Война

Ираида Сухонина
22 июня 1941 г фашисты напали на нашу страну и началась Великая Отечественная Война.
Наших ребят взяли в армию, многие из них погибли.
Мы продолжали учиться, готовились защищать диплом. Моим консультантом по дипломному проекту был Славников Дмитрий Кириллович – инженер Управления Связи. Впоследствии он был главным инженером Управления Связи. Он дал мне тему дипломного проекта – передатчик на средних волнах – точная копия передатчика РВУ-42, стоявшего у нас на радиостанции.
Затем все случилось очень просто. Я заканчивала техникум в 1942 году – тяжелейший год для нашей Родины. Мужчины, и не только мужчины, ушли на фронт. Работать стало некому. И Дмитрий Кириллович сумел отхлопотать меня у техникума – я должна была поехать в Томск на завод в соответствии с распределением – но я еще до защиты диплома оказалась зачислена в Радиоцентр.
Я поступила на свою первую и единственную работу 12 марта 1942 года (мне только что исполнилось 4 марта 19 лет)
Диплом я защитила в июне, уже работая.
Когда я вошла в аппаратную, вернее, когда меня ввели на место моей будущей работы, по радио звучали новости, и хотя это была не сводка Совинформбюро, не важное сообщение, а просто новости, но в них сообщалось о положении  на фронтах, о работе в тылу и это было так волнительно, так важно, что я сразу поняла ту ответственность, которая должна лечь на меня, когда я приступлю к работе и сама буду выдавать  передачи. Я с трепетом смотрела на мужчину, который сидел за пультом удивительно спокойно. Вот этот первый день определил мою судьбу, мое неравнодушное отношение к ставшему моим делу – радиовещанию.
Первые три месяца я работала в аппаратной, впитывая в себя особенности формирования программы, узнавая и изучая студийное оборудование, рисуя структурные схемы для разных передач и, что интересно, это для меня в будущем стало правилом – я имела тетрадь, где рисовала структурные схемы оборудования и возможности его использования.
Учебы со мной никто не проводил – старший техник аппаратной – Жижина Мария Васильевна лежала в больнице с серьезной операцией, и мне показали лишь как включать и выключать оборудование, необходимую коммутацию на стойках АСО при разных передачах – от нас, или из Москвы, как заряжать аккумуляторы. В общем дали необходимую информацию для работы, а дальше приходилось учиться методом проб и ошибок, т.к. дежурить я начала в первую же неделю своей работы.
20-го апреля к нам на работу в аппаратную поступила Рива Черняк (Рива Александровна Комисарова). Ее учеба была столь же скоропалительной и она  тоже через неделю или 10 дней вступила в дежурство.
Правда, само  оборудование и работа на нем было несравненно проще, чем в настоящее время.
Наш радиодом располагался в доме связи на третьем этаже.
В нем были:
-Радиовещательная аппаратная
-студия малая речевая
-студия большая концертная
-генераторная
Из малой студии шли последние известия и все текстовые передачи, выступления приглашенных лиц, которые читались по тексту.
Все, что читалось в эфир, предварительно проверялось обл. литом (цензором)
В малой студии стоял грамстол с  двумя постами для пластинок - левым и правым.
С этого стола давались концерты. Диктор вел концерт и ставил пластинки поочередно на оба поста, а техник в аппаратной делал нужные переключения.
Из большой студии давали музыкальные передачи, театральные постановки, другие передачи с большим количеством участвующих в них лиц.
Большая студия была площадью 167 м2, двухсветная, причем окна располагались на уровне второго этажа, замурованные навсегда, во всяком случае в мою бытность они не открывались.
Акустика студии была очень хорошей.
Между аппаратной и большой студией было окно с тремя стеклами, т.е. визуальная связь , а необходимая звукоизоляция сохранялась.
В военные годы кроме Союзного и областного вещания давались при налетах фашистских самолетов на наш город ( а в 1942 году эти налеты были частыми), объявления о воздушной тревоге и объявления об отбое после окончания налета.
Кроме этого мы давали при необходимости по ночам программу «Чайка». Эта программа являлась своеобразным маяком для наших самолетов.
Программа представляла из себя концерт с сигналом  «Г.Р.» - азбукой Морзе, каждые 2 минуты накладываемые на музыку.
В июне месяце 1942 г. меня перевели на радиостанцию ГВ-42. Я была очень огорчена, но время было такое, что возражать не приходилось.
Война!
В 1942 году, когда ребята – наши ровесники – ушли на фронт защищать Родину, мы сразу повзрослели, понимая, что от нас во многом зависит исход борьбы с жестоким врагом и то, как скоро мы его победим.
Мы не сомневались, что наша страна победит – «Победа будет за нами».
Может быть в этой уверенности было много юношеского оптимизма, но это давало нам силы, помогало нам жить и работать.
Работать было нелегко – мы работали сутки, двое  суток отдыхали, т.е. должны были отдыхать, но летом 1942 года  так не получалось. Я работала сутки на радиостанции, а следующую ночь выходила в аппаратную, по ночам мы выдавали программу «Чайка» - маяк для наших летчиков, ибо работать было некому, а я работу аппаратной знала. Всю ночь я давала песни, музыку с пластинок из малой студии, а тогда даже долгоиграющих пластинок не было, не говоря уже о магнитной записи, и я ставила каждые 2-3 минуты пластинки то на один пост грамстола, то на другой. Прошло 67 лет, а я до сих пор как будто бы слышу эти мелодии – почему то очень много было украинских мелодий, песен, отрывков из опер. Например, из оперы «Галька»
Когда начиналось вещание – в 6 часов утра – я заканчивала работу и шла домой спать. Следующая ночь у меня была свободная и я могла бы спокойно отдохнуть – но если не было налета вражеских самолетов на наш город. А при налетах, как только объявлялась тревога, я мчалась через весь город. Я жила на ул. К. Маркса, теперь это Нижегородская улица,  - по Краснофлотской, через садик Пушкина, через овраг – на радиостанцию РВ-42, которая находилась сзади Бугровского кладбища. Бежала я по городу под осветительными бомбами, висящими в небе, которые давали какой-то мертвенный желто-розовый свет,  Бежала и про себя молилась. Но старшим товарищам было труднее. У них были дети и если не с кем было их оставить, они приводили их с собой. Так приводили с собой 2-х летнюю дочь Наташу чета Широковых.
А в следующие сутки наступала моя смена и я оставалась на дежурство на радиостанции.
Так я работала до сентября. Но и в дальнейшем при необходимости приходилось выходить в дополнительные смены. Особенно трудно было в 1942 году. Но должна сказать ,что все мы работали с полной отдачей, помогая друг другу.
И именно это время научило наше поколение дисциплине, чувству ответственности, взаимопомощи.