Письма

Андрей Клементьев
ГЛАВА 1

В мае 1988 года Андрей на две недели приехал в Сосну, чтобы встретить ее. В июле того же года Марьяна  приехала на 10 дней к нему в Ленинград. После ее отъезда началась бурная переписка. Ей было 24, а ему 22. Вся жизнь впереди.

Марьяна пишет Андрею:
Андрюша, ёжик милый мой здравствуй!
Что же ты молчишь так долго? Или забыл меня, другую встретил а? Я так по тебе соскучилась. Что и описать не могу. Мне кажется, я без тебя не только несколько месяцев, но и одного месяца не выдержу. Каждый день о тебе только и думаю. Может, с ума схожу? Как ты там живешь? Чем занимаешься? О чем думаешь? Напиши о чем ни будь, только не молчи. Я от вас ехала как во сне, и только через день до меня дошло, что я от тебя уехала, а ты приедешь не скоро. Вот такая я глупая и мысли мои тоже такие.
Пиши. Не ленись. До свидания, целую крепко-крепко, Марьяна.
28 июля или 29 июля с Ленкой в Пензу. Постараюсь позвонить часов в 6 вечера. Надеюсь, будешь дома.

Андрей отвечает на письмо Марьяны:
Здравствуй, милая моя Марьяна.
Как я хочу тебя видеть. Твое письмо как на крыльях долетело до меня, уже 1 августа оно было у меня в руках. Как жалко, что ты далеко от меня. Жду нашей встречи.  По сравнению с тем как я ждал тебя тогда, перед твоим приездом, я никогда так не волновался и не нервничаю как сейчас.
Я с матерью говорил на тему о тебе, она в принципе согласна. И позвонила твоей матери. Единственно я чего испугался, что как бы тебя там не замучили. По-моему она сделала рановато.
Милая моя, если ты имеешь ко мне какое-то чувство, то потерпи немного. После того, как ты от меня уехала, тоскливая жизнь пошла. Даже не сравнить, как понимаю, что это очень тяжело, но что делать раньше не могу, не все от меня зависит.
Я редко кого допускаю к своим мыслям, и к своей пусть не идеальной душе. И мне всегда тяжело, когда ее не ценят, поэтому у меня много было времени подумать. В общем, в частности, о жизни, о людях которые окружают нас. О добре и зле, о ненависти, о любви. Мне кажется это основная поддержка в нашей жизни, хотя у всех философия разная, каждый видит во всем свое, и считает, что единственно правильно оценивает жизнь. И все-таки, для себя одного жить не стоит. Может слишком путано я написал?
Вот так я потихоньку живу. Как с армии пришел, образовался какой-то вакуумом. Как будто впереди не чего ни будет. С начало мечтал стать начальником, потом понял, что толкать меня не кому. Хорошо хоть год назад пошло новое изделие на работе, было интересно.
Хорошо хоть ты дала надежду, что ты меня полюбишь.
А вообще я засыпаю и просыпаюсь с твоим именем, и на работе думаю о тебе. Даже трудно сосредоточится, когда нужно решить на работе какой-то вопрос.
Может я как-то не очень понятно изложил свои мысли, и подчерк у меня плохой. Но я все написал от души, на одном дыхание.
Крепко, очень крепко целую, очень крепко обнимаю. Твой «?» Андрей.

Андрей позвонил Марьяне домой. И Марьяна тут же вечером написала письмо:
Андрюша, милый мой, здравствуй!
Так хотелось поговорить с тобой, но не получилось  (мать подслушивала). Я так расстроилась, что нашла причину, чтобы закончить разговор. У меня все по-старому. С 1-го выхожу на работу, но есть еще три выходных (на этой неделе на 3 дня вызывали, на лук ездили). Вчера еле-еле донесли (даже дотащили) всё до дома. Обычно папа встречал на пути от ресторана, а в этот раз автобус в 9 уже был в поселке, а наши родители смотрели вторую серию фильма. И мы как ишачки тащили 4 сумки и шубу еще. Я купила наконец-то себе шляпу (под пальто), продуктов накупили (сам знаешь – у нас ничего нет). Ко дню рождения обещала подруга приехать, вот и покупаю по немного всего вкусненького. Жаль, что тебя не будет.
Ольга с Ленкой тебе привет передают. И велели мне обязательно написать тебе (Нельзя говорят терять такого хорошего человека, вдруг еще раз придется ехать в Ленинград). Тетя Тоня спрашивает сегодня, не пишешь ли ты, А потом и говорит: Выходи-ка ты за Андрея замуж и переселяйся в Ленинград. Ну, я и спрашиваю, когда можно ехать, может, говорю завтра. А она говорит, пусть сам за тобой приедет. Тетя Тоня к ней пристает, расспрашивает; а мама отвечает, что ничего не знает, ни чего об этом не спрашивает. Наверно до нее все-таки дошло, что мне уже давно не 15 лет, и голова есть. Ну, вот, написала, целую кучу наболтала. Теперь буду ждать от тебя письма. Только ты так долго не молчи, не то я с ума сойду (может, ты этого и ждешь?). Привет тете Вале. Маме, да и вообще никому, кроме Ольги и Лены, я о письме не говорила. Да и им только привет передала (ты уж не сердись).
Пиши. Очень-очень буду ждать. До свидания, миленький Ежик, целую, Марьяна.

Марьяна ответила на письмо Андрея:
Здравствуй, милый мой Андрюшка!
"Мой", без всяких (?) вопросительных знаков. Пятница стала для меня счастливым днем (в этот день я получаю твое письмо). У меня сейчас изменился распорядок дня. До обеда я хожу на работу (околачиваюсь в крольчатнике, смотрю, как дети кормят кроликов). После обеда через 10-15 минут проверяю почтовый ящик (с того дня, как сама напишу письмо).
В понедельник (вернее в ночь с понедельника на вторник) я готова была разорвать тебя на части. В понедельник мы решили с Ниной сходить в кино, но не дошли, отправились в гости. Домой я пришла в 10 часов. Мама обычно в это время уже спить, а тот раз сидела и смотрела телевизор (потом до меня дошло, что она ждала меня). И первое, что я от нее услышала: Ты, оказывается, выходишь замуж? Я чуть ли не упала от неожиданности. Ну, она мне рассказала о своем разговоре с тетей Вале. Но почему-то она решила, что в последнем письме я дала согласие на замужество. Не знаю, зачем тетя Валя сказала о письме? Мама мучила два дня меня и я еле-еле ей доказала, что подобного в письме не писала. В общем, она думала всю ночь и сказала, что тетя Валя напишет, что бы мы думали обо всем сами. Но это меня не особо волнует. Меня тревожит вопрос о работе. Тебе придется ради меня побродить по школам или РАЙОНО (или ГОРОНО, как они там у вас называются) и точно узнать, где я буду работать. Без этого я здесь заявление не буду писать. Не пойми это как прихоть или каприз, это дело серьезное (по крайней мере, для меня).
Ну вот, кажется, у меня «приступ бешенства» прошел. А я уже подумала, зачем же ты мои письма показываешь. Ведь о твоих письмах они узнают поздно, да и то Ленка шпионит.
Сегодня у нас была Нина, пришла расстроенная. Ей какая-то тетка сообщила, что моя подруга (последняя) выходит замуж за "разведенного". А про нас сказали, что нас уже ни кто не возьмет. Вот она и расстроилась, еле-еле ее успокоила. А у самой тоже на душе не спокойно.
Ну, вот. Надеюсь, что письмо опять быстро дойдет до тебя. Пиши. И так много не думай обо мне, а то с работы выгонят. До свидания. Целую крепко-крепко, Марьяна.

Андрей на одном дыхание ответил на письмо Марьяны:
Здравствуй, моя милая Марьяна!
Я так и знал что твоя мама, подумала черт знает что. Наверно она мучила тебя, вопросами чего мы натворили.
Как хорошо, что так быстро идут письма. Как на крылышках летят. 8 августа я получил письмо и моя мать от твоей мамы. Как мне моя мать сказала, твоя мать передала власть в твои руки (т.е. думать тебе). С работой ты не волнуйся, здесь ее много, так что без нее не останешься. Здесь ее найти на много проще, чем у вас.
Но нам придется решить несколько организационных (как я по тебе соскучился) проблем:
1.Подать заявление в ЗАГС у нас через месяц расписывают.
2. Нужно уволиться с работы.
3. Выписаться с места жительства.
Основная: расписаться.
4. Устроится тебе на работу.
5. Прописаться
Так что нам нужно решить порядок решение всех проблем. В принципе меня устроит ююбой (как мне хочется тебя обнять и чтобы ты всегда была моей). Чем быстрее мы решим план наших действий, тем яснее станет картина и можно будет поставить конкретные сроки. Поэтому я жду ваш план, подумай, как лучше будет и напиши. И еще, если заявление мы подаем у меня (Ленинград), то до росписи ты будешь у меня?
А теперь о себе: Живу как обычно (а вернее не обычно, мыслями о тебе). Весь распорядок старый: работа – дом – магнитофон – почитаю иногда – посплю, и опять на работу. А вообще я птица домашняя, не люблю большого количества народа. Но зато когда один, можно много подумать о жизни, и что от чего происходит. Так что пользу во всем найти можно.
На выходных был на даче с Игорем, осваивали дополнительные три сотки, правда, постоянно дождик нам мешал. В воскресенье ходили в баню, я сразу вспомнил вашу баню, там так хорошо было. Михасик (подпольная кличка «негатив») сидит напротив меня и смотрит своими большими глазами, наверно хочет тебе привет передать. Да еще, матери я письма читать не даю. Ведь не все так просто. На данный момент она говорит «Да», так что с письмом получился испорченный телефон
Как ты провела свой день рождения? Большой букет цветов за мной. Я пытался тебе позвонить, но что-то не соединяли. Даже на славах не высказать тебе, какое отношение у меня к тебе. Оно наверху  и глубоко внутри и слов наверно в языках таких нет. Миленькая ты моя.
Целую тебя и крепко обнимаю. Скучаю и жду нашей встречи. Моя нежная Марьяна.

Марьяна как всегда с большим удовольствием написала письмо Андрею:
Андрюша, хороший мой, здравствуй.
С самого утра ждала, когда принесут почту. А принесли на полтора часа позже. Мама ни разу не видела, когда приходят от тебя письма. А я пока не говорю с ней на эту тему. Жизнь моя идет по-старому. Настроение немного улучшается, хожу теперь на все фильмы (подряд) в кинотеатр. Вчера смотрела комедию «Где находится нофелет?». Насмеялась вдоволь, отдохнула.
Вчера закончили еще один (надеюсь, что последний), этап ремонта – оклеили кухню клеенкой до потолка. Теперь и кухня у нас цветная.
День рождение прошел весело (жаль только, что тебя не было). Воскресенье, все на выходном. Были Врачевы, Перевозчиковы, Нина и подруга Наташа. Я готовила свое фирменное блюдо «Селедка под шубой». Подарили польские босоножки (моя мечта! – блестящие) – тетя Тоня и Врачевы. Дядя Толя в подарок принес целую пачку фотографий (Ленинградских), а Ольга с Ленкой – самый красивый подарок – два букета (гладиолусы и георгины, один красного цвета, другие белые). Еще букет астр принесла тетка. Так что я вся была в цветах (Только для твоего букета оставалась место). Пожеланий было много и самых разных, но самое интересное было у Ольги с Леной – поехать еще в Ленинград и их взять с собой.
Ну а теперь о самом главном. Расписаться удобнее у нас (да и мне так лучше). Здесь можно будет договориться и не ждать целый месяц. Мне не нравится то положение, в котором я могу оказаться в Ленинграде, если не будет здесь росписи (не жена, но в доме мужа). На увольнение у меня уйдет всего день-два. Выписаться – это дело нескольких часов. Еще снятся с военного и комсомольского учета и все – я свободна, как птичка. У нас же не город, народу мало.
Для меня сейчас, в данный момент, самое «страшное» - это разговор с мамой. Ведь молчать я еще смогу не более месяц. Даже жутко становится, когда подумаю, что надо будет говорить. Мне уже предъявлены (надеюсь, что больше не будет) все «минусы». По-моему, я от всех отбилась. Теперь это будет, зависит от тебя. Среди «минусов» вино (убедила, что это бывает очень редко и надеюсь, что я права), возраст (на примере подруги доказала, что это не беда) и некоторые другие мелочи.
Ну, вот и все мои мысли и новости. Как же надоело их выражать в письменном виде. Я уже соскучилась по своему теплому месту на диване и по дрочену «Негативчику».
Буду ждать ответа (в следующую пятницу). До свидания, мой ежик, целую крепко-крепко, Марьяна.

Андрей, в состоянии подсознания пишет письмо Марьяне:
Марьяна, милая, здравствуй!
Письма приходят по расписанию. А теперь твоей маме надо войти во все подробности. Я предлагаю на месяц раньше все ускорить, т.е. на начало октября (для моего букета самую красивую вазу).
Принципиально для меня, где мы распишемся не важно. Главное это не «где», а «что». Поэтому меня даже устроит там у вас (хотя психологически тяжелее, по секрету я, немного стеснительный). Со своей матерью я уже говорил обо всем. Решил взять туда один билет и обратно два. В Пензу я должен буду прилететь 2 октября, в крайнем случае, 3 октября. Лучше всего если ты меня встретишь. А улететь 7 или 8 октября. Сроки можно корректировать в пределе одного дня.
Какой план свадебных мероприятий? Как там у вас делается? Желательно проще, в этом больше естественности. Ты мне всю программу этих дней распиши.
А теперь про себя, живу по старому, «скукота» полнейшая. Про тебя, думаю и вспоминаю каждый день, очень скучаю. Твое местечко на теплом диване за тобой и ни кто на не го не сядет. А драчек Михасик, как ты его называешь Негативчик, еще килограмма на 1,5 поправился.
Первый минус я конечно понимаю. А вот вторая причина, по-моему, не основательна. Это еще ни кому жить не мешало. Сегодня после работы к племяннице схожу, она сейчас улыбается вовсю. Вспоминаю вашу баньку, приеду еще попарюсь. Всем своим передавай привет. И не забудь с ними поговорить. Буду ждать ответа.
Люблю, целую, Андрей.
Надо купить тебе кольцо, а я размер твоего пальца не знаю.

Марьяна пишет Андрею:
Андрей, здравствуй!
Ты прав, почта работает как по заказу. Регулярно по пятницам я получаю твои письма. И сегодня тоже получила (и рада). Сразу о главном. Я говорю свое «Да, согласна», но (извини уж меня) с условием, что ты никогда не будешь думать о вине. Так что теперь стоит подумать тебе, чтобы через месяц - два нашей семейной жизни мне не пришлось, покупать обратный билет (а я это сделаю). И еще у меня вопрос. Почему ты решил приехать не в ноябре, а в октябре? Я думаю, что еще месяц можно и потерпеть. Тем более что среди учебной четверти бросать детей я не хочу. А перед 7 ноября кончается 1-я четверть. И еще вопрос – как с работой для меня? Мне не хочется ходить из угла в угол и «маяться» от безделья. Насчет кольца – размер напишу в следующем письме (я ведь никогда не интересовалась этим и перстней себе не покупала).
А теперь о росписи. Мама хочет собрать только "своих" (но скажет обо всем только тогда, когда ты пообещаешь, и я надеюсь серьезно, выполнить мое условие, принять его). Всего человек 10-15 (столько, сколько у нас бывает каждую субботу). У нее ведь здесь два брата (сразу 6 человек) и сестра (еще 3 человека). Две мои подруги (одна с мужем) и Пановы трое. Итого 15 человек. У меня на дне рождения было чуть меньше. Андрей, я не хочу покупать платье белое. Сошью сама что-нибудь светлое, а вместо фаты цветок. Ты не согласен? Если нет – запасайся костюмом (и если можно, не черным, они уж слишком траурные). Мама обещала договориться поменять сразу паспорт (мне ведь все равно новую фотокарточку вклеивать). Думаю, что с твоей стороны не будет возражений, если я сменю свою фамилию на твою фамилию? Ну, вот и все.
Если бы ты знал, чего мне все это стоит. Мама все-таки в душе против тебя, она не верит в современную молодежь. А я тебе верю, милый мой Андрюшка, что у нас с тобой ссоры будут на 5 минут, да и то несерьезные. Привет тете Вале, Игорю с Леной и Михасику.
Целую тебя, Андрюшка. До свидания, жду ответа. Твоя Марьяна.
Не сердись на такое серьезное письмо, мне очень трудно решится. Мы ведь знакомы, совсем мало. И сейчас я верю только тебе и моему умению сразу разобраться в человеке.

Марьяна с радостью пишет:
Андрюшка, милый мой, здравствуй!
Так и не дождалась твоего письма. У нас все почтальоны на уборке лука, так что газеты мы получаем сразу за несколько дней. Вот и я решила написать письмо «без расписания». У меня все по-старому. Скоро (через 4 дня) новый учебный год.
У нас стоит пока жаркая погода (до30), даже загораю (на прополке картошки на огороде). Как дела у тебя? Целую, жду письма (надеюсь, что наша почта быстро справится с планом по луку). Размер моего пальца 16,5.  Теперь жди ответа на твое письмо.
До свидания, крепко-крепко целую, Марьяна. Как же я соскучилась по тебе!

Андрей отвечает на письмо Марьяны:
Здравствуй, милая моя Марьяна.
Получил письмо с фотографиями, ты прекрасно на них выглядишь. Я очень по тебе соскучился. Я обязательно к тебе приеду, только подожди немного. Так что готовься морально. В Ленинграде погода как обычно, частенько дождик капает. Даже небольшой ураганчик был, пару человек молниями убило. В воскресенье ходили Ирку крестить. Вроде Ира не тяжелая, но руки все равно устали, целый час на руках держал. Это мы ее в Сиверской крестили, там церковь рядом. Я вообще люблю подобные заведения, что-то в них есть интересное. Скоро ты пойдешь на работу, и будишь своих «двоишников» воспитывать.
Вот вроде бы и все, что у нас было интересного.
Всем привет кого знаю. До свидания, целую крепко, Андрей.
Я тебя люблю.

Марьяна уже немного успокоилась, и пишет Андрею:
Здравствуй, Андрюшка!
Наконец-то дождалась твоего письма. А знаешь, я на тебя обиделась. И письмо измучилась ждать, обо всем на свете уже передумала. Да еще ты решил, что я с маминых слов написала. Ты не прав в этот раз Просто у моей подруги муж пьет, да еще нагляделась на своих учеников, у которых папаши увлекаются. Дети полудебилы или полные дебилы. А мама здесь не причем.
А вообще-то я твое письмо жду с пятницы. Хотя и носят почту раз в 2-3 дня, каждый день проверяла ящик и чего только не думала. Решила, что ты забыл обо мне, расстроилась и не спала две ночи (думала). Завтра начнется моя веселая жизнь. Как все-таки хорошо, что ты вовремя написал. Я завтра буду самой счастливой (тебе плюс!). Сегодня Ленка увидела письмо и проболталась маме. Опять пристала, когда ты приедешь, с кем приедешь. А, в конце концов, и говорит: «Надо тебе теперь платье покупать и туфли». Из-за этого я только и попросила потерпеть тебя до ноября. В середине сентября из отпуска приедут Пановы. Хочу попросить Ольгу Степановну достать все, ведь в наших магазинах нечего путного не подберешь. И еще одна причина, не менее важная. У Андрея Перевезенцева в сентябре, в конце жена должна родить и тетя Тоня поедет к ним под Москву, проживет там весь отпуск, приедет только в октябре. Вот так. А на ребятишек моих не сердись (не то в угол поставлю). Вот и все мои мысли.
Да, Андрюш, Если ты хочешь, чтобы паспорт поменяла в Ленинграде, я согласна. Просто я подумала, что у нас быстрее будет.
И еще вопрос: Кто будет у тебя свидетелем (ведь без него нельзя идти в ЗАГС). Можно Славку нашего уговорить, может согласиться.
Вот сколько написала, даже рука устала с непривычки.
Только не молчи так долго, чтобы я с ума не сходила. Я так жду твоих писем. Читаю и будто слушаю тебя, слышу твой голос. Я даже боюсь, как бы на уроке не забыться, не задуматься о тебе (Тогда можно будет что-то не то сказать). Сначала не очень верила тебе (прости уж!), что каждую минуту думаешь обо мне. А теперь сама день и ночь о тебе думаю, о нас с тобой, как мы с тобой будем жить, как я буду перерождаться в городского человека (вот что я с трудом представляю). Но рядом с тобой, миленький мой Ежик, все будет хорошо. Мы будем вечерами смотреть кино, гулять. А когда я буду готовить ужин, любимый муж будет читать последние новости вслух. Помнишь, как то ты написал, что когда-нибудь я смогу полюбить тебя. Так вот, хороший мой, теперь я даже не представляю, что тебя может не быть. Кажется, я влюбилась, и рада, что могу сказать.
До свидания, любимый мой, милый мой Ежик. Целую крепко-крепко, твоя Марьяна.
Написала тебе много, т.к. долго молчал, больше не молчи, чтобы не читать таких длинных писем. Если опять что-то не так, не злись (это заметно по твоему последнему письму), я письма свои никогда не перечитываю, сразу запечатываю и отсылаю.

Андрей уже не знает о чем писать, но мысли пришли, и он отвечает на письмо:
 Здравствуй милая Марьяна.
Я забыл тебя поздравить с началом учебного года – хоть с опозданием: Поздравляю! Моя мать ходила в РОНО, там сказали, что вакантные места в районе есть. Паспорт поменяем у вас, это будет быстрее. Приеду от 28 октября до 2 ноября. Если согласишься на брак, можешь сказать своей маме. Приеду я один или с матерью, что маловероятно. Нужно уложить всю свадьбу и оформление документов в три дня. Свидетеля придется подыскать в Сосне. По ночам спи, помни я о тебе днем и ночью думаю. Моя мать ждет от твоей мамы письма, с оценкой предстоящих событий. Второго октября я стану совсем большим.
В воскресенье копали картошку, на зиму собрали около тоны. Всем семейством собирали: мать, братишка с женой, племянница (правда она руководила всеми) и я. Дядя Миша говорит: пускай руководит, я за двоих собираю.
И все-таки как без тебя плохо, только тобой и живу. Как мне хочется тебя расцеловать, и чтобы ты была со мной всегда. Я ведь, как и ты с работы прихожу и ищу письмо в пустом ящике, а как нахожу, так очень рад, лучше минут нет. И читаю раз десять, пока наизусть не запомню, что в нем написано. Как немного для счастья надо. Сижу на работе печатаю письмо. Получили машинку в отдел. Удобно и тебе читать мой корявый подчерк.
Пиши миленькая моя, помни, что я тебя люблю, целую крепко. Андрей.
Опять второй раз переписываю письмо, хочется сказать много. А слов не подобрать. А длинные письма я читать люблю.
До свидания, Андрей.

Марьяна пишет:
Здравствуй, Андрей! Здравствуй, мой миленький Ежик!
Ты что же решил испытать меня на выдержку и терпение? Надеюсь, я выдержала испытание, но тебя так испытывать не хочу, так как ты ждешь мои письма (так же, как и я). У меня все по-старому. Работаю до 12.20, потом проверяю тетради, проверяю журнал и около 2-х часов прихожу домой, по пути заглянув в почтовый ящик. Дома потихоньку занимаюсь разбором своих вещей, готовлюсь к переселению на новое место жительства. Андрей ты опять перенес дату приезда, хоть на неделю, но хочешь пораньше. Будет лучше, если ты приедешь 2-го ноября (можно 1-го), а роспись попрошу назначить на 3-е ноября. 7 ноября соберем "своих". Да и тебе, по-моему, лучше. Ведь дополнительные два дня выходных. 4-го и 5-го займусь документами, а после праздника (8-го или 9-го) уедем. Ты ведь обещал на неделю приехать. В общем, подумай (но только не больше одного-двух дней) и позвони, потому что письмо будет идти долго, а через неделю надо идти в ЗАГС. И еще у нас в понедельник у нас паспортный стол не работает, так, что этот день не в счет. В общем, думайте и звоните. Будем ждать (теперь уже последнее решение, время наше вышло). Ну вот, об этом хватит.
А теперь немножко посмейся. Недавно был разговор о том, что мне пора замуж, что хватит ждать сказочного принца. Говорю, что еще подожду. И знаешь, что мне ответил? Что ждать уже не кого, что я уже в годах. Я до сих пор была уверенна, что это определение относится к людям старше 40 лет. И вот меня к ним отнесли. Нина до слез смеялась ведь ей уже скоро 34 года. Но, ни кто такого еще ей не говорил. А мне сказали. Видно, всем я уже «намозолила» глаза. И защитить меня не кому. Мой сказочный принц живет в далеком Ленинграде и думает по неделям, что же ответить на полученное письмо.
Ох, Андрюшка, Андрюшка. Скорее бы уж прошли эти недели до праздника. Эти безразмерные 6 недель. Тогда будем надоедать друг другу ежедневно.
 Андрюша, а почему ты хочешь поменять место работы? Видишь, я уже становлюсь любопытной.
И вообще, я по тебе давно уже соскучилась. Я даже письмо не могу дописать, мысли скачут и путаются в голове. В мыслях я уже там, а наяву, когда очнусь, еще здесь. Тебе хорошо, съездишь на недельку в гости и опять домой, а я? Хорошо, что подруга переехала в Ленинград. И ей тяжело привыкать (она вышла замуж и туда переехала), вот мы с ней и спаримся. Она уже два месяца живет на новом месте. Будет вводить меня в курс дела.
Да, еще хотела написать. Не печатай больше письма для меня. Сегодняшнее письмо читалось скучно, было какое-то сухое, официальное. Мне больше нравится читать то, что ты напишешь сам. Ведь ты же читаешь мои письма, и я хорошо разбираю твой подчерк (Ведь я же учительница). Договорились? А то я полдня настраивала себя на письмо, и как видишь, не очень-то настроила.
На этом свое послание заканчиваю. Буду ждать телефонного звонка и письма. Передавай всем привет.
До свидания, хороший мой, мой сказочный принц из Ленинграда, целую тебя крепко-крепко, твоя Марьяна.

Андрей не дождался письма и написал Марьяне:
Здравствуй, милая Марьяна.
Не дождался от тебя письма и решил сам написать. Что там у тебя случилось, что так долго не пишешь?
У меня все нормально, послал тебе письмо с заверенным заявлением в ЗАГС. Купил кольца, осталось теперь дождаться того дня. Вот и все новости, остальное все по старому, «скукота» неимоверная. Ткань тебе на платье не найти, искали. Очень скучаю по тебе, и не дождусь когда к тебе приеду.
До свидания, целую крепко, Андрей.

Андрей получил письмо, и ответил на него:
Здравствуй, милая Марьяна.
Получил от тебя письмо и очень рад, долго я его очень ждал. Больше не буду печатать тебе письма, ты права в них какая-то официальность. У нас здесь прохладно, все уже надели куртки, так что здесь не жарко. Настроение нормальное. Шью ребятам знакомым брюки. Смотрю олимпиаду целыми днями. Вот так время и идет. Так что особо здесь привыкать не к чему. Пишешь, что подготавливаешь вещи к переезду. Те вещи, которые имеют первую необходимость, возьмем с собой, а другие надо отправить посылкой. Сижу на работе, и пишу тебе письмо, хотя я не любитель писать письма, лучше говорить, когда человека видишь. На бумаге эмоции буквами сложно передать. Но не чего, я скоро приеду, и все будет хорошо.
Не скучай без меня. Да по телефону с тобой не поговоришь, сразу тему находишь, чтоб бросить трубку. А так хотелось.
Вот вроде и все, передавай всем привет. Скоро приеду, готовься морально, не скучай. Целую крепко, моя милая Марьяна. Очень по тебе скучаю. Твой Андрей.

Марьяна пишет:
Здравствуй, Андрюшка!
Ждала твое письмо со вторника, а получила только сегодня (уже четверг). Подвела ваша почта (из Ленинграда письмо ушло только 25-го). У меня все нормально, потихоньку работаю, учу ребятишек, чтобы, когда уеду, не кляли меня зря. Вчера и сегодня сидела в школе до 3 часов. Попросили оформить газету (вот так плохо тем, кто умеет писать печатным шрифтом). Готовимся к вечеру, в субботу будем праздновать «День учителя». В это воскресенья три даты, дни рождения твой и Андрея нашего, День учителя. У Андрея теперь дочка, во вторник родилась. В воскресенье еду в Пензу. Там в универмаге платье видели хорошее, может куплю. Тогда сразу позвоним (думаю, что письмо даже попозднее придет).
В среду, т.е. вчера, с Ниной (она за жениха) ходила в ЗАГС. Роспись назначена на 3 ноября, в 12 часов. Ну, вот и все новости.
2 октября буду выбирать платье и думать о тебе, о том, что ты уже «большим» стал.
Пиши. Привет всем. Целую крепко-крепко. До свидания, не скучай, Марьяна.

Марьяна поздравляет Андрея с днем рождения:
Андрюшка! Поздравляю тебя с днем рождения.
Я хочу тебе пожелать в этот праздничный день.
Чтоб принес тебе счастья из сказки олень.
Чтобы жизнь подарила два верных крыла.
Чтоб радость с тобой постоянно была.
Все, что светлое есть и большое в судьбе.
Я от чистого сердца желаю тебе.
Целую, Марьяна.

Андрей отвечает на письмо Марьяны:
Здравствуй милая Маришка.
Получил от тебя письмо и поздравление с днем рождения, за что большое спасибо. Живу более-менее нормально, в преддверии больших перемен. Вчера получили билет на самолет до Пензы. В 9.30 1 ноября я вылечу с Ленинграда, и где-то в 11.30 буду в Пензе. Постепенно привожу стенку в порядок. Выделил в стенке тебе секретер, освободил от своих бумаг. Остальное все по-старому, крупных новостей нет. Вот так и живу, так что все у нас впереди. Даже не знаю, про что писать. Все цели на 3 число.
Передавай всем привет. Не скучай. Скоро приеду. Целую Андрей.

Марьяна пишет:
Андрюшка, хороший мой, здравствуй! 
Вчера получила твое письмо, но не успела ответить. Ответ пишу в школе. Сейчас у "моих" физкультура, а я отдыхаю один урок. На следующий урок придет директор. Все проверяет, как работаем. Я сейчас почти не чего не успеваю делать. До 3-4-х часов в школе, потом дома что-то надо сделать. Зовут давно в кино, но времени нет. Только вот в воскресенье со всеми учителями ходили на «Кинг-Конг». Хороший фильм, мне понравился. А в субботу, 1 октября, мы очень хорошо отметили наш праздник. Я сбежала в десятом часу, потому что папа злится, когда допоздна приходится баню подтапливать. Но отдохнуть я все равно успела. В воскресенье ходила по пензенскому кооперативному рынку и любовалась, чего там только нет. А подвенечные платья такой красоты, что даже не опишешь. Правда и цена очень хорошая, 250-300 рублей. Но я выбрала немного дешевле. Дома померила и знаешь, сама себя не узнала. Оказывается, не зря говорят, что и баба-яга, если ее переодеть, будет миленькой.
Ты пишешь, что с собой возьмем только необходимое, а остальное почтой. Но мои вещи уместятся в одном чемодане. Их не так уж много.
Вчера написала заявление на 9 ноября. Но ты до сих пор не сообщил, когда мы едем в Ленинград.
Андрюш, ты не сердись, что не удается со мной поговорить по телефон. А мне после твоего звонка так хорошо было, даже не опишешь. Ну, а телефонные разговоры не получаются, потому что рядом желающее узнать, о чем мы говорим. А на почте, в переговорном зале, работает моя родительница и все слышит. Меня уже две ученицы спрашивали, правда ли, что я уезжаю. Конечно, я сказала, что это неправда, но родители не верят, расстраиваются. Ведь вместо меня останется татарочка, у нее не все хорошо с русским языком. И дети ее не воспринимают, как учителя, в группе не слушаются ее.
Ну, вот и все, хорошенький мой Ежик. Скорее приезжай, а то здесь встрепенулись и еще двое «просватать» меня хотели. Пиши. Что-то ваша почта подводить стала, письмо из Ленинграда ушло 3.10, а пришло ко мне вчера 5.10. А ты написал 27.09. Вот так.
Ну, ладно. Пиши. До скорого свидания. Целую и жду Марьяна.

Марьяна пишет, "последние" письмо Андрею:
Здравствуй, Андрей!
В этот раз почта хорошо потрудилась, письмо долетело быстро. Ну, что ж, теперь я уже точно знаю, когда тебя увижу. Только вот в Пензе я тебя не смогу встретить. Так что запоминай, как ехать к нам. От аэропорта садись на автобус №10 и едешь до конечной остановки. Зайдешь в здание вокзала, и с лева будет малый зал (кассы на пригородные поезда). В любой кассе покупаешь билет до Изюма (1р 25к) и ждешь посадки. Примерно в 13 часов (или чуть попозже или пораньше) начинается посадка на поезд Пенза – Кузнецк (обычно 4 или 5 путь). К поезду нужно будет спуститься по широкой лестнице на нижний этаж вокзала и с лева будут стеклянные двери. Там уже смотри сам по табличкам, где выход на нужный тебе путь. Садись в 3 или 4 вагон. Они останавливаются на протеев вокзала в Изюме. Сначала можешь за станциями не наблюдать, но примерно через 1 час будет станция Алексеевская. На ней выйдет много народу. А потом следи по названиям, которые я написала. После Алексеевской пропускаешь 6 остановок и выходишь на 7-мой, на станции Изюм. Смотри не выскочи на 6-ой, в селе Изюм, не то не найдешь тебя потом. Ну, что еще? Двери обычно открываются на левой стороне по ходу. Да ты увидишь, уже за 2-3 станции народ будет вставать, и занимать место поближе к выходу. В Изюме садись на любой автобус (билет 30 коп.) И выходи из него на авто вокзале (до ресторана не ездит). Там я тебя встречу. Попробую, с кем ни будь, договорится, чтобы встретить тебя в Изюме, но не знаю, получится ли. Да, Андрей, если 31 октября не позвоним, значит не встречу в Изюме. Значит, беги на автобус как можно быстрее. Вообще-то будет вторник, но кто знает, может народ будет (заодно и бег на время вспомнишь). Электричка отходит в 13.40. Примерно в 15.30 будешь в Изюме (если без опозданий) и в 16 с чем-нибудь – в поселке. Надеюсь, не чего не забыла. Если что забыла, напиши. Ну, вот и все о дороге к нам.
Я рада, что ты потихоньку жертвуешь свои полочки для меня. Сначала я с собой из методичек не чего не возьму, потом напишу, что мне нужно и мама вышлет.
В субботу, 15 октября, собираемся в цирк. Давно я там не была, уже года 3-4. Собиралась 4 дня сходить на «Цыганку Азу», но так и не сходила. На праздник отдыхали 3 дня, один день за счет ноябрьских каникул. Вот и все, писать нечего. Ты правильно заметил, что говорить интереснее, чем излагать мысли на письме (ведь интонацию не опишешь). Андрей с Верой девочку назвали Наташей. Это первая Наташа у нас в родне. Ну, ладно.         
Пиши. Я буду ждать, твоё письмо.
До свидания, целую, Марьяна. Не пугайся, дорога не такая уж страшная.

Последнее письмо, Андрея Марьяне:
Здравствуй, милая Марьяна.
Получил от тебя письмо. Получили билеты на руки, и тебе вечером позвонили. Теперь ты знаешь, что 1 ноября в 9.30 я вылетаю. А 8 ноября в 14.10 мы вылетаем. С начальником, со своим договорился, что на 4 рабочих дня отпустил. Единственно он сказал, что Ленинградцу на «иногородних» жениться нельзя, толку с этого не будет. Я ему не верю. С матерью меняемся комнатами. Теперь будем жить там, где спала, когда приезжала. Вот и все основные новости. У нас заморозки по ночам. Сегодня утром шел, вокруг все белое. Вчера дождик был, а сегодня все заморозилось. Ленинград становится холодным по температуре. Все-таки от вас это 1200 верст.
Вопрос! Будут ли нас фотографировать? Брать пленки цветные? Камера у отца Ольги работает? Может мне взять цветные пленки небольшой свадебный фильм будет.
Вот, вроде бы все. Целую крепко, Андрей.