Беседы о главном. Часть третья

Тамара Костомарова
Саше девять с половиной лет


29 марта 2007 (на весенних каникулах)

За ужином внук выдаёт очередную порцию философии.
- Ба, - говорит он, - представляешь – вот я вырасту… потом стану дедушкой, а потом умру, и моя душа улетит на небо, побудет где-то там, а потом попадёт в рай. Так, да?
- Наверное, так, - сказала я, но насчёт рая распространяться не стала. Потом спросила:
- Почему тебя это волнует?
- Наверное, мы там не будем вместе, а я бы не хотел этого.
На что я ответила:
- А мы сделаем так: когда соберёмся на небе, мы попросим Боженьку, чтобы он снова объединил нас и больше никогда не разъединял, – хорошо?
- Ну, тогда ладно, - соглашается он.


25 июня 2007 (на летних каникулах)

Саша приходит с прогулки, – я спрашиваю:
-  Ты Барсика видел? - это котик, которого выбросили с 11-й квартиры и которого я кормлю.
-  Нет, - отвечает он.
-  Что так?
-  Ну, ты же знаешь, что я сегодня занимался спортом, а когда возвращался с площадки, то немножко расслабился, вот и не заметил ничего.


28 июня 2007

       Вечером смотрим фильм «Примадонна». Во время поцелуя героини с возлюбленным (причем, её муж находится в другой комнате), закрываю Саше глаза, да он и не смотрит, но после того как муж застаёт их и стреляется, а она рыдает возле него, Саша восклицает:
-  Ух, ну и дура же она!
-  За что ты её так?
-  Ну, разве можно… сразу с двумя?
-  А что – с двумя? – я настораживаюсь.
-  Да один – её муж, а со вторым на свидание бегает!


29 июня 2007, вечер

Ужинаем.
Даю Саше бутерброд, при этом кусочек масла падает на пол.
-  Та-ак, - улыбается он, - настала пора вмешаться.
-  Почему? – недоумеваю я.
-  Чтобы исправить ситуацию.


7 июля 2007

-  Саша, посмотри, – где сейчас наша милая кошка Анфиса, – в коридоре?
-  Ба, у тебя что, – глюки?
-  А что такое?
-  Да вон она, – перед тобой сидит, на холодильнике.


9 июля 2007

-  Сашенька, скажи пожалуйста, кого ты больше любишь, – нашу Анфису или дворового Барсика?
-  А ты попробуй задать этот вопрос самой себе, - глубокомысленно отвечает он.
-  Вот я и задала его тебе, чтобы знать твоё мнение.
-  Ну и что я отвечу? Анфиса живёт у нас, а Барсика ты кормишь, и попробуй определить, кого ты больше любишь!
-  Но я хотела бы знать именно твоё мнение.
-  Ба, ну ты же умная: сама задала вопрос, – сама и отвечай.


Через два часа

-  Ба, ты дачу продала?
-  Да, - отвечаю.
-  А деньги кому пошли?
-  Как кому – дочке, то есть маме твоей.
-  Ба, ну какая же ты у нас хорошая!


Саше почти 12 лет


28 июня 2009 (на летних каникулах)

       В прихожей висит динамик проводного радио, включаю его часто, особенно, когда вожусь на кухне. Между передачами диктор вставляет афоризмы, причём, не всегда хорошего качества. Саша на них не обращает внимания, но сегодня на один из них откликнулся мгновенно: к словам – «остерегайтесь близости недалёких людей» он предложил свою расшифровку.
- Это значит, надо общаться с теми, кто равен тебе по уму. Так, да?
- Так, - соглашаюсь.
- Ну, или просто общаться с умными людьми, - через паузу добавляет он.


4 июля 2009

       Вечером, когда на небе зажглись звёзды, мы вышли на балкон. Оглядев звёздный рисунок, внук неожиданно продекламировал:

  Я забыл, что значит страх,
  Я свободен, – будто птица в небесах! 
  Я свободен!

15 июля 2010 (через год)

       Саша снова у меня, но говорит, что уже вырос, что дома у него друзья, с которыми он расставаться не хочет и поэтому на длительной срок ко мне больше приезжать не будет.

       Итак, июль 2010 года.
Жара стоит удушающая, температура зашкаливает за 40, кругом горят леса и деревни, вентилятор работает сутками, но не спасает. Наш балкон выходит на южную сторону и нагревается до умопомрачительного пекла. В один из таких дней, увидев по телевидению, как на капоте машины кто-то зажарил яйцо, мы с внуком решили сделать то же самое, только на балконе. Выставили на подоконник блюдце, накалили его на испепеляющем солнце и вылили туда яйцо. Через некоторое время оно покрылось густой плёнкой, но до конца не зажарилось.
-  Почему? - спросил внук.
-  Потому что жарить надо было не на блюдце, а на металлической тарелке.
-  Ну, его – это яйцо, - пойдём лучше на речку.
- Там рыба кверху брюшком плавает, - отвечаю.
- От жары погибла?
- Конечно, от чего же ещё.
- Тогда пойдём под вентилятор.
- Пойдём…

30 июля 2012 (ещё через год)
      
       В 2011-м и 2012-м годах Саша не приезжал.
Он уже девятиклассник, и сейчас его занимают друзья и компьютерные игры, а я всё чаще ловлю себя на мысли, что того очарования, какое было в наших первых беседах, сейчас уже нет, и это немного огорчает. Но Саша растёт, и я надеюсь, что со временем компьютерная «пена» сойдёт, и наши философские беседы продолжатся.

3 июля 2018

    Прошло шесть лет, – Саша возмужал, рост под два метра, в этом году заканчивает третий курс политехнического института, будет строителем. В прошлом году со студенческим отрядом ездил в город Тобольск, работал там на строительстве высотных зданий, очень уставал, но все испытания выдержал мужественно, заработал некоторые деньги. Любит поэзию, прекрасно декламирует: когда однажды на семейном вечере читал «Письмо к женщине» Сергея Есенина, – мы слушали, не проронив дыхания, настолько завораживающе звучал тембр его голоса.
     В заключение этих записей хочу пожелать тебе, мой дорогой внук, доброго жизненного пути и верных друзей. Люби жизнь и смело иди вперёд, будь честен и справедлив, не прогибайся под капризами судьбы и помни о своих близких.