Фея Солнышко 2, 4-5

Рэна Одуванчик
Сказка написана в соавторстве с Юрием Пусовым http://www.proza.ru/avtor/jupusdnepr

Часть 2

Глава 4
Столовая номер два

Руководствуясь планом на листке, Настя шла по Чистограду, смотрела по сторонам и удивлялась до чего же здесь всё похоже друг на друга. Если бы не таблички с названиями улиц на однотипных белых домах, она бы уже давно заблудилась.
Мух вился вокруг и жужжал ободряющие песенки. А Настя думала.
«Вот так и люди со временем становятся такими же, как всё вокруг. Такими же похожими, скучными и холодными. Что же получается? То, что вокруг, живёт не отдельно от нас? Люди похожи на дома, в которых живут, а дома похожи на людей? А почему же тогда у нас в городе так много мусора на улицах?»
«Ты зачем о грустном думаешь?» - перебил ее размышления Мух.
«А о чем тут еще можно думать? И зачем я сказала, что люблю мыть посуду!?»
Настя как раз проходила мимо швейной фабрики. Окна были приоткрыты, и из них доносился дружный стрёкот швейных машинок, словно пели тысячи кузнечиков.
«Лучше б я сказала, что люблю шить. Я ведь умею шить куклам платья!»
«Сомневаюсь, что тут шьют куклам платья, - заметил Мух. - Скорее, какие-нибудь косынки и фартуки. Посуда это еще ничего. Хорошо, что ты не сказала, что любишь выносить мусор… И потом, это ведь не надолго! Найдём твою маму и сбежим! Кстати, мы уже почти пришли. Эх, как здорово пахнет!»
Как только Настя вошла в здание, рой невероятно вкусных запахов набросился на нее. Запахи плясали вокруг феи, дразня и щекоча ноздри. Мух в кармане тихонько застонал. Такого количества вкусных запахов сразу ему еще не доводилось обонять.
Чем же это так весело пахнет?
Пирожными? Пирожками с картошкой и грибами? Повидлом? Мёдом? Борщом с мясом? Настя не очень любила борщ и даже не предполагала, что он может так маняще и так сказочно пахнуть - не хуже жареной картошки или даже шоколада! Запахи смешивались, крутились, танцевали вокруг.
Тонкие чуть заметные запахи овощей танцевали с острыми, яркими запахами чеснока, лука и корицы.
Звонкий приторный запах мёда стоял в паре с лесным ароматом грибного супа.
Навязчивый запах ухи переплетался с пряным восточным запахом жареного арахиса.
Милый детский запах молока тонул в объятиях свежесваренной гречневой каши, пахнувшей просто, весело и, как показалось фее, светло-коричнево.
У Насти закружилась голова, в животе заурчало, и осталась единственная навязчивая мысль: «Как же кушать хочется!» Но дело прежде всего.
«Надо поскорее найти заведующую", - подумала Настя.
«Может, она нас накормит…» - с надеждой прожужжал Мух.
Девочка вошла в большой просторный зал. «Зал для приёма пищи» - гласила табличка над дверью. «Кто не работает, тот не ест!» - бросился в глаза большой плакат на дальней стене. День, заглядывая в три большие окна, освещал чистенькие белые столы, белые табуреты и кривой кактус на одном из подоконников.
«Точно так, как в школьной столовой!» - обрадовалась Настя. Всегда приятно в чужом неприветливом месте найти что-то знакомое.
«Ищи заведующую! - напомнил Мух. - Она нас накормит!»
«А у нас в столовой еще есть картина во всю стену с веселыми коровками и надписью: «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!» - продолжила сравнивать фея. - Мама говорит, что когда она училась, эта картина уже была. Я вообще-то молоко не очень люблю, но когда смотрю на тех коров, на их добрые взгляды, то начинаю его больше любить».
«Заведующая! Еда!»
«Да помню я, Мух, не жужжи!»
Настя прошла в дальний конец зала и открыла дверь на кухню.
В огромном облаке дыма, словно белые голуби, порхали женщины в халатах, косынках и фартуках. Они месили, резали, помешивали в гигантских кастрюлях и совсем не замечали вошедшую девушку.
- Здравствуйте! - несмело произнесла Солнышко, но ее никто не услышал. Работа кипела во всех смыслах слова.
- Здравствуйте! - повторила Настя громко.
- И вам того же, - сухо бросила одна из поварих. С ножом наперевес она промчалась мимо девочки и, как в сказке, растворилась в густом пару-дыму.
- Скажите, пожалуйста, где найти начальницу столовой!? - прокричала что есть сил Солнышко.
Но ее снова никто не заметил, словно ее тут не было. Работа продолжалась. Тогда Настя подошла к одной из поварих, взяла ее за рукав и крикнула в самое ухо:
- Где мне найти начальницу столовой!?
- Не мешайте работать! Не орите! - проворчала работница, не оглядываясь.
- Пожалуйста! - еще раз крикнула Солнышко в толстое розовое ухо и сильно потянула за рукав.
- Второй этаж. Деревянная дверь рядом с подсобкой. Там всё написано! - со вздохом ответила повариха. Она взглянула на девочку маленькими серо-голубыми глазками. Казалось, на самом дне их лежит улыбка, огонек, сокровище, которое давным-давно затонуло и грустит без дела. Фее стало жаль молодую работницу, она хотела улыбнуться ей, сказать что-нибудь доброе, но не успела - работница снова с головой погрузилась в работу.

Глава 5
Заведующая

На втором этаже тоже была кухня, тоже был зал, но поменьше. Две двери рядом с «Залом для принятия пищи №2» одинаково блестели лакированным деревом. «Склад», - говорила первая дверь. «Заведующая столовой», - гордо сообщила вторая. Солнышко осторожно постучала.
- Ды, - бросили из-за двери звонко. Видимо, это было небрежное «да».
- Можно? - Настя робко заглянула внутрь.
За заваленным бумагами столом сидела полная женщина, похожая на сдобную булку.
- Я занята, - отрезала Булка.
- А я по делу. Меня направил к вам Нуры…
- Какой он тебе Нуры? - заведующая оторвалась от бумаг и обожгла девочку взглядом. - Нуры - это сокращенно. Нужно говорить: Начальник Учреждения Распределения! Так официальней. Ты еще меня Людмилой Александровной назови, бесстыжая! Да, меня так зовут, но… Это неприлично называть человека по имени!
- А как прилично? - удивилась Настя.
- По должности. Называй меня просто «Заведующая». Так кем вас назначил Начальник?
- Мыть посуду.
Солнышко подошла и протянула женщине справку-направление. Булка внимательно изучила справку и так же внимательно посмотрела на девочку.
- Прекрасно. С этой самой секунды вы зачислены в штат. Надеюсь, вы будете прилежны и добросовестны, и не дадите хрупам повод за вами прийти. Идемте, я укажу вам ваше место.
Заведующая проводила девочку на кухню второго этажа и подвела ее к большой железной мойке.
- Вот ваше долгожданное место. Посмотрим, как вы будете справляться, новенькая.
Слово «новенькая» прозвучало как-то уж очень неприятно. Булка пристально оценивающе посмотрела на Настю. Девочка попыталась улыбнуться в ответ, но не смогла - вместо улыбки вышла кислая рожица, нечеткая и невзрачная.
- Спасибо, - еле выдавила девочка.
«Долгожданное место» сверкало и лыбилось своей чистотой и полезностью. Огромная мойка показалась Солохе хищной пастью, которая проглотит, если что-то не так сделаешь. Пока что «пасть» была пуста и жалобно урчала и булькала.
- Я так и знала, что вам понравится! - ласково сказала Заведующая. - Работать будете с семи утра до семи вечера.
- А когда нет грязной посуды, что делать? - спросила Настя.
- Ждать. Но это недолго. Грязной посуды у нас всегда предостаточно. На втором этаже у нас принимают пищу дворничихи, вязальщицы и мотальщицы…
- А кто здесь до меня мыл посуду? - зачем-то спросила Солнышко.
- Неважно, - Заведующая поморщилась, как от зубной боли, взгляд ее вдруг стал рассеянным и она еле слышно пробормотала себе под нос. - Не так уж и плохо она работала, ну замечтается, бывало. Зачем же сразу к хрупам?..
Настя вдруг почувствовала неприятный холодок под ложечкой. Вот опять про каких-то хрупов. Кто они такие и почему ими пугают?
- А кто такие хрупы? - спросила девочка тихо.
- Неважно, - повторила Заведующая, ее взгляд снова стал пристальным и деловитым. - Всё необходимое для вашей работы - на полке. Тряпки, мыло, порошки. Ага… Сейчас у вас будет работа!
Одна из поварих принесла и водрузила в мойку две большие жирные кастрюли. Настя включила воду и принялась мыть сперва ту кастрюлю, которая показалась ей чуть чище.
Заведующая не уходила. Она стояла у Солнышка за спиной и с интересом заглядывала ей через плечо.
- Ой! - вскрикнула Настя. Большая кастрюля выскользнула из рук и с грохотом ударилась об пол. Работницы даже не обернулись, а Булка тут же отреагировала:
- Ах ты Солоха! Ах ты бесстыжая!
- Я… я больше не буду. Простите! - но Заведующая ее не услышала.
- Ты безрукая, бестолковая, безответственная девчонка! Я научу тебя быть хорошей мойщицей, гадкая! Чего стоишь, растяпа! Я посмотрю, как ты вымоешь кастрюли! Я уж проверю, негодная! Здесь халтурщиков не терпят! Мигом к хрупам угодишь! Шевелись давай! Думала, нашла себе теплое местечко на кухне? Да у нас тут тыща кастрюль! Тыща тарелок! Тыща стаканов! Работай! Работай как следует!
- Я постараюсь, - пролепетала Настя. Так ее еще никогда в жизни не стыдили. Девочка опустила глаза на свою кастрюлю и стала тупо, механически тереть ее тряпкой. Слёзы застилали глаза.
- Ты всегда так медленно моешь? - раздалось над ухом. - А ну давай быстрее, шевелись, соня!
Настя была в отчаянии. Дома она не была такой неуклюжей. Сейчас же от волнения руки стали словно не свои. Она попробовала мыть быстрее, но кастрюля, будто издеваясь, опять выпала из рук и звонко покатилась по полу.
- Я не могу работать, когда у меня стоят над душой! Не могу, когда подгоняют! - захныкала Настя.
- А кто тебя спрашивает, можешь ты или нет! Пришла, значит, делай! Лариса! - крикнула Заведующая. Из дыма и пара тут же вынырнула женщина. Она была такая же как все: косынка, халат, фартук и запуганные глаза.
- Лариса! Проследишь за новенькой. Она ленивая и неумелая. Пусть домоет эту кастрюлю и идет раскладывать ложки. А мне некогда с ней возиться! У нас тыща кастрюль! Тыща тарелок! Тыща стаканов! - причитая, Булка двинулась к выходу. - Да. Не забудьте! Обед она не заслужила! Не давайте ей, как бы ни просила! Такие только есть и умеют! А у нас тыща тарелок…
Дверь за Заведующей закрылась, а у Насти всё продолжали крутиться в голове ее слова: «Тыща стаканов, тыща кастрюль…»
“Вот так попала, - с горечью подумала девочка. - Как же я смогу найти маму, если за мной будут всё время следить?»
А впереди был долгий и нудный рабочий день.

Продолжение следует