***

Верендеев Владимир
Наркоз...Овощ в тумане...Как выглядит ад?

Это не теоретические измышления.
Это было…
Это было со мной…

На днях я прошёл через сложнейшую операцию. Это – не суть… Долго ждал, верил, терял веру, боялся, переставал бояться… Но, как говорит Профессор: «Всё прошло по плану»...
Перед операцией мы поболтали с весёлым анестезиологом. Он задавал вопросы про рост, про вес, про курение. Потом, уже на каталке по пути в операционную, он пошутил, что забыл сделать укольчик, покрутил чем-
то вне поля моего зрения и я плавно отъёхал в небытие…
Операция шла долго*. Наверное, долго… Меня там не было, было моё тело…
Но вот Профессор произнёс магическое: «Ну, вот и всё… Воло-о-о-дя!!! просыпайся». И я послушно проснулся. Но проснулся я странно:
Я не ощутил ни одной ниточки, связывающей меня с окружающим миром. Я не смог ни моргнуть, ни вдохнуть, ни пошевелить пальцем. Я только слышал… Но слышал тоже странно, как через многократно повторяющееся эхо, наплывающее на тебя…
Меня перевозят в реанимацию. По дороге обнаружилось, что в трахее остался зонд, Я слышу все разговоры медиков: «ну и чудеса… смотри, он перехлестнулся вокруг трубы и завязался бантиком… Действительно бантик! Ну, фигас-се!... Так, надо здесь подвытащить, а пинцетом… долго и нудно извлекали…  Мне, в какой-то момент показалось, что больно. Это хорошо. Значит, скоро смогу что-то чувствовать и делать…
Положили, подключили к аппаратам и покинули. Я один. Вокруг пиликают контрольные приборы, ходят люди. Я слышу и могу условно видеть. Мои глаза неуправляемы. Это донышки двух майонезных банок, вставленных в ржавую кастрюлю и замазанных сверху старой извёсткой. Они обращены куда-то… Левый «видит» размазанный кусочек чего-то сверху под моим черепом, правый «смотрит» вниз и ловит малюсенький кусочек света на краешке то ли сознания, то ли помещения.
Итак, мой мир – это: мой мозг, помещённый в вакуум, движущиеся силуэты без цвета и фокуса, писк и щелчки приборов, и громкие голоса с троекратным эхо, где эхо громче, чем слова. Иногда понимаю, что говорят про меня, и что этот противный зуммер звучит рядом. И что он всё чаще из занудно-монотонного взрывается в кричащий звонок…
«Ир!**** А**** У него постоянно включается кр**** ый-ый-ый… что ***делатьььь?»
Вдруг в поле моего условного зрения появляется что-то белое расплывчатое. Лицо? Нечто явно пытается попасть в фокус: приближается, удаляется, влево, вправо, т.е. пытается поймать точку, с которой я точно пойму, что передо мной – человек.  Я слышу «громовой» голос: «Парень! У тебя**** йод*** жжёт...  Хочу помочь…  Не можешь… Но думай, пробуй ответить…»
……………………………………….
«Я задаю вопрос, ты пробуй ответить… дай знать: либо моргни, либо пошевели пальцами»
Я не могу ни того, ни другого… НЕ МОГУ!
«Астма была?»
Я  мысленно «кричу»: «ДА! Да!». Но ни пальцы, ни глаза не шевелятся… Только мысленно…
- «да поняла я, поняла… не ори так, просто отвечай» (блин! Это что? Телепатия?)
-  «Курил? Бухал много?»…
«Безмолвное «Да! Да!»
- «Последний вопрос, только не ври: наркотики употреблял?»
И снова беззвучное «Да-а-а»
- «Дурак, почему не сказал анестезиологу?»
- «Не спрашивали! Я ничего не скрывал!!!»
По-моему, она выматерилась… и уже не мне, а себе «под нос» что-то про перебор курареподобного… наверно послышалось – ведь кураре это, вроде, яд…
- «Ладно. Терпи, будет дольше, но всё будет хорошо…Терпи»
Вопросы прекращаются. Я слышу её голос: «Меняем*** раствор*** процентный». Другой голос. Испуганный: «Почему?»
Властное - «Я знаю!».
Через короткое время противные звуки зуммера сменяет равномерное пощёлкивание. Зуммер ещё звучит, но вдалеке, у других….
 Проходит ***минут, *** часов, вдруг мне кажется, что появилась какая-то ниточка.
Показалось, что я могу шевелить…  почему-то правой ногой… она шевелится, но шевелится сама… не шевелится – дёргается, за ней всё тело выгибается дугой… взрывается звонок… и голоса: «срочно! **** судороги, синдром  ****кого!!!  Да бегом же!!!»…. и тишина … провал…
День? Ночь? Снова день?
***
Я знаю…  Знаю, как выглядит Ад... Ад изнутри.
Это пустая серая комната, в которой висит твой мозг без связи с внешним миром.
Я видел себя со стороны.
Есть вариации восприятия, иногда это high tech, сверкающая матовым никелем камера, (огромная микроволновка) где я подвешен в центре.
Я – кусок хлебного мякиша, с одним желтым глазом  посередине. И со всех сторон дует ветер.
Иногда у мякиша есть одна тоненькая ручка и ею он (я) пытается прикрыться от слепящего света.
Иногда вместо мякиша – замороженная куриная тушка, иногда – булыжник… у булыжника глаз не желтый, а чёрный…
Варианты разные, но всегда – ветер: не сильный и не слабый, ни теплый, ни холодный – просто ветер со всех сторон. Это искусственное дыхание. Аппарат, он дышит за меня, овевая ветром сознание…
***

Голос:
- «хватит лениться! Пора дышать самому! Ты же не хочешь получить осложнения на лёгкие? Значит так, сейчас вынимаем трубку, прокашляешься и дышать, дышать!» Трубку извлекают… вместо кашля хрип и не вздохнуть… нет….не получается… Блаженное выключение сознания на **** часов. Первая попытка запуска дыхания. Неудачная... Повторная интубация.
***

 Возвращение…  Я уже не мякиш в пространстве: плохо, но вижу, мне бы мои очки! Минус 3.5… Слышу без эхо… Наконец-то увезли в отделение соседа (с пересаженным сердцем).  Я устал слушать, как он с хитростью южнорусского крестьянина канючит, чтобы ему дали побольше воды. А пить много ему нельзя…
Руки почти свободно движутся… условно – они привязаны у кистей, чтобы я ненароком не повредил себя, не выдернул трубки.
Аппарат дышит за меня.  Вроде я бы смог и сам, но его не «передышать»: он со своим механическим ритмом и силой механизма делает за меня и вдох и выдох…
Я по первой профессии оператор документалист и снял десятки фильмов - самых разных, в том числе и про медицину. И ещё я – любознательный… Короче, я приблизительно знаю, как устроен аппарат искусственного дыхания. У него есть несколько режимов: дыхание вместо пациента и поддерживающее – пациент дышит сам, аппарат лишь подкачивает воздух, когда пациент «забывает» вдохнуть… Мне бы такой режим сейчас: после первой неудачной попытки запуска – дышать сразу самому мне страшно, но хочется попробовать, с подстраховкой…   Но аппарат методично дышит за меня и никому не хочется играть с режимами… Глубокая ночь и… Нет, никто не спит, но ночь есть ночь…
Пытаюсь привлечь внимание… с помощью азбуки Морзе. Стучу свободной ладонью по кровати…  Как там? Три точки, Три тире? Или наоборот?...  Похоже, азбука Морзе не в моде нынче, да и сам я знаю лишь пару слов…
Вдруг слышу молодой мужской заинтересованный голос: «Ну, давай, попробуем. Тебе плохо?»
Ладонью покачиваю – «Нет».
«Чего-то хочешь попросить?»
Стучу ладонью по кровати: «Да!»
Он спрашивает: «Тебе холодно? Жарко? »
Ладонью показываю – подожди. Указательным пальцем тычу в простыню. Повторяю жест трижды. Трижды быстро на одном месте рисую букву «Р».
«Р?»
Рисую «Е». Сложнее, но понятно. Он понимает: «РЕ?»
Большой палец вверх! Молодец!
Буква «Ж» - понято с первого раза.
Рисую «И».
Он спрашивает: «Режи…что - то РЕЖИТ?»
Ладонью – Нет! Нет! Блин, молодёжь!  Слово «РЕЖЕТ» пишется через «Е»!
Снова буква «И»…
«Режи…А-а-а. Режим дыхания?»
Хлопаю по простыне –Да!Да!Да!
«Хм… Ну давай попробуем. Переключаю»…
Я активно и громко дышу. Вдох – выдох, вдох – выдох. Аппарат дышит за мной.
***
«Не боишься трубку вынимать?»
Хлопаю ладонью: Давай!
Через минуты трубка вынута, я мучительно кашляю  и начинаю дышать сам… 
«Ну, ты как? говори что ни будь: фамилия, имя! Громко» Я  говорю и дышу, дышу, дышу.
Я вернулся…**
***
Вероятно, мне не удалось словами передать ощущений, и вместо фильма ужасов получился святочный рассказ,… Но я запомнил, как выглядит Ад. И если ко мне придёт лукавый и предложит вечную молодость и все блага мира, но взамен 24 часа в этой пустой комнате с ветром… Я, конечно же, выберу мгновенную смерть…


  ________________
*Узнал позже – операция длилась 13 часов
** всё это продолжалось около 2 суток