Слово на Благовещание или главная добродетель

Дмитрий Кульпин
 

"В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами". (Лк.1:26-28)

   Часто ли вам являются Ангелы? Какова бы была ваша реакция - Ух ты Ангел. А если он ещё не с пустыми устами, представьте, если бы из миллиона людей, представьте, что из миллиона достойных людей выбор пал именно на вас? Удивление, неожиданность, восторг? Мария тоже не ожидала, Её смутило не столько появление Ангела, сколько странные слова. Читаем дальше 29 стих: "Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие". Кто это благодатная? Я, бедная девушка, из далёкой провинции, чем я лучше других? Нет Гавриил, ты наверное ошибся адресом. Такие мысли, могли посетить Её. Тогда Гавриил успокаивает Её и говорит: "Не бойся Мария...", здесь нет ни какой ошибки, ты видишь, я знаю тебя по имени. Я бы может назвал даже не Мария, а Мирьям. Хочется употребить это еврейское прочтение Её имени, поскольку в сознании современных людей, Мария, больше ассоциируется с Мадонной, на картине Рафаэля. Женщина с благородными чертами лица, утончёнными манерами, а не еврейская девушка из Назарета, с города, который пользовался дурной славой. Ангел объясняет ей, суть приветствия:" ибо обрела благодать у Бога...". Слово благодать с греч. харис - слово многоплановая оно может переводиться, как благость, дар, особый вид милости, благодарение, благорасположение, в зависимости от контекста. И слово благодатная "кехаритомен) означает показать расположение к кому-либо. В данном контексте - благоволение Бога к какому-то призванию и это бдаговоление, она просто (еурис) нашла его, не за заслуги, а потому что выбор пал на неё. Заключается благодать в том, что Ей суждено родить Сына, который будет Царём Израиля и Сыном Бога.

   У многих может возникнуть вопрос, а этот выбор случайный, или по своему предузнанию, Бог именно Её предопределил, почему именно она? Возможно этот вопрос возникал и у самой Марии, неприметная девушка и такой большой подарок. Попробуем поразмышлять, почему именно Ей, суждено было стать Матерью Господа, случайность или точный расчёт.

   У каждого из нас есть, близкие люди, родственники и когда приближается какой-нибудь праздник, начинается головная боль, что подарить? Боль заключается в том, что подарок должен подходить человеку. Во первых, вещь должна быть полезной, во вторых вы должны знать, что человек способен ей воспользоваться и в третьих вы должны знать, что подобной у него нет. Вы никогда не подарите ботинки безногому, или варежки безрукому.
   Так если мы обладаем мудростью делать подарки, то кольми паче Бог. Мы имеем прекрасные примеры, как Бог, делает Свой выбор.
   
   1. Для спасения Израиля Бог выбирает, косноязычного Моисея, а не старшего брата Аарона, который обладал всеми качествами лидера, был предприимчив. Он знал, как утешить народ, дать им бога. Часто мы выбираем себе именно таких вождей.

   2. Когда пришло время выбрать нового царя, то из семи старших сыновей Иесея, Бог выбрал, самого младшего, пастушка Давида, которого даже в расчёт не брали.

   Оказывается у Бога есть Свои мерки, на что же смотрит Бог? Почему Он выбирает, именно Марию? А смогли бы вы допустить, что Иисус родился к примеру, от дочери Иродиады, или какой другой женщины, которая была бы, гордой, капризной. Нет? Вряд ли подобная, смогла бы обрести благодать. Не смогла бы не потому что, не заслужила, а просто не способна была бы понести этот дар. Перенесёмся немного вперёд и осмыслим, что несёт в себе, этот дар.

   1. Хотя каждая мать мечтала бы родить Мессию, но кто знал, что Он родится особым образом, что скажут люди и муж, когда узнают, что она беременна? Для справки, таковых в те времена, просто побивали камнями. Если скажет, что родила от Духа Святого, то ещё объявят богохульницей. Мария же уповала на Бога, если Он даёт, то и дальнейшее усмотрит.

   2. Каждая мать знает, как её душа привязывается к детям, даже когда они вырастают, для неё, остаются детьми. Тем более такой Сын, как Иисус, наверняка был отрадой для матери. Вот приходит момент, когда Ей нужно осознать, что Он больше принадлежит не Ей, а всем. Самой Марии теперь надлежит стать Его ученицей.

   3. Наконец самое страшное, те кому Он посвятил Свою жизнь, распинают Его. Видя своего Сына на кресте, душа Матери, внутренне переживает Его страдания. Исполняется пророчество Симеона: "...и тебе оружие, пройдёт душу..."

   Как любой еврей, Мария имела право на сомнение. Где обещанное Царство? Где спасение? Почему смерть? Ученики разбежались, не поняли. А она осталась верной, до конца. Даже если каким то образом, Иисус оказался вне истины, а истина вне Иисуса, то Она осталась бы с Иисусом, чем с истиной. Не каждая на её месте, смогла бы выдержать и устоять.
   Бог знал, кому доверять, что же её отличало, от множества современниц? Мне кажется ответ мы найдём в молитве самой Марии: "И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды" (Лк.1;46-48)

   Смиренное сердце, послушное сердце,вот главное условие, чтобы Бог начал Свою работу в нас. Вот так не послушанием одной женщины грех вошёл в мир, а послушанием другой в мир пришёл Спаситель. "Бог обитает на высоте небес и в сокрушённом сердце". Говорил пророк. Позднее апостол скажет: "Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать". То есть не каждому даётся эта благодать. Мы не можем заслужить её. Мы не можем взять её усилием своей воли. Но что-то мы можем, и должны сделать если хотим чтобы Божье присутствие в нашей жизни стало реальностью. Солнце светит одинаково на всех людей, но одни прячутся и не получают его тепло, которое оно даёт, а другие открыты к нему. Нужно занять правильное положение пред Богом. Как сосуд перед потоком воды, он должен быть не перевёрнут, это положение гордеца, не закрыт крышкой скепсиса, не заполнен жидкостью иного учения, или самомнения. Нужно в смирении и уповании принимать, что Бог даёт, а не чтобы мне хотелось.
   Бл. Августин, называл смирение, матерью всех добродетелей, поскольку без него, добродетели превращаются в пороки; любовь в похоть, кротость в ложную скромность, и.т.д. Даже обладание духовными дарами без смирения, может привести к тщеславию и в итоге к погибели.
   Смиренное сердце не ставит преград, потоку Божьей благодати и Бог действует через него, как Ему угодно. Ап. Павел неоднократно говорил, что сила его в немощи и Бог избирает не мудрое мира сего, чтобы попрать мудрое.
   Итак если хотим, чтобы благодать Божия проявилась и в нашей жизни, уподобим наши сердца, сердцу назаретской Девы. Будем ревновать о таком качестве души, как смирение.