасностью на дорогах – важные государственные задачи, но может быть ими лучше заниматься тем органам, которые изначально созданы для этого? А если они не справляются со своими задачами, так как им это определяет Закон, то может быть есть смысл внести изменения в их работу, которые явятся ее улучшением?
     Так что вопрос доверия, особенно в свете этих последних событий, приобретает все большую актуальность. Быть может митрополит Кирилл, являющийся, вне всякого сомнения, мудрым человеком и его паства, рассмотрят этот вопрос, ибо Дом Бога – не место для выбивания долгов, пусть даже мягким увещевательным словом, а все-таки место для духовного очищения и освобождения от цепей мирской суеты.