3. 1. Социальные стимулы религиозности в Приморье

Эксперт Роман Либерти
Глава 3. ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ И НЕТРАДИЦИОННОЕ СОЗНАНИЕ,
КАК СОЦИАЛЬНАЯ НЕИЗБЕЖНОСТЬ

На основании вышеизложенных рассуждений, мы приходим к выводу, что бытие человека, его внутренняя природа и естественные параметры сущности формируют устойчивую тягу к иррациональности, идеализациям, религиозности и всему тому, что граничит со сверхъестественным, мистичным, потусторонним, священным, и если хотите культовым.

Однако всё было бы еще ничего, если не социальные параметры жизнедеятельности человека, точно также “тянущие” его в сторону, противоположную атеизму. Не секрет, что, несмотря на секуляризацию общественной жизни, индифферентизм мировоззрения среднего человека, ярко выраженным атеизмом сегодня мало кто блещет. Категоричный атеизм всё более становится дурным тоном, хотя и непоколебимой убежденности в религиозных постулатах не густо. Религиозная ясность и здравость такое же исключение.

Постараемся проанализировать процессы социального организма, чтобы наши суждения не казались кому-то беспочвенными.

3.1. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ СТИМУЛЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ИРРАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

В данном параграфе представляется уместным рассмотреть внешние стимулы иррационального поиска, которые, с одной стороны - играют важную роль в стремлении граждан обрести покой через принадлежность к религиозным верованиям, учению, школе, системе, организации, а с другой – также и обостряют впечатлительность российской общественности, толкая многих на стихийное вовлечение в небезопасные нетрадиционные религиозные и квазирелигиозные сообщества, тоталитарные секты.

Мы допускаем мысль, что доля социальной обусловленности приобщения человека к «иррациональному» имеет свою нишу в системе образования, преобразования и движения, как религиозности, так и вообще нетрадиционного сознания в пространстве социума.

1. «Социальный натиск»: интенсивность современности и растерянность среднего человека в недрах несовершенной цивилизации

На сегодняшний день мы вынуждены констатировать, что темпы современности привели к обострению экзистенциальных переживаний человека в урбанизированном обществе. Конец XIX - начало XX века ознаменовали некий «выход буйства запросов» массового человека, что не могло не отразиться на экзистенциальной составляющей человека и общества.
 
В работе «Восстание масс» Хосе Ортега-и-Гассет пишет, что еще XIX век «обновив мир, создал тем самым новый тип человека, наделив его ненасытными потребностями и могучими средствами для их удовлетворения…Наделив его всей этой мощью, предоставил его самому себе, и средний человек, верный своей природной неподатливости, наглухо замкнулся… Мы живем в эпоху, которая чувствует себя способной достичь чего угодно, но не знает, чего именно. Она владеет всем, но только не собой. Она заблудилась в собственном изобилии. Больше, чем когда-либо, средств, больше знаний, больше техники, а в результате мир, как никогда, злосчастен – его сносит течением. Отсюда то странное, двойственное чувство всесилия и неуверенности, что гнездится в современной душе… И поистине благотворно, что впервые за три века мы застигнуты врасплох и не ведаем, что будет с нами завтра» .

Человек оказался «зажатым» во вторичном после природы мире железа, стекла, асфальта, бетона, пластика, резины, техники, информационного шквала, специфических темпов жизни, сложной номенклатуры, бюрократии, ограничений законов и т.д.

Однако его новый мир города вписывает его в новый контекст, принуждая к переменам своей природы, ценностей, устоев. Человек вынужден меняться и подстраиваться. Его внутренний мир становится подопытной средой, с которой лаборатория  городского пространства, культуры и времени совершает специфические манипуляции и преобразования.

«Цивилизация – не данность и не держится сама собой. Она искусственна и требует искусства и мастерства. Если вам по вкусу ее блага, но лень заботиться о ней… плохи ваши дела. Не успеете моргнуть, как окажетесь без цивилизации» .

По-видимому, этот натиск ответственности должен и обострять чувство тревоги, так часто наблюдающееся в жизни многих современных граждан. Тревоги за будущее своей семьи, трудоспособность, обеспеченность работой, безопасность и т.д.

«Растущая цивилизация – не что иное, как жгучая проблема. Чем больше достижений, тем в большей они опасности. Чем лучше жизнь, тем она сложнее. Разумеется, с усложнением самих проблем усложняются и средства для их разрешения» .

 Человеку представляется не простая задача сохранить покой и порядок системы самого себя и своего Я в системе социума. Не каждый готов встретить этот вызов судьбы полным решимости, уверенности, адекватных своей внутренней настроенности.

«Основ, на которых держится цивилизованный мир – и без которых он рухнет, - для массового человека попросту не существует. Эти краеугольные камни его не занимают, не заботят, и крепить их он не намерен… С развитием цивилизация становится все сложней и запутанней. Проблемы, которые она сегодня ставит, архитрудны… Разрыв между уровнем современных проблем и уровнем мышления будет расти, если не отыщется выход, и в этом главная трагедия цивилизации… Но сегодня крах терпит сам человек, уже не способный поспевать за своей цивилизацией» .

Из выше сказанного следует, что необходимость выхода из сложившейся ситуации становится проблемой номер один в наши дни. Становится понятным, почему человеку приходит на ум задуматься о Боге и прислушиваться к религиозной интерпретации развития событий на Планете, возможности найти решение дилемм, поставленных самой жизнью.

И, несмотря на то, что «прежние формы социализации индивидуума (за которую в России в немалой степени несла ответственность Церковь) “не поспевали” за взрывными темпами промышленного роста, за расширением техногенных сред, за разрастанием городских рабочих окраин с их весьма некомфортными условиями жизни. (Коммунизм позднее нашёл тип социализации, соответствующий “индустриальному” ритму)» , - всё же религиозное чувство масс, перекодированное в иной ипостаси, в формате культа личности Вождя страны, оставалось мощнейшим образом в недрах народа.

В диссертации О.Ю. Максименко находим следующее: «В условиях неустойчивости в социокультурной системе повышается взаимная зависимость динамики изменений от выбора человека. При этом необходимо учитывать, что растущий поток нового, характерный для информационного общества, вводит человека в состояние “футурошока” (Э. Тоффлер) и избыток выбора порождает в нем волнообразный процесс сомнений и неуверенности. В то же время переход системы в новое качественное состояние во многом обусловлен механизмом принятия осознанного решения “человеком колеблющимся”» .

Однако человеку все же придется испытать состояние «меж двух огней», поскольку человеческих (политических, экономических, гуманитарных) сил все равно не хватает, а давление эпохи, видимо, ничуть не уменьшится.
Оправданность религиозных поисков становится явной, когда мы будем вглядываться в пространство нашей суровой действительности без прикрас наивности и беспочвенных грез по счастливому обществу, довольных, спокойных и уверенных в будущем людей.

2. Постепенная эскалация кризиса общественной жизни: рост тенденций
преступности, алкогольной пристрастности, разводов и внебрачной беременности.

Приведем статистические данные по Приморскому краю. Число зарегистрированных преступлений за умышленное убийство и покушение на убийство в 1998 г. - (в единицах) 561; в 1999 г. – 609; в 2000 г. – 621; в 2001 г. – 707; в 2002 г. – 60095 (!) . «И это при снижении показателей рождаемости в 4 раза… Среднее количество рожденных детей постоянно снижается… Для конца XX века ситуация настала критическая» .

Смертность населения от причин, связанных с употреблением алкоголя (хронический алкоголизм, алкогольный психоз, алкогольный цирроз печени, случайные отравления): в 1998 г. – 341; 1999 г. – 362; 2000 г. –  424; 2001 г. –  455; 2002 г.–  549  .

По Приморскому краю зафиксировано: на 2001 г. – 14775 браков и 12264 разводов; на 2002 г. – 15463 брака и 14234 развода. На 1000 человек населения коэффициент составил: в 2001 г. – 6,9 браков и 5,7 разводов; в 2002 г. – 7,3 браков и 6,7 разводов (!) .

«В течение 1989-2002 гг. доля детей, рожденных вне брака, увеличивалась из года в год и достигла в 2002 году 39,6% от общего числа рождений против 18,4% в 1990 году. В настоящее время Дальний Восток по величине этого показателя находится на первом месте в стране» .

О нестабильности заключаемых браков свидетельствуют высокие показатели разводимости, которые в последние годы растут более высокими темпами, чем показатели брачности. Если в 1989 году на 1000 заключенных браков приходился 491 развод, в 1998 году – 766, то в 2002 – 931 (!). Увеличение количества разводов привело к повышению доли разведенных в брачной структуре населения .

«Перепись 2002 года зафиксировала достаточно неблагоприятную демографическую ситуацию, сложившуюся на Дальнем Востоке – сокращение численности населения, несбалансированная половозрастная и брачная структура населения… Разрешение демографических проблем Дальнего Востока в силу существенных различий в их протекании в разных частях региона, множественности факторов на них воздействующих, не имеет единого решения» .

Как видим, динамика явно свидетельствует о возрастании доли преступности, алкоголизации и патологии брака. Это не может, в свою очередь, не повлиять на необходимость поиска оснований для надежды среднему жителю Приморского края.
Не секрет, что во времена перестройки в стране, и в частности в Приморье, «пошла волна» религиозных организаций. Несомненно, социальные причины участвовали в этом феномене (хотя не ключевым образом).

З.С. Сидоркина утверждает, что «на протяжении 1990-х годов в Приморском крае стало отмечаться неблагоприятное течение демографических процессов. Произошло резкое изменение социально-экономической ситуации. Характерными являются экономическая и политическая нестабильность, обострение экологических проблем, низкий уровень жизни значительной части населения, ухудшение экологической обстановки, несоответствие структуры питания принятым нормам, недостаточное обеспечение качественным жильем, низкая доля национального дохода, выделяемого на здравоохранение и социальное обеспечение». 

«Впервые за всю историю освоения и заселения регион имеет отрицательное сальдо миграции и к тому же отрицательный естественный прирост населения. Ежегодно снижается численность населения. До предельно низкого уровня сократилась рождаемость и увеличилась смертность населения. Большие потери происходят среди трудоспособного населения. Это затрудняет дальнейшее социально-экономическое развитие территории. Негативные демографические тенденции будут отмечаться и дальше, в силу своей инертности» .

Винокурова А. В. в своих изысканиях приходит к следующим цифрам: «в 2002 г. численность населения Приморского края составила 2071210 человек. Процесс снижения численности населения продолжается. На 1 января 2008 г. численность постоянно проживающего населения края составила 1995800 человек, при этом, женское население превысило мужское на 8,9%» .

«Почему сложился такой уровень рождаемости? Если развитые страны достигли такого состояния за счет роста уровня жизни и роста ВВП на душу населения, то в России это произошло из-за обнищания населения. В Приморском крае 43 % населения находятся за чертой бедности» .

«Более или менее объективно судить о материальном положении семей, проживающих в Приморском крае, можно на основе социально-экономических показателей их бюджетов. Денежные доходы в среднем на одного члена семьи в месяц находятся на уровне 7827,8 рублей. Расходы на конечное потребление (в среднем на члена семьи) в месяц составляют 7385,8 рублей. Представленные сведения показывают, что практически все денежные доходы семьи тратятся. Таким образом, для значительного числа приморских семей характерен низкий жизненный уровень, т. е. материально-экономические проблемы выдвигаются на первый план» .

Вполне определенно можно сказать, что «трансформации в сфере социально-экономических отношений и других областях общественной жизни обуславливают заметные изменения в социальном самочувствии семей, проживающих в Приморском крае. Некоторые авторы в своих исследованиях фиксируют негативные сдвиги в социальном самочувствии приморских семей, для значительной части населения характерен высокий уровень тревожности в связи с неопределенными жизненными перспективами. Стресс, вызываемый бедностью, снижением доходов и отсутствием возможностей для их повышения, усилился настолько, что около 30% опрошенных выражали желание переехать из Приморья в более благополучный регион или эмигрировать из России в другую более стабильную страну» .

Такие факторы, закономерно, были и будут питательной средой для иррациональных поисков и религиозности граждан Приморья. Экзистенциально-иррациональные поиски становятся, чуть ли не закономерным следствием таких социальных тенденций.

Кузина И. Г. и Винокурова А. В. (мои коллеги с кафедры Социологии и Социальной работы)  резюмируют вышеизложенные соображения в общероссийском масштабе, утверждая, что «основными особенностями современного российского социума являются: негативные, по сравнению с дореформенным периодом, изменения в уровне и качестве жизни населения; ухудшение состояния социальной инфраструктуры и появление реальной угрозы человеческому потенциалу страны; обострение проблем занятости; усиление дифференциации населения и неблагоприятные изменения в социальной структуре общества. Будучи внутренне взаимосвязанными, эти тенденции характеризуют принципиально новое качество и состояние российского общества. Они выступают основными социальными факторами его трансформации и детерминируют содержание и направленность ценностных ориентаций россиян и их семей» .

Однако мы считаем, что все это не столько обуславливает религиозность и склонность к иррациональным путям решения проблемы (как считают некоторые социологи, психологи и религиоведы), сколько обостряет и без того проблемную экзистенцию человека (уже доказанную нами в первых двух главах), делает ее подчас скорее стихийным и болезненным явлением, чем глубоко осознанным и уравновешенным.

3. Бесконечные погрешности, конфликты и утопии, как стихии жизни человечества: от противоречий и противостояний до беспочвенных грёз.

К погрешностям жизни человека на Земле мы можем отнести, например, феномен глобальных кризисов современности: «анализируя рост материально-энергетических потребностей человечества в соотношении с природными ресурсами ученые указывают на конечный характер минеральных ресурсов и ограниченные возможности природных комплексов поглощать и нейтрализовывать отходы человеческой жизнедеятельности… К причинам возникновения глобальных проблем относят: усиленный рост потребностей человечества, возросшие масштабы технических средств воздействия общества на природу, истощение природных ресурсов. Особенностью глобальных проблем является их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность так, что обострение одной из них влечет за собой обострение всей их цепочки» .

«Анализ экологических бедствий последних десятилетий свидетельствует, что в большинстве случаев их причиной становится непродуманное техногенное воздействие, катастрофически влияющее на природу и на человека» .

«Глобальная компьютерная революция и интенсивность процессов информатизации, стимулируя лавинообразный рост научно-технического развития, чреваты обострением всего комплекса коммуникативно-психологических проблем. Обилие обрушившейся на человека негативной информации ведет к возникновению синдрома информационной усталости, к психическим расстройствам и массовой агрессии» .

О социальных бедах современности свидетельствуют следующие факты: «ученые бьют тревогу в связи с обострившейся демографической проблемой, которая обусловлена не только спадом рождаемости, но негативными тенденциями развития семьи: появление неполных семей, распадающихся и непрочных семей, возникновение семей нетрадиционного типа, в принципе не способных к продолжению рода. Особой проблемой остается проблема социального расслоения, наличия экономического неравенства, “социального дна” и маргиналов. Три четверти населения развивающихся стран живут в антисанитарных условиях, а почти одна треть в условиях абсолютной нищеты» .

«Глобальный кризис свидетельствует о разрушении мира, созданного человеком и охватывает не только производственные, экономические, технические области, но и сферу экологии, политики, демографии. В силу неравномерности социально-экономического развития различных государств, глобальный кризис достиг к началу XXI в. своей небывалой остроты» .

Как объяснить все эти события и процессы мира? Не мудрено прийти к выводам, что мир обветшал и нуждается в коренных преобразованиях, в бытийной революции как его материального содержания, так и ментальных погрешностей сознания человечества.

В качестве доказательства погрешности человеческого бытия следует упомянуть также и острую повсеместно наблюдаемую напряженность в межличностных отношениях  людей.

Народная поговорка гласит: «Ничто так не радует, как неудача другого». Мы полагаем, что в этой фразе содержится весомая доля правдивого наблюдения за климатом человеческих отношений в социуме испокон веков, т.к. зависть и крайняя придирчивость в отношениях доводят эту сторону действительности порой до невообразимого абсурда, произвола и нередко отчаяния.

Доктор философских наук Б.В. Григорьев откровенно утверждает: «все усложняется тем, что мы – обычные люди и имеем все людские пристрастия. Чужая защита всегда кому-то мешает, чужая книга, диссертация – кого-то раздражает и т.д. Коллеги одной кафедры часто ревниво следят за успехами друг друга, завидуют друг другу и противодействуют друг другу. Получение ученой степени означает повышение ранга на службе, по должности, а это – последующее увеличение оклада и авторитета. Сможет ли кто-то абсолютно равнодушно следить за успехами другого?» .

Мы со своей стороны добавим, что это напряжение наблюдается практически на всех фронтах общественной жизни. Между педагогами одной школы, коллегами одной фирмы, преподавателями одного ВУЗа, между ассистентами одной клиники, между кафедрами института, между конкурирующими университетами, между работниками администраций городов, между депутатами областных округов, между учеными, между предпринимателями, между людьми в целом – все конфликтуют и одновременно пытаются сдерживать конфликты или хотя бы минимизировать последствия.

В книге К. Воннегута «Колыбель для кошки» читаем: «берегись человека, который упорно трудится, чтобы получить знания, а, получив их, обнаруживает, что не стал ничуть умнее, - пишет Боконон. – И он начинает смертельно ненавидеть тех людей, которые так же невежественны, как он, но никакого труда к этому не приложили» .

По-видимому, разочарование самой ситуацией, в которой оказалось человечество – вот центральная тема крика души многих современных писателей (типа К. Воннегута), отмечающих голос безумия в недрах современной цивилизации, выражающий себя в построении сменяющих друг друга в истории утопий.

«Мы, боконисты, - пишет К. Воннегут, - веруем в то, что человечество разбито на группы, которые выполняют Божью волю, не ведая, что творят… “И пьянчужки в парке, / Лорды и кухарки, / Джефферсоновский шофер, / И китайский зубодер, / Дети, женщины, мужчины - / Винтики одной машины. / Все живем мы на Земле, / Варимся в одном котле. / Хорошо, хорошо, / Это очень хорошо”» .

И как же разрешить все эти противоречия действительности? К. Воннегут считает, что выходом является некая форма пассивной созерцательности: «будь я помоложе, я написал бы историю человеческой глупости, взобрался бы на гору Маккэйб и лег на спину, подложив под голову эту рукопись. И я взял бы с земли сине-белую отраву, превращающую людей в статуи. И я стал бы статуей, и лежал бы на спине, жутко ухмыляясь и показывая длинный нос – сами знаете КОМУ!» .

Однако такой подход к решению вряд ли будет приемлем для ученого мира, уж очень он напоминает «наплевательство». Человечеству необходимо выбираться из этого коллапса не медитативно, но практико-ориентированными методами. Видимо у ученых есть представление о решении данного тупика. В чем же оно?

Ряд ученых полагает, что «глобальные проблемы должны решаться комплексно, координировано, усилиями всего мирового сообщества…выходом должны служить научно обоснованные программы… Выход из кризисного состояния предполагает ликвидацию социальных антагонизмов, активизацию международной деятельности, введение в жизнь юридических мер природопользования, мер по достижению глобального равновесия»  .

Усилия всего мирового сообщества? Научно обоснованные программы? Ликвидация социальных антагонизмов? Глобальное равновесие? Что имеется в виду под этими громкими девизами? Результативны ли будут усилия человечества? Договорится ли мировое сообщество? Справятся ли научные программы с лавиной планетарных проблем? Возможна ли ликвидация социальных антагонизмов? Достижимо ли глобальное равновесие? Удастся ли всё это человечеству – вопрос спорный, по большому счёту он из области надежд человечества!

Тут-то и поджидает человека утопия, как вера в возможность преодоления неудовлетворенности, в иной порядок вещей. «Утопическая идея, - пишет О.Ю. Максименко, - воспринимается социокультурной системой в ситуации неустойчивости, когда для преодоления кризиса в обществе востребована мечта» .

«Периоды стабильного состояния общества под воздействием ускоряющегося темпа перемен все чаще сменяются состоянием неустойчивости и неопределенности… Сущность утопии состоит в том, что, критикуя действительность, утопия содержит в себе образ желаемого недостижимого будущего, который, в случае его восприятия в качестве цели, определяет направление деятельности как человека, так и общества» .

«Образ желаемого», по-видимому, и создает почву для возникновения и развития нетрадиционного, иррационального, идеализированного сознания в масштабе человечества и личности, в частности.

4. От этнических сказаний и мифологии до кинематографа и мультипликации: планетарное культивирование веры в существование чудес и экранизация непременного торжества добра над злом

Очередным фактором, стимулирующим формирование склонности к иррациональному в наше время, мы считаем существование и культивирование веры в чудо как национальными традициями (например, Santa-Claus  за рубежом, Дед-Мороз в России), так и современной индустрией кино и мультипликации (на сегодняшний день крупные корпорации Hollywood и Walt Disney не имеют себе равных в сфере продуцирования веры в чудеса, в добро, в счастливые совпадения жизни, Happy end и т.д.).

Учеными, например, О.Н. Халуторных в диссертации “Волшебная литературная сказка как феномен культуры” этот феномен исследовался следующим образом: «Волшебная… сказка разрушает логическую обоснованность объективно-познаваемой действительности, ориентирует человеческое сознание на модус творчества, создавая особый сказочный дискурс» .

По нашему мнению, сказочный мир является для ребенка той «гаванью», где он может найти покой и скрыться от обременяющей действительности. Позже не исключено, что именно эта вера в возможность чуда переносит детские переживания в плоскость жизнедеятельности взрослого человека, не утратившего этого качества, не разочаровавшегося в идее существования чудес, становится серьезной основой для повседневной веры в «сверхъестественное».

О.Н. Халуторных продолжает: «Символический контекст связывает образы сюжетного ряда в неповторимом авторском переживании, запуская процесс смыслообразования, в котором каждый читатель становится уникальным интерпретатором смыслов, т.е. творцом магического универсума» .

«Двойственность метафорического мышления разрушает привычный порядок мировосприятия, проясняет первоначальный смысл старых ценностей и норм и, тем самым, конструирует модель парадигмы «творение». Если в реальной жизни человек проявляется и реализуется через систему ролей и социальных функций, существуя не как целостность и индивидуальность, а как «частичный» человек, то в созданной им самим магической реальности, он освобождается от оков необходимости субъекто-объектного отношения к миру, становится целостной личностью и творит иные формы общности индивидов» .

«Сказка разрушает рациональное и деятельностное обоснование ценностных императивов реального мира и закрепляет субъектно-субъектные отношения в качестве субстанции, природы человека. Доказанные и обоснованные теоретически и практически индивидуализм и коллективизм, которые закрепляют эгоистическое, т.е. ограниченное отношение человека к миру и к самому себе, перестают быть единственно возможным способом бытия индивида» .

Можно предположить, что «волшебная … сказка ориентирует мировоззрение человека на ценности личностного бытия и является одним из ярких и наиболее доступных для понимания примеров вненаучного способа освоения мира. Она дает возможность пережить опыт личной идентификации и позволяет человеку, сохраняя свою индивидуальность и конкретность, овладеть недоступными для рационального сознания смыслами» .

В свою очередь Е.Н. Молчанова в диссертации “Телевидение в культуре современного информационного общества” утверждает, что посредством телевидения реальность информационного общества также «погружается в виртуальные образы, в выдуманный мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом, а это, в свою очередь, приводит к возникновению символической реальности и новой культуры» .

Таким образом, становится понятно, как в социуме закладывается основа для дальнейших иррациональных интенций сознания, перерастающих при определенных условиях в религиозный опыт, востребованность в Боге и в сообществе единомышленников-верующих, объединенных общими чертами характера – не потерявших веру в чудо.

5. Культура массового питания и образа жизни: нарушенная биохимия мозга и болезненное восприятие действительности

На сегодняшний день в России, как показывают данные по Приморскому краю, «произошло омоложение смертности от гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, сосудистых поражений мозга… известно, что хронические заболевания связаны с особенностями питания, его несбалансированностью. Здоровое питание – основа профилактики болезней сердца и сосудов… Неправильные привычки в питании чаще всего формируются уже в детском возрасте – слишком много насыщенных жирных кислот, сахара, соли и слишком мало балластных веществ» .

Кроме того, указанная картина дополняется тем, что ценность здоровья членов нашего общества «не стала осознанным фактом, оставаясь пока на уровне моды. Реальное поведение под влиянием усложнившихся условий ухудшилось у женщин и осталось прежним у мужчин, среди них по-прежнему много курящих, пьющих, нарушающих режим сна и отдыха, не заботящихся о правильном питании» .

Каким же образом это относится к нашему исследованию? Закономерность обнаруживается следующим образом: образ жизни и питание, в частности, влияют на психосоматическое состояние организма, следовательно, и на сознание человека, и на его систему жизненных ориентаций.

Доктор Д. Грей в своей книге «Марс и Венера. Диета и упражнения», ссылаясь на работы многих крупных специалистов  в области исследования мозга и диетологии, анализирует причины многих социальных проблем современности и устанавливает ошеломляющую закономерность биохимической связи между питанием массового человека и его душевным состоянием.

«Симптомы депрессии, тревоги, гнева, нездоровых пристрастий и подавленности напрямую связаны с дисбалансом в работе различных частей мозга… Причиной такого дисбаланса может быть физическая травма мозга, стресс или генетический дефект… С поступлением недостающих нейротрансмиттеров равновесие мозга восстанавливается и симптомы исчезают» .

 Нами усматривается предположение, что обострение иррациональных стремлений может вполне естественным образом сформироваться и по причине психосоматических особенностей жизнедеятельности организма человека.
Д. Грей утверждает: «симптомы депрессии обычно вызываются недостатком серотонина и перевозбуждением лимбической структуры мозга. Лимбическая структура располагается в центральной области мозга и отвечает за эмоциональное состояние. Когда активность этой области мозга повышается, человеком овладевает депрессия и негативные настроения» .

«Недостаток серотонина нередко влечет за собой повышенное внимание к нуждам окружающих, такие люди очень внимательно относятся к потребностям других, и им трудно просить о том, чего хотят они сами… Эти симптомы могут принимать разные формы в зависимости от темперамента» .

«Серотонин помогает расслабить перевозбужденный мозг. Типичные симптомы депрессии: уныние, пессимистические настроения, неспособность отпустить прошлое, а также ощущение безнадежности, беспомощности, несостоятельности и вины» .

Другими словами на самочувствие членов общества влияет и такой фактор как дисбаланс веществ головного мозга. И если причиной негативных симптомов в обществе не является травма мозга, стресс или генетика, то закономерен ответ – питание и образ жизни.

«Без правильной диеты и упражнений здоровый мозг не в силах синтезировать необходимое количество нейротрансмиттеров, и в результате начинает работать так, словно поврежден. Диагноз ДВГ (дифицит внимания/гиперактивность) ставят в наше время миллионам детей, и, очевидно, причиной этой проблемы не могут служить мозговые травмы или генетические пороки. Миллионы детей демонстрируют симптомы той же проблемы, с которой сталкиваются большинство взрослых: дефицит допамина или серотонина. Такой дисбаланс в биохимических процессах в мозге обусловлен, прежде всего, недостатком естественных нутриентов (питательных веществ). Правильная диета и физические упражнения, а также общение и образ жизни, способствующие выработке необходимых количеств допамина и серотонина, помогут восстановить нормальное функционирование мозга тысячам людей» .

По-видимому, если учесть выше сказанное, то стоит говорить и о болезненном формировании иррациональных интенций сознания и религиозности у населения многих стран – стихийной иррациональности и религиозности, связанных с нарушениями биохимического баланса организма.

И действительно, тревога, сознание кризиса жизни, апокалипсические умонастроения и другие проявления духовного состояния человека в момент покаяния и обращения к Богу – являются неотъемлемыми чертами религиозной жизни верующего любой деноминации. Мы считаем, что биологический фактор не может не сказываться на общем самочувствии человека, не может не отражаться на его мировоззрении, поиске сверхъестественного вмешательства в беды индивидуальной психической жизни, иррациональных интенциях, религиозном опыте.

Среди христианских писателей, наставников и душепопечителей мы также встречаем очень верные наблюдения по поводу связи соматического и ментального состояния человека: «Люди, чьи нравственные силы омрачены болезнью, неправильно представляют себе христианскую жизнь или красоту святости. Они слишком часто либо охвачены пламенем фанатизма, либо погружены в воды холодного равнодушия, флегматичности и уныния (Знамения времени, 23 окт. 1884 г.)» .

И.А. Чеснокова в своей диссертации “Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность” демонстрирует повышенный показатель психологических недомоганий верующих людей. По ее словам религиозность членов некоторых нетрадиционных религиозных организаций выражается «в повышенном комплексе неполноценности… замкнутости, напряженности, склонности к душевным потрясениям, неразвитости критического мышления, пассивности и податливости чужому мнению, неумении противостоять мнению большинства, что делает их незащищенными от манипуляционных воздействий окружающих людей, увеличивают уровень их внушаемости…глубоком переживании жизненных противоречий и несправедливости»  .

По-видимому, безвольность, тревожность, как доминирующая черта характера, неестественная впечатлительность и нарочитая сентиментальность, подавленность, высокий уровень депрессии  - не могут не отразиться на качестве веры и ее атрибутов. Атрибутами мы будем называть специфические черты религиозной жизни верующего человека.

В дополнение к вышесказанному мы считаем, что такая невротическая религиозность характеризуется систематическим упадком настроения и острой необходимостью вынужденной реанимации подобных состояний через вопрошание к Богу за помощью, исцелением, восстановлением сил, а главное эмоциональным равновесием. С большой натяжкой можно назвать таких людей счастливыми, ибо они и сами интуитивно чувствуют, что их психофизическое самочувствие оставляет желать лучшего.

Здесь ни в коей мере мы не пытаемся утверждать вред нетрадиционной религиозности или религиозности вообще. Скорее речь идет о том, что если бы человек обеспечил свой организм всеми питательными веществами , то эффективность его отношений с Богом не только возросла, но еще, что более важно, он избежал бы ситуации, когда его вера основывается только на постоянных недомоганиях и взывании к Божьему вмешательству (холопская мировоззренческая позиция).

Мы убеждены, что если человек готов изменить свой образ жизни и выстроить его в соответствии с законами гармоничного здоровья, а именно: сбалансированного, научно-обоснованного клеточного питания, обеспечив полноценный комплекс питательных веществ (витаминов, минералов, ферментов, антиоксидантов, аминокислот), то его организм не столько перестанет нуждаться в Боге, сколько перейдет на качественно новый, более продуктивный уровень общения со своим Богом, а также деятельности для Бога.

Поскольку состояние каждой клетки организма будет выражать здоровье (отражающееся на эмоциональном уровне), то теперь его молитвы будут более всего наполнены благодарностью и хвалой, а не вечной тревогой и апатией; признательностью, а не сомнениями, отчаянием, фатализмом, апокалипсическим катастрофизмом и алармизмом ; твердостью выбора и самостоятельностью, а не периодическими смятениями и бессилием; любовью к людям, а не давлением на выбор и свободу человека.

Таким образом, мы считаем, что перечисленный широкий спектр социально-культурных факторов, вполне закономерно стимулирует иррациональные искания людей и побуждает наших современников, в частности к богоискательству.
Однако всё это также и обостряет не столько естественные, сколько стихийные, переходящие в фанатизм и экстремизм тенденции людей с иррациональными интенциями сознания. Кризисы и антагонизмы на уровне всей планеты вынуждают человека либо игнорировать происходящее, либо реагировать здоровыми формами богоискательства, либо провоцируют в сознании болезненные формы: реакционности, радикализма, фундаментализма, консерватизма, эскапизма, насилия и т.д. В таких случаях от безысходности стихийность венчается фанатизмом выбора, садистскими наклонностями или преступным экстремизмом.


ССЫЛКИ - ПРИМЕЧАНИЯ:

при необходимости недостающие ссылки скоро внесу в текст статьи..