Беседы о главном. Часть вторая

Тамара Костомарова
Внуку восемь с половиной лет


23 марта 2006 (на весенних каникулах)

Саша учится во втором классе, и я вижу, как он повзрослел. За ужином разговорились.
-    Как твои дела? – спрашиваю.
-    Нормально, – отвечает.
Переключаемся на приезд мамы Юли.
-    Хорошо, что мама скоро приедет, - говорит Саша.
-    Что ты имеешь в виду?
-    Пусть хотя бы немного поживёт в реальном мире.
-    Вот как? Интересно, а в каком мире живёте вы у себя?
-    Почти в нереальном…


25 марта 2006

После ужина внук смотрит мультики, я в это время на кухне музицирую на гитаре.
Через некоторое время он входит и говорит:
- Ну что, мадам Брошкина, на гитаре играете?
- Почему мадам, да ещё Брошкина? - расхохоталась я.
- Ну, вот так почему-то…
Через полтора часа укладываемся спать, – Саша помогает закрепить простыню, а затем, пробежавшись пару раз по разложенному дивану, с удивительной точностью воспроизводит строчку из репертуара Филиппа Киркорова:
-  А я влюблённый и безумно одинокий!
   

27 марта 2006

Рассказываю о своём послевоенном детстве, – говорю, что чувство голода было таким, что есть хотелось всегда. Говорю также и о том, что сейчас времена в этом смысле почти такие же.
-    Почему? – спрашивает он.
-    Потому что у меня очень маленькая пенсия.
Внук посмотрел на меня чуть грустными глазами, помолчал, потом неожиданно улыбнулся и проговорил:
-    Ну, ничего, ба! Ты у нас проживёшь до ста лет, вот увидишь, а сейчас не горюй. Не горюй, а просто живи и радуйся жизни!


28 марта 2006

Вечер. Идёт последняя серия фильма «Две судьбы», наступает момент, предваряющий кульминацию сюжета. Главный герой фильма, Пётр, подъезжает на автомобиле к дому отца героини. Саша, не отрываясь, смотрит на экран, – видно, что он взволнован и очень сопереживает главным героям.
Увидев подъехавшего Петра к подъезду дома, он неожиданно вскакивает:
-    Ба! Он, наверно, к ней приехал! (имеет ввиду – не к будущей жене Юле, а к своей возлюбленной Даше). Ну, теперь смотри внимательно, очень внимательно!


29 марта 2006

-    Саша, кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?
-    Я уже говорил, – художником. Ты что, забыла?
-    Но если бы ты по-настоящему мечтал об этом, ты бы рисовал.
-    А я что делаю?!
-    Ты рисуешь, конечно, но не так часто, - упорствую я.
-    Ну, и что? Просто, у меня кое-что не получается. Вот ты, ба, сможешь нарисовать человека, – сможешь?
-    Не смогу.
-    Почему?
-    Потому что не умею.
-    Вот и я не умею. Пока не умею.


3 июля 2006 (на летних каникулах)

Саша снова у меня.
Я вожусь на кухне, он гуляет, – в середине дня зову обедать. Внук приходит и радостно сообщает:
-  Завтра мне дадут кассету с новым мультиком.
-  Тебе не надоел этот ящик вместе с кассетами? – спрашиваю недовольно.
-  Не надоел, – отвечает, и через некоторое время добавляет: - Ба, ну чего ты придираешься, –  я же все твои приказы выполняю.
-  Какие такие приказы? - улыбаюсь.
-  Ну какие?.. Всё ем: и суп, и кашу, - таблицу умножения учу, читаю, а вечером прихожу домой, ужинаю, умываюсь и ложусь спать, а мультики смотрю строго по твоей разнарядке.
-  Не строго, - говорю, - иногда зашкаливает. – Бывает такое?
-  Ну… бывает, - нехотя соглашается он.


4 июля 2006

Вечером, как обычно, беседуем за ужином.
-  Как ты думаешь, для чего нужно читать книги? – спрашиваю.
-  Наверное, потому что интересно, - отвечает он.
-  Не только, и даже не столько.
-  Для чего же тогда?
-  Для того чтобы больше знать.
-  Всё никто не может знать, - выдает очередную порцию философии мой внук. – Никто, кроме Боженьки.


5 июля 2006

Гуляем в сквере. На мне – короткие брюки, белая блузка и соответствующая прическа, знакомые дамы делают комплимент.
- Ба, а сколько тебе лет? – спрашивает Саша, через минуту.
- Целых шестьдесят!
- Ба-абушка!! Я бы тебе столько не дал, – восклицает он.
- А сколько бы ты дал?
- Ну, лет сорок.
- Спасибо, милый, ты мне такой комплимент подарил! А что, – я в самом деле не похожа на бабушку?
- Совсем не похожа, – на полном серьёзе отвечает он.


6 июля 2006

Ночью Саша кашлял, и я плохо выспалась. Видок – не ахти, и кроме того, сразу занялась кухней, так что навести лоск не успела. Когда Саша вернулся с прогулки, на мне был старенький халат, а бледное лицо обрамляли волосы, закрученные на бигуди.
-  Чего ты так вырядилась? – пристально глянув на меня, спросил он.
-  Что, плохо выгляжу? – оторопела я.
-  Очень плохо, я даже не узнал тебя!


8 июля 2006

Лето в самом разгаре: деревья в пышной зелени, повсюду летают бабочки, на прозрачных крылышках планируют стрекозы, в траве шастают кузнечики, – одним словом, замечательно. Я часто выхожу на балкон, чтобы посмотреть за внуком и заодно полюбоваться летним пейзажем.
Но сегодня эта идиллия была нарушена: споткнувшись о камень, Саша упал и расквасил колено. Пока я обрабатывала рану, он мужественно терпел, только морщился и ойкал. Конечно, я расстроилась и стала выговаривать:
-  Смотри, что ты натворил, – теперь вот шрамы останутся!
-  Да не волнуйся ты, ба, - сквозь гримасу улыбается он, - шрамы только украшают мужчину!


24 июля 2006, утро

После завтрака сажусь за компьютер, Саша устраивается на диван рядом со спящей кошкой, некоторое время гладит её, потом говорит тоном приказа:
-  Анфиса, а ну-ка, посмотри на меня!
Кошка просыпается и медленно, будто нехотя, поворачивается в его сторону.
-  Знаешь, ты кто? – приблизив своё лицо к её мордочке, спрашивает он.
-  И кто же она? – обернувшись в их сторону, смеюсь я.
-  Белая, старенькая бабуся, – вот кто, – ещё и проказница, к тому же.
-  А проказница почему?
-  Потому что не слушает тебя и делает всё по-своему.


24 июля 2006, вечер

Собираемся на прогулку, и тут же в прихожей около ног, вертится кошка. Видимо, ей не хочется оставаться одной, и Саша, опустившись перед ней на корточки, говорит:
-  Анфиса, ты же умная и хорошая кошка, но ты нас задерживаешь, а ну-ка иди, пожалуйста, к себе!


25 июля 2006

-  Ба, а знаешь, почему у нас с тобой всё одинаково?
-  А что у нас с тобой одинаково?
-  Ну, стихи мы с тобой любим…
Пауза.
-  Ещё что?
-  Простужаемся одинаково, и горло болит одинаково… А знаешь, почему так происходит?
-  Почему?
-  Да потому что мы оба с тобой Девы.


25 июля 2006

-  Анфиса, ты бездарная кошка!.. Ба, а что такое дар?
-  Во-первых, - отвечаю, - наша Анфиса – отнюдь не бездарна, наоборот, она очень умная и талантливая кошка, – ты же сам вчера говорил об этом, помнишь?
-  Помню, - отвечает, – да это я так…
-  А дар, - продолжаю я, - это то же самое, что подарок. Ты любишь подарки?
-  Кто же их не любит?
-  Но применительно к твоему определению, это слово, скорее, означает талант, поэтому я и ответила тебе, что наша Анфиса – талантливая кошка.
- А вот люди… откуда у них талант?
- От Господа Бога. Можно сказать, что это – подарок, который он дарит людям, но если человек не будет трудиться, то этот дар пропадёт.
- Неужели пропадёт? Та-ак… надо подумать.


18 августа 2006

Утро. На кухню приходит внук и смотрит, как я варю кашу, затем берёт в руки пачку с геркулесом и говорит:
-  Геркулесу жёлтая пресса!
-  Что, так? – спрашиваю.
-  Да просто рифму придумал! А вот ещё: «Мяу, мяу! Я вас не поменяу!»
-  Ах ты мой милый маленький поэт, – говорю я и прижимаю его к себе.


23 августа 2006

Вечер, прекрасный летний вечер. Прогуливаемся с Сашей по скверу, – идём по моей любимой аллее с клёнами и каштанами. Проходим мимо клумб с ароматными флоксами, Саша рассматривает цветы и говорит:
-  Неплохо бы здесь сфотографироваться.
-  Да, было бы здорово, – отвечаю, – только вот плёнку не догадались купить.
Возвращаемся обратно, и внук начинает расспрашивать о своём дедушке – моём муже, – интересуется, почему мы расстались. Вкратце рассказываю, он внимательно слушает, потом спрашивает:
-  Это было давно?
-  Очень давно, - отвечаю.
-  Так давно, что про меня никто не слыхивал и даже слухи не ходили?..


26 августа 2006

-  Ба, ты чего сегодня такая грустная? – спрашивает внук.
-  Что-то я расстроилась немного.
-  Из-за чего?
-  Сама не знаю, - хотя, конечно же, знаю, но не говорю об этом.
-  Успокойся, ба. Да не переживай ты так! - будто догадавшись об истинной причине моего настроения, говорит Саша,  – всё будет хорошо, вот увидишь!


28 августа 2006

Завтра Саша должен уехать.
-  Приеду домой, - говорит он, - и сразу же позвоню своему лучшему другу, – ВаськУ.
-  А сколько ВаськУ лет? - спрашиваю.
-  Девять, – так же, как и мне.
-  А вы давно знакомы?
-  Да ещё с детства... 


29 августа 2006, утро.
 
-  Сашенька, давай-ка мы с тобой песенки попоём, пока мама не приехала за тобой.
-  Давай, - отвечает он, – только ты начинай.
Я взяла гитару и спела «Солнышко лесное», потом сказала:
-  Теперь твоя очередь.
Он подумал немного и выдал:

Сегодня в белом танце кружимся,
Наверно, мы с тобой подружимся,
А ночью мы вдвоём останемся
И утром навсегда расстанемся.

Я расхохоталась.
-  Откуда ты это взял?
-  Да у Ромки (старшего брата) на компе играет! А вот – ещё:

Ехал я домой с работы
В Мерседесе шестисотом,
Тачку взял на выходные,
Прикупил штаны блатные.
За окошком город Гамбург,
Чисто сорок, я – по бану.
Справа едет чёрный Бумер,
Я от смеха чуть не умер,
Придавил немножко газу,
Всё понятно стало сразу:
Чёрный Бумер отступает,
Лишь пятно вдали мелькает.


За точность воспроизведения не ручаюсь, – записано со слов внука.


17 сентября 2006

Сегодня у меня день рождения, и в подарок Саша сочинил загадку:

Хищный зверь хитёр, умён,
Меховую шубку носит он,
Быстрый бег он набирает
И зверей он поедает.

Отгадка – Рысь.

         
6 декабря 2006

Саша уже в Рязани, – от него пришла SMS-ка:
-  Ба, ты представляеш (представляешь – без мягкого знака), у меня сегодня – отличный день! Ещё и преподаватель сегодня заболел!
Вечером приходит другое сообщение:
-  Ба, ты чем сейчас занимаешься? Я, например, только что из гостей пришёл.
Отвечаю:
-  Ах, как я тебе завидую! А у меня проза жизни, – сижу в Интернете.


http://www.proza.ru/2009/08/20/477