О предназначении. Часть четвертая

Юрий Давис
О личности и ее "внесоциальном аспекте".

Для дальнейшего изложения целесообразно привести несколько определений личности.

Энциклопедический словарь экономики и права:

Личность - человек, обладающий комплексом прав, свобод и обязанностей, которые придают ему независимый, признанный и защищенный обществом статус, особое автономное положение в обществе. Необходимо различать три статуса индивида в обществе:
1) человек, т.е. живое разумное психофизическое существо, продукт природы;
2) гражданин, т.е. человек, взятый в его соотношении с государством, политикой, властью и законом и являющийся носителем субъективных прав и юридических обязанностей;
3) личность, т.е. человек как член конкретной социальной группы, класса, участвующий в какой-либо сфере социального бытия и обладающий особым статусом в обществе.
Понятие "человек", "гражданин", "личность", отражая и характеризуя различные аспекты одного целого - отдельного индивида, находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Как продукт природы, конкретный человек, вступая в жизнь, предстает лишь материальной, биологической основой личности. Включаясь в систему социальных связей, получив знания, человек под воздействием общества превращается в личность. Личностью не рождаются, а становятся, и не всякий индивид может выступать в этом качестве. Так, личностью не является ребенок и душевнобольной человек. Вряд ли можно считать личностью первобытного дикаря, а в рабовладельческом обществе, как известно, раб не признавался личностью. Личность в обществе всегда индивидуальна и неповторима. Задача общества - создать наиболее благоприятные условия для формирования личности.

Психологический словарь:
Личность - относительно устойчивая система поведения - индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.


Из приведенных определений личности видно, что осознание данного понятия неразрывно связано с тем, что человек – общественно зависимая единица, с тем или иным личным опытом, формируемым за счет общественного опыта.

Однако, целью данной статьи (всех ее частей) является ответ на вопрос о возможности исполнения Высшего предназначения человека, а не группы, членом которой он является.

Соответственно, речь может идти о субъективном восприятии реальности, то есть восприятии ее субъектом через развитый Личный опыт, путем внутригруппового и межличностного взаимодействия на ниве общественно полезной деятельности и ее оценки как самим субъектом, так и группой

В третьей части статьи "О предназначении" (http://www.proza.ru/2009/08/14/301) был затронут вопрос о зависимости конкретного человека от общества в осознании своего места в нем и вне его и  предпринята попытка выделить возможные варианты этой зависимости, а именно трех вариантов:
(а) вариант, при котором влияние группового опыта довлеет над личным
(б) вариант, при котором общественный и личный опыт уравновешены
(в) вариант, при котором личный опыт превалирует над общественным, соответственно, появляется "внесоциальный аспект личности", дающий шанс на самостоятельное определение целей деятельности и понимание, и осознание через эти цели Персонального предназначения для его воплощения.

Поскольку мы говорим о развитом Личном опыте, базируемом на общественном мироощущении – Базисе, (Закон + Мораль + Религия + Знания о мире) разумеется, что Личный опыт отличается от общественного, так как имеет разные цели:
общественный опыт имеет целью сохранение целостности социальной группы или их совокупности;
тогда как Личный опыт имеет целью снижение общественной зависимости конкретного человека от группы и развитие автономности личности по отношению к группе.

"Внесоциальность" – отнюдь не означает отказ от правил группы, но предполагает самостоятельное принятие решений. И решения эти могут отличаться от необходимых группе и соответствовать задачам повышения Личного опыта конкретного человека.

То есть Внесоциальность означает такой уровень осознания Базиса, который позволяет снизить влияние общественного опыта (опыта группы) и освободить конкретного человека от зависимости, обусловленной групповыми целями, но при этом сохранить возможность взаимодействия с группой через Базис.

Соответственно необходимо определить понятие "внесоциальной личности".
По мнению автора, понятие "Внесоциальной" личности можно определить следующим образом:

Внесоциальная личность – личность, осознающая общественный опыт (базис – Закон + Мораль + Религия + Знания о мире) в качестве основы личного опыта. И способная действовать без необходимости согласования действий с группой, принимать решения, не вредящие социальной группе, но способствующие повышению уровня самоосознания с дальнейшим определением сути Персонального предназначения, путей и средств его достижения.

У внесоциальной личности появляются возможности взаимодействия с другими социальными группами, но не только для решения задач Родовой группы, (Родовая группа – группа, в которой получен Базис) а и для развития Личного опыта.

Причем это взаимодействие возможно не только с рядовыми членами группы, (познание чужеродного Базиса, то есть Базиса другой группы), но и другими внесоциальными личностями. И такое взаимодействие может помочь не только развить Личный опыт, но и содействовать развитию Базиса Родовой группы. Такое содействие увеличивает значимость внесоциальной личности для Родовой группы.

Из вышесказанного следует, что для понимания индивидуумом своего предназначения необходимы следующие предпосылки:
1) Осознание социального Базиса (Закон + Мораль + Религия + Знания о мире);
2) Сниженная за счет Личного опыта зависимость от групповых целей (внесоциальность)