Незабываемые дни...

Веруня
Этот несовершенный рассказ написан специально  для подруги и одноклассницы,  Галины Михайловской,которая обожает подробности. Это подарок ко Дню её Рождения.


Евпатория, Евпатория… Ты вошла в моё сердце и осталась там навсегда  своими узкими улочками- тупичками, одноколейкой,  песчаными пляжами, заполненными  телами  разного размера  и веса…   Ты -  моя молодость, моя   память - светлая и радостная…

-«Сойка», «Сойка»,вам пора отойти от причала! – взывало радио к переполненному народом катеру,  уступите место:  « Лабрадор»  на подходе… 


НЕЗАБЫВАЕМЫЕ  ДНИ

В начале  каждой  осени,  после очередного посещения  Крыма, тётя категорически заявляла:
- Всё, Веру больше никогда собой не возьму. И без комментариев…
Старшую племянницу  - пожалуйста!

Мама не спорила. До следующего лета было далеко,  и  она надеялась уломать своенравную  свою сестру, соглашаясь с тем, что   старшей дочери  отдых не  противопоказан,  и убедить в том, что для  младшей из дочерей  море - это  продление  жизни.

Зимой начинались осторожные переговоры,   «торговля»  с  тётей, но та оставалась непреклонной.   Её «нет» возмущало меня до слёз.  И  я, горячась,  наговаривала ей такое, что не делало наши отношения лучшими.
Как и всякий подросток, считала, что она  ко мне несправедлива, всё  время необоснованно  придирается.

У неё существовало иное мнение. А причина была в том, что я отстаивала  ущемлённые права двоюродных братьев, тёткиных сыновей.
Ох,  если бы я  могла заглянуть в будущее! Наверное, во многих случая прикусила бы  свой острый язычок перед тем, как  во что-нибудь  в очередной раз вмешаться!


С мамой  отдыхалось   хорошо. Всё делалось быстро, но без нервов. И не нужно  было вставать  рано утром  и бежать на пристань, чтобы успеть  на первый катер, отплывавший  на  Новый пляж.  Прилагать столько усилий лишь для того, чтобы  занять лучшее место около воды. Можно было наесться  маленькими,  с пылу-жару  кексами, запивая их вкуснейшим  кефиром,  на который я бы дома  даже и не взглянула. И ещё много всякого позволяюсь – не идти в воду, когда не хочется, читать до изнеможения, разговаривать и дружить  с теми, кто нравился.

Но ездить на море  с матерью нам удавалось  редко. Отпускные  деньги уходили на заготовку дров, угля,  подготовку к школе. Вряд ли бы и  на это  хватало бы тех мизерных сумм, которые она получала за свой тяжкий труд нянечки в детской городской больнице.  Без помощи  родственников мы бы пропали: наш с сестрой отец не платил алиментов.  Мама же и  слышать о нём не желала. Ни о нём, ни о его деньгах….


На море я старалась тётю не злить.  Помогала, чем могла. Но угодить бывало трудно. Не знала, не понимала, что придираются обычно к тем, кого не любят.

Её раздражало всё:  и то, что я бегаю с братьями по пляжу,  и  что  учу их плавать (а вдруг рядом с берегом утонут!), и рассказываю  им  бесконечные  истории.  Бесило и моё умение поддержать любой разговор.

Наступил  такой  день, когда   я  по собственной инициативе отказалась ехать с тётиной семьёй на море. Для  всех  это стало  неожиданностью. Но не для мамы.

Она  давно меня убеждала   забыть  незаслуженное поведение  тёти, и, особенно  случай, потрясший меня до глубины детского сердца:
В один из прошлых   приездов в Евпаторию  тётя сняла квартиру, в которой оказалось невероятное количество книг, в большинстве - подписные издания. Хозяйка  разрешила  их читать, но не выносить за пределы квартиры.
Это была удача, счастье невероятное, ведь в те времена  «достать» интересную книгу  практически невозможно было…

Тётю  злило  моё нежелание идти на море. Конечно же, была права, потому что впереди  ожидала нас  слякотная  осень   и затяжная холодная зима. Солнце, море – тут, рядом, необходимо лишь правильно ими распорядиться…
А  я  её и не слышала. Очередное погружение в книгу -  и вокруг уже ничего не существовало.

Мой двоюродный брат тоже  обижался: ему нужна была  сумасбродная  подружка для игр.
А кто из нас не любил шалить, хохотать до одури, бросаться подушками, сталкивать друг друга  со стула, дивана?!
А баловство, как любила повторять наша общая  бабушка,  «до хорошего не доводит!»

Однажды, отдыхая после жаркого дня, проведенного на берегу моря, мы с братом старались вытеснить друг друга  с металлической кровати.  В возне и смехе я ногой случайно задела его нос. И замерла - всё вокруг нас  мгновенно стало красным.
Уже и врачи уехали, и брат остался жив, а я, словно в столбняке, сидела и никого не видела.
Впервые в жизни смерть была рядом. Она отступила, но  мне легче не стало…


Всё-таки я поддалась на уговоры матери и отправилась в Евпаторию.  Мы любили этот город. Да и поездка была удобной.  Сел в поезд, а  летняя ночь пробегает как одно мгновение, и  вот оно – долгожданное  море…

Почти всю ночь я проводила у окна.  Мимо пролетали большие станции, полустанки, дома. А я жалела, что никогда не узнаю, какие люди там живут. И придумывала себе разные истории. А на остановках выходила  на полупустой  перрон. Продавцы не отчаивались, ждали покупателей.    Иной раз мы ими и становились –  выбирали малосольные огурцы, мочёные яблоки, к которым у меня  сохранилось особое отношение и по сей день.

Курортный город   встречал непривычной  жарой.  Заснёшь в тени – проснёшься на солнце. Обгорели плечи.   Но лечиться некогда:
-Вперёд, - командует тётя, -  в море. За всё уплачено…

Вечерами  нарядные отдыхающие дефилировали   по набережной. Часто встречались пышнотелые армянские женщины с кучей ребятишек и нянями в придачу.   И почему-то  без мужей.

Почему-то мне стал попадаться, куда бы я ни пошла,  смуглый черноволосый мальчик с огромными, в пол-лица  тёмными глазами.
Стройный, гибкий, высокий,  напористый и упрямый, он преследовал меня. С тревогой я выходила на улицу,  ожидая очередного   его появления из-за ближайшего угла.
И действительно,  сверкая глазищами, он  всегда  выскакивал  неожиданно.

Избавиться от нежелательного ухажёра помогла случайная встреча  тёти  со своими старыми знакомыми   - миловидной Надей и её сыном Костей.

Женщина   заведовала  парикмахерской в городской  бане.    Помылся, попарился,  сходил в парикмахерскую, затем выпил пивка и домой, до следующей субботы.

Надя, как гласила молва,  была женщиной состоятельной, а сын – баловником.

Костя, Костя… Молодой, ранний…  Мне такие,  бесшабашные, раньше не встречались. По пути к морю, он мог взять с любого лежака то, чего ему в тот момент не хватало – солнцезащитные очки, резиновую шапочку.
На моё недоумение,  улыбаясь, отвечал:
- Беру у  знакомых  и на время.

Я верила, что тут, там – везде друзья – товарищи.  Как оказалось позже, он обманывал, но   всегда возвращал всё на свои законные места  и  ни разу не был  пойман.

Лёгкой удачи и характера – такие люди  всегда ходят по краешку, часто переходя черту дозволенного…

 Рядом с ним находиться было весело.  И жизнь виделась именно такой, о которой читала в  иных книжках - радостной, солнечной, светлой, где всё доступно и каждый желает другому счастья…


Мы купались, загорали, болтали, бегали в кино, в парк-курзал с его неповторимым уголком сказок, где  Кот Учёный всё ходил и ходил по кругу, а Русалка – красавица  нежилась в ветвях старого дерева…

Армянский влюблённый мальчик  исчез так же внезапно, как и появился. О нём никто не горевал…


Память. Наша память…   Как без неё! Пусть иные  воспоминания огорчают, но есть и такие, которые  позволяют нам  в который раз  прочувствовать и  пережить самые замечательные мгновения из прошлого…

Всё имеет своё начало, своё продолжение и конец:

Начало – то, что когда-то с нами происходило.

Продолжение – вся последующая жизнь.

А конец...для него ещё не наступило время…




18.08.09