Война. Глава 15 Колонна

Александр Верещагин
От входа в шахту, в подножии горы тянулась заросшая молодыми деревцами дорога, на первый взгляд вполне проходимая. Рискнув однажды, я уже не мог остановиться. Дорога довольно скоро уперлась в такой же сгнивший забор из проволоки. За ним редком стояли засыпанные снегом валуны, что-то в их облике мне показалось странным. Подошел поближе, стряхнул снег… Под снегом оказался металл. Перед мной стоял танк, самый настоящий, покрытый маскировочной сетью советский танк. И судя по всему, не единственный.
  Надо срочно возвращаться к саням. Под впечатлением от удивительной находки я понесся к речке. Леха сидел прямо на льду, рядом курились какие-то вонючие травки, в руках он раскручивал затейливые амулеты. Витя спал в санях, хорошо что не на льду. Собаки, которых проводник забыл распрячь, поскуливали в упряжке. Мои друзья выглядели совершенно деморализованными, рассказ о руднике и танках не вызвал видимого интереса.
Я вынужден был взять руководство походом в свои руки, без всякого удовольствия, между прочим. Собаки слушались плохо, и по сути я не знал куда нам идти. Как только наша экспедиция вышла на простор широкой Лены, Леха заметно оживился.
- Дениска совсем глупый, однако. Собака править не может. – С укором посмотрел на меня эвенк и занял свое место в управлении упряжки.
Дальше путешествие проходило без особых приключений, на четвертый день мы присоединились к стойбищу родичей Лехи.  Потянулось нехитрое кочевое, небольшого эвенкийского рода. Чум, олени, собаки. По началу, Витя боялся даже вылизать из чума, разве по нужде. Думаю, он побаивался эвенков, хотя это очень добродушный и простой народ. Даже когда конфликтуют, никогда не дерутся. Разве что, как маралы, борются уперевшись лоб в лоб.
Оставшись наедине с Витей, что в условиях стойбища бывало очень редко, он мне признался:
- Ведь это я во всем виноват, Денис. – Неожиданно начал он.
- В чем виноват? – Тупо спросил я.
- Помнишь наш разговор еще в Каратае. Я тогда расхвастался еще… Так вот, я попытался взломать их базы данных. Естественно, никому ничего не говорил. Не получилось. Понимаешь, не с моими «дровами» - Витя кивнул на сваленное в кучу оборудование – Натовские серваки ломать.
- Короче, вычислили меня в легкую. И место расположение засекли через спутниковый канал связи. Спутник, который я под контроль взял по ходу ликвидировали. Представляю, какая в Пентагоне паника была, когда они «догнали» что неисправный спутник X5-I12, взял под контроль русский хакер. А я просто коды доступа сменил и аварийную систему забанил. – Витя зло усмехнулся.
- Каратели те, по мою душу пришли. Хотели живьем взять, потому и не накрыли ракетами деревню. – Такие дела. – Закончил он свой короткий монолог. После, я много думал о том, какой груз на душе носит этот человек. В гибели людей, за несколько месяцев совместного проживания ставших родными, Витя винит не безжалостных карателей, не циничных американцев, а себя одного.
Неделя за неделей племя кочевало на Север, в тундру. Как мне объяснил старый Эрэлген (для нас Эдик), в тундре хорошие зимние пастбища для оленей.
Постепенно тайга редела, зачастили проплешины «хуралгоны» Потом и вовсе, лишь редкие чахлые деревца разбавляли монотонный ландшафт заснеженной тундры. Впереди шло стадо, за ним пастухи и обоз из собачьих и оленьих упряжек. Я старался как мог, помогать эвенкам. Стыдно было за даром есть свой кусок мяса. Учился ремеслу пастуха на ровне с многочисленными детьми рода. Изредка охотился на песцов. Кушали мы исключительно мясо, Эвенки съедали оленя практически полностью, даже кишки шли в пищу, меня сначала воротило от местных деликатесов, а потом, видя с каким удовольствием и аппетитом, все едят отваренные и порезанные на ленточки кишки, сам отважился. Оказывается, таким образом, аборигены спасаются от цинги.
К весне племя откочевало к океану. Впервые в своей жизни я видел море, конечно это не Черное или Средиземное ласковое и теплое море, холодный, суровый Ледовитый океан. Но все же настоящее море, с соленой водой и пенными набегающими волнами, все как в кино! Эвенки рыбачили, откапали лодки спрятанные с прошлого сезона. Латаные – перелетанные сети  делали свое дело. Меня на рыбалку не взяли, без навыков я бы только мешал в лодке. через несколько дней по всему берегу развесили вялиться рыбу, жирную селедку, семгу. Соли оригинальным способом, сжигали заранее вымоченную в морской воде древесину и получившимся пеплом пересыпали рыбу, укладывая ее пластами.
В конце - концов, теплое весеннее солнышко стало припекать все сильнее лед и снег давно растаяли показалась низкорослая травка и море цветов, каждое растение старалось как можно быстрее отцвести и дать семена.                Я забеспокоился, мы с Витей рисковали остаться в стойбище до следующей зимы. Нельзя сказать, что жизнь здесь была в тягость. Чувство долго и тревоги гнали меня к своим. Поговорив со старейшинами рода, я не без труда убедил их снарядить нас с Витей на «большую землю». Небольшой обоз из нескольких повозок, запряженных оленями, эвенки везли на продажу пушнину, вяленую рыбу и мясо, выдвинулся на юг, по оттаявшей мокрой тундре.
Ехали довольно быстро, сокращенным маршрутом, лихо преодолевая небольшие речушки и озерца, похожие на большие лужи. Несколько месяцев кочевой жизни порядком укрепили меня и Витю. Бежали мы, за санями, гораздо легче, чем несколькими месяцами раньше. Примерно за две недели дошли до большой реки, дальше путь пролег по воде, довольно большой паром переделанный из старой баржи, медленно но верно тащился вверх по течению. Наши проводники отдали значительную часть поклажи в качестве платы за проезд. На вторые сутки путешествия по реке, сгрузились на берег. Вечером в разбитом для ночевки лагере, неразговорчивый Леха, имевший к стати в племени репутацию заядлого путешественника, заявил:
- Однако в Невельское едим, торговать будем. – И многозначительно посмотрел на меня.
- Нам в Невельское нельзя, америкосов много. – Даже если мы ускользнем от американских патрулей, наверняка заложат соглядатаи, коих прикормили янки, довольно много. Я продумывал возможные варианты.               
- До первой прибрежной деревни доведите, а там сами. – лаконично отрезал я.
Длинный переход настолько утомил, что когда показались домики первого попавшегося поселка, я пренебрегая какими либо мерами осторожности, вышел на центральную улицу. Здесь же расположился импровизированный рынок, потолкавшись среди народа выясни все что необходимо. Американцев и карателей в поселке нет. Местное население старается держать нейтралитет, не ссориться с американцами и Сопротивлению в помощи не отказывает. Я подумал « Сопротивление сила, в глазах земляков. Раз они его в один ряд с американцами ставят». На рынке торговали главным образом рыбой, поселок очень бедный. Из-за того, что от крупных населенных пунктов далеко, мародеры сюда не наведываются,  но и «челноки» бывают не часто.  В итоге я сговорился с местными рыбаками, пристроил Витю с его «хитрым» грузом на некоторое время, на постой. Заплатил двумя десятками патронов. Сам пошел дальше с рыбным обозом, искать связь с отрядом. На счастье, в следующей деревне, где рыбаки меняли свой улов на необходимые предметы быта, попался на глаза мой старинный знакомый, Афоня. Был он изрядно пьян, в распахнутой рубахе, ноги по-деревенски в галошах на боса. Меня узнал сразу.
-О! Братуха, Дениска! – Полез обниматься добродушный Афоня. – Ты как здесь, рассказывай. Пошли ко мне в дом.
Он практически сгреб меня в охапку, вместе с автоматом и вещмешком. Афоня притащил меня в избу в конце улицы.
Потом выяснилось, в этой деревне, со смешным названием Мырь, живет вся его семья, родители, брат и сестра еще с довоенного времени. А когда началась оккупация, он перевез сюда жену с сыном. Все это, я узнал только после того как меня накормили, напоили, в баньке отмыли.  Последнее было совсем не лишнее, учитывая четырех месячное пребывание в тундре. На следующий день удалось обсудить дела. Афоня, «хлопнувши» с утра самогона с помятым и опухшим лицом, чувствовалось что пьет он не первый день. Я долго рассказывал о наших с Витей злоключениях, о том как важно связаться с штабом Сопротивления.
- Я щас на «каникулах» паря. – Как-то невпопад перебил мой тревожный монолог хозяин.
- Понимаешь, не реках и водохранилище лед только сошел судоходства еще нет. Янки со своими прихвостнями в город заранее умотали. А бандиты… так их перебили почти всех, остались только крупные банды. У нас с ними мораторий.  Они на своей территории, мы на своей, друг-друга не трогаем. Петрович людей к семьям распустил, а сам щас наверное в Невельском.
- Ты не торопись в штаб, Денис. – Поняв мои намеренья отговаривал Афоня. – Погости чуть, знаешь какая щас рыбалка! Вся рыба с икоркой, щуки полно, хоть голыми руками лови. А хочешь, я тебе заветную речушку покажу, хариуса наловим.
Я уже не слушал мечтательную речь друга, обдумывал, как добраться до Сергея Петровича. С большим трудом я убедил Афоню в важности моего дела. Надо сказать, он в конце-концов вызвался даже проводить меня в Невельское, и подарил кое-какую одежонку(за время скитаний я пообтрепался).
- Вот война кончится, я торговать пойду. С теми же эвенками торговать буду. Пушнина во все времена в цене. – без умолка трещал Афоня, шлепая по дорожным лужам.
- Странный они народ, Леша. Пока к стойбищу шли, гора попалась. Проводник в обход повел, больше десяти верст крюк. Я ему говорю6 «А на прямик никак нельзя?» А он свое заладил: «Злой шаман проклял! Нельзя идти. Помрем все». И все, не хочет идти. Ну, я настоял на своем, сам повел. Оказалось рудник там, под горой заброшенный, зэки уран когда-то добывали. А рядом танки замаскированные…. – Как бы нехотя, я перевел разговор на волнующую мою душу тему.
Афоня заметно сбавил шаг, потребовал рассказать всю историю про танки, подробно.
-А я то думал, чушь все это. Байки про спрятанные колонны бронетехники, со времен СССР. Когда по договору об обычных вооружениях в Европе, СССР обязался уничтожить 6000 танков. Поговаривали, что часть из них спрятали в труднодоступных участках тайги. И якобы танки по Лене, ночами сплавляли. Оказалось, правда…   
     Оставшуюся часть пути Афоня молчал, видимо переваривал информацию. Примерно через сутки, нас остановил дозор Сопротивления. Отвели в штаб, теперь он не располагался непосредственно в поселке. Несколько неказистых, наспех построенных избушек и землянок. Удручающая картина, хорошенько досталось  Сопротивлению, за время нашего с Витей отсутствия.
Командира, мы не удачу, застали на месте. Выслушав молча мой подробный доклад. Сергей Петрович расспросил про танки, его даже не удивила эта новость, видимо уже что-то знал. Последовало короткое совещание командного состава отряда, мы с Афоней не присутствовали на нем.
Выйдя из совещательной землянки, Полковник огласил решение:
К месту расположения бронетехники пойдет разведгруппа, цель- сбор информации и анализ. Старшим назначен Аким, надежный мужик, из бывших офицеров Российской Армии.