Болт Философа

Вячеслав Малыгин
Философ, как всегда был пунктуален ¬¬– вошел в аудиторию вместе со звонком. То, что аудитория была пуста, его совсем не смутило. Он как обычно, разложил в рациональной последовательности бумаги на столе, в центре положил коробочку с наглядным материалом, вынул из футляра очки и надел их – и даже после этого на его лице не дрогнул ни один мускул.
Впрочем, как мне кажется, настало время кое-что прояснить. Во-первых, кто вообще такой, этот философ? Вряд ли он носил такую яркую фамилию, как Курандо или Керекеша. Вряд ли он имел научное звание кандидата или доктора. Сомнительным было даже наличие у него хоть какого-либо образования или имени. С другой стороны, его допустили к чтению лекций. У меня, как и у любого другого студента было и образование, и имя, но меня никогда такой чести не удостаивали.
Аудитория была пуста – и даже не в том смысле, что из нее ушли все нормальные студенты, а остались лишь ботаны, заучки и те, кого забыли разбудить. В нее просто никто еще не пришел, будто здесь на самом деле не будет никакой лекции. Спрятавшийся в куче хлама (бывшего когда-то подсобным материалом философа) Я не в счет, ведь философ никак не мог меня заметить.
Философ разложил у себя на столе демонстрационный прибор – уже знакомую мне по лекции «Лампочка философа» дощечку с приделанным патроном. Но на этот раз в руках у философа не было ни одной лампочки, зато был какой-то жуткий ржавый болт.
– Итак, начнем.
Я на всякий случай еще раз осторожно осмотрел аудиторию на наличие в ней студентов, или лиц к ним приравненных. Как и в первый раз, кроме себя я в ней никого не обнаружил, поэтому предположил, что все это – репетиция предстоящей лекции, а не сама лекция.
– Вы видите перед собой электрическую цепь. Чтобы ее замкнуть, достаточно всего лишь вкрутить лампочку в этот патрон. Вероятно, у вас возникнет несколько вопросов. Один из первых – где моя лампочка? Отвечу сразу – у меня ее нет! Выяснилось, что стоимость лампочки примерно равна стоимости такого болта, – он поднял болт высоко над головой, чтобы его было лучше видно, – Зачем же мне болт – спросите вы? Отвечу и на этот вопрос. Болтом тоже можно замкнуть цепь! Демонстрирую…
Философ принялся выполнять обещанное. Задача оказалась не такой уж простой, диаметр болта немного превышал диаметр цоколя обычной лампочки, и конечно не совпадала резьба. Ученый решил эту проблему с помощью еще одного предмета с прошлой лекции – тяжелого молотка-гвоздодера. Керамическая часть патрона после удара покрылась паутиной трещин, дощечка, к которой он крепился, жалобно хрустнула, но философ своего добился – болт прочно засел в патроне.
– Цепь замкнута! – торжествующе воскликнул философ, победно приподняв амперметр так, что его было бы видно в аудитории, если бы оттуда кто-то смотрел.
– Но это еще не все. В цепь так же можно включить мощный трансформатор. – и сразу же, в подтверждение своим словам, он извлек из под стола огромный черный ящик с клеммами, и включил его в свою цепь. – Повысив напряжение, мы можем заставить наш болт светиться!
Ящик зажужжал, патрон заискрился, при этом наконец осыпалась вся керамика. Болт накалился добела, посылая в окружающий мир слабое и неуверенное световое излучение.
– Ну и наконец – вывод из проведенного опыта…
Договорить философу не дал неожиданно рано прозвеневший звонок. Я сверился с часами – предыдущий был всего пятнадцать минут назад.
Ученый, услышав звонок, выхватил из под стола большую хозяйственную сумку, сгреб в нее практически все, что было на столе, включая карандаши, ручку и свой футляр от очков.
В аудиторию начали входить люди. И я понял, что ошибся – перемена не началась только что, а закончилась. И незаметно я вышел из аудитории вслед за философом.