Первое сентября

Андрей Клементьев
ГЛАВА 2

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

— Люблю Дима, с детство первое сентября.
— Все мы, из детства Андрей Владимирович. Слушай рассказ про первое сентября:
Вот и наступило то самое завтра, к которому готовились вчера. Первое сентября, первый день осени, первый день начала учебного года. Я, пошел в школу  пораньше. По дороге я встретил завуча, Валентину Васильевну, она шагала не торопясь.
— Здравствуйте, Валентина Васильевна. Мы с вами первые идем.
— Да. Дмитрий Васильевич.
— А, где весь народ?
Валентина Васильевна сказала:
—Вчера Александрина Николаевна звонила мне домой, ее сегодня не будет, она подвернула ногу.
— Праздник будет?
— Праздник будет! Как вчера у директора договаривались, так все и делаем, — спокойна, сказала Валентина Васильевна.
Я вошел к себе в кабинет, все подготовил и стал ждать ребят. Я встал, и начал ходить по кабинету. До основных мероприятий было еще долго. Вышел из кабинета и пошел по первому этажу. Спросил уборщицу, которая сидела на входе:
— Кто ни будь, из начальства пришел?
Она мне ответила:
— Да ни кто не пришел, учителя некоторые пришли, а из начальства только Валентина Васильевна.
Я расстроился. Вернулся к себе в кабинете и стал смотреть в окно. С разных сторон кто быстро, кто медленно, шли наследники страны, чем меньше по возрасту ребенок, тем красивее у них в руках были цветы. Кто красиво одет,  а кто как будто на пляж собрался.
Мамы и папы вели, своих маленьких чад, неся портфели за них. А кто и сам бежал,  сгибаясь под тяжестью портфеля. Шли в школу и взрослые люди. Среди взрослых людей выделялись учителя, по их взгляду и поведению. По пути к школе с ними здоровались дети и взрослые. У одних надежда на будущее, а другие жили одним днем. Но были и такие дети, которых все это раздражало. Мне надоело смотреть в окно, и я снова пошел бродить по школе. Зашел к Степану тот с ребятами настраивал усилитель. В окне я увидел, как девчонки по всему периметру школьного двора развешивали разноцветные шарики. Все напоминало праздник. Мы пожали друг другу руки, и Степан спросил меня:
— Дмитрий Васильевич, ты на школьном плацу будешь?
— Нет, у меня восьмой класс, а там будет только первые, десятые и одиннадцатые классы. Я когда учился, на таком участке вся школа помещалась, а у нее  только шесть классов помещается, я предлагал ей всю школу вывести на улицу. Ты бы видел ее глаза.
— Ясно, — ответил Степан.
— Все, пора, — и я пошел к себе в класс.
Так мы разошлись по тем местам, где начинается праздник осени. Весь день был переполнен событиями, все были довольны, встречей после долгого лета. Для детей три месяца это целая вечность, а для учителя это долгожданный отпуск, который, когда-то заканчивается. Самый тяжелый день, самый нервозный для меня — это первое сентября. Любой день когда-то заканчивается. Первый учебный день тоже подошел к своему завершению, для кого-то праздник, а для кого работа. В школе образовалось пустота, ни кто не бегает, ни кто не кричит, тишина и спокойствие.
Уходя, домой, я выбрал себе самый красивый букет, что мне подарили, а остальные еще более аккуратно расставил по вазам. Поставил в вазе себе на стол, ярко желтый букет роз. И медленно пошел домой, в одной руке держа портфель, а в другой как носят младенца, нес букет цветов. Я был доволен, что трудный день прошел, а завтра пойдут нормальные уроки, обычные будни. По дороге я встретил Лидию с Еленой, у тех в руках были очень красивы, большие букеты, они шли тоже самодовольные. Медленно идя по дороге, я слышал, как за спиной разговаривали, бабушка с маленьким внуком. Внук спросил:
— А что дядя с цветами идет? Бабушка!
Бабушка ему тихим голосом ответила:
— Наверно идет, кому ни будь дарить, а может ему подарили. Кто знает?
Я шел все дальше, а их разговор слышен был все тише и тише. Я шел спокойно домой у меня еще полно своих личных дел.
Так и начался учебный год без директора. Как выяснилось по местным сплетням, что директор перед первым сентябрем поехал собирать грибы. Там она и подвернула ногу. Теперь она не меньше месяца просидит дома. За нее будет работать Валентина Васильевна. В принципе всех это устраивало. Если бы не интересные вещи, проходящие в это время в школе. Кто-то постоянно докладывал директору, кто, где находиться, кто что делает, и все это в такой негативной форме, что удивляло бы и работника ФСБ. Все занимались в школе тем же, чем и положено было заниматься, учить детей. Ни чего нового не было. Все уроки, как положено, проводились, и это не зависело от директора. Учитель в первую очередь работает с детьми. Новые учителя ходили с таким видом, что такое было в первой.
— Андрей Владимирович, этот день словами не передать. Надо присутствовать первого сентября в школе. Этот день надо прочувствовать изнутри событий.
— Ты прав Дима.