Зачем нужна философия

Павел Каравдин
ЗАЧЕМ НУЖНА ФИЛОСОФИЯ
В двадцатом веке науку стали обвинять в  том, что  она  якобы ведет человечество к гибели, создавая всё  более  мощные  средства массового уничтожения. Но не наука виновата, а  объективные  законы природы. Любое явление противоречиво, имеет две  стороны:  положительную и отрицательную. К примеру, топор является полезнейшим  инструментом в быту. Но топором можно и человека  убить. Так  виноват ли в этом изобретатель топора? Вред науки в другом: «Вред, приносимый наукой  людям, состоит  главным  образом  в  том, что  огромное большинство тех, кто хочет себя в ней проявить, достигает  не  усовершенствования рассудка, а только его извращения, не говоря уже  о том, что для большинства наука служит лишь орудием для  удовлетворения тщеславия»    (Кант. т.2 стр.203). Это было написано  почти  250 лет назад. С тех пор объем знаний существенно увеличился. Учёные, занимаясь каждый изучением своего узкого предмета, не в  состоянии  «из-за деревьев видеть леса».  Произошло  не  только  «извращение рассудка», но даже отказ от разума, как средства познания мира.

Чудо - это необъяснимое, беспричинное  явление. В  науке, выявляющей причины и следствия, не может быть места для  чудес. Если  и есть еще необъясненные, кажущиеся  беспричинными, явления, то  нужно только набраться терпения, рано или поздно наука с ними  справится. Принято считать, что в чудеса верят люди  темные, без  образования. Процитируем  по этой проблеме  Джека Лондона.  Герой многих его рассказов, Смок Белью,  вдруг  научился, изобрел способ выигрывать в рулетку. Его друг Малыш, едва  умеющий  читать, чуть не помешался от этих выигрышей.

   - Я совсем сбит с толку, Смок, - говорил он. - С меня  хватит. Я вижу, что и вправду не сплю. Вообще систем не бывает, но у тебя есть система... Мир перевернулся. Не осталось никаких законов природы... Ты изобрел систему, и теперь существует то, чего никогда не было».     Еще лучше сказал владелец рулетки, терпящий бедствие от  системы Смока: «Мы ничего не понимаем. Нам известно, что в рулетке не может быть никаких систем. Рулетка сама  по  себе  система, все другие системы против нее бессильны, в противном случае  арифметика - чушь. Если система может победить  систему, значит,  никакой системы не существует, - продолжал владелец рулетки. - А  тогда нам пришлось бы признать, что одна и та же вещь может  одновременно находиться в двух разных местах или что две разные вещи могут одновременно  находиться  в  одном  месте, способном  вместить только одну из них».

Но в эти чудеса не верят  «темные» герои  Джека  Лондона. Совсем другое дело люди ученые. Вот, например, в книге «Диалектика и схоластика» (М.1983  г. стр.42)  доктор философии К.М.Долгов утверждает, что в одном и том же месте  могут одновременно находиться разные вещи, а одна и та же вещь может одновременно находиться в разных местах. Но если прав доктор, то  никакое алиби не должно приниматься  во  внимание. Почему  правоведы проморгали это открытие?

Или  вот  «открытие»  из  книги   «Современная    наука  и  философия» (М. 1981 г. стр.55), где  Б.Г.Кузнецов  пишет: «Мы  теперь знаем о возможности существования малой частицы, состоящей из более крупных». В таком случае арифметика -  действительно чушь.

 Информацию об окружающем  мире приносят  наши чувства, главным образом - зрение. Различные факты, добытые чувственным познанием, связываются в единую систему  с помощью разума. Эти два способа познания помогают друг другу в установлении истины.
Между тем  физика отрицает разум, как средство познания мира. Например, в книге  «Механика» (М.1979 г.стр.17) В.Г.Зубов пишет: «НАБЛЮДЕНИЕ И ОПЫТ  выступают как начальные и единственные источники знаний...» О  разуме, как источнике новых знаний, здесь нет и воспоминаний. Член-корр. АН СССР И.С.Шкловский, хотя и помнит о  разуме, но  презирает его.. Он пишет: «...10-20 млрд  лет  назад состояние Вселенной было РАДИКАЛЬНО ОТЛИЧНО от  современного. Для того чтобы прийти к  такому  выводу,  основывающемуся  не  на умозрительных спекуляциях, а на  твердых  знаниях  полученных  из наблюдений (то есть  из  эксперимента)  понадобилась  мобилизация всех средств...» (Вопросы философии. №9-1979 г. стр.63). Создается впечатление, что  известный  астрофизик не слыхал об «умозрительных спекуляциях» Николая Коперника, опровергнувших «твердые  знания, полученные из наблюдений» всего человечества. Кроме того представление о состоянии Вселенной 10-20 млрд лет назад может быть получено только с помощью «умозрительных спекуляций» и не иначе. Не имелось  тогда наблюдателей Вселенной, если не считать Бога.

Кант  был  абсолютно прав, что науке нужен «философский надзор». Но разве нет у нас философии? Вроде бы есть. Но какая? Жаль студентов, которым на философии внушалось до недавнего времени, что Вселенная бесконечна  в пространстве и времени. На физике  же  утверждалось  обратное, что Вселенная не вечна, что она произошла в результате «Большого  взрыва» 15-20 млрд.лет назад. И философия как будто бы не  замечала  «философских» выводов физики. Наконец,  советская  философия  заметила это противоречие. В учебнике для ВУЗ-ов «Введение в философию» (М.1989 г.) под редакцией академика И.Т.Фролова читаем: «Идея о  непреходящем  (или, по крайней  мере, очень  длительном) существовании  мира...» . (т.2, стр.16). Цитату обрываю, так как она не имеет смысла. Непреходящее  до  сих пор означало вечное, т.е.  бесконечное  существование  мира.  Даже очень длительное существование не может  считаться  вечным.

Заглянем в книгу: «Причинность и теленомизм в современной естественно-научной парадигме»  («Наука»,2002 г.), написанной учеными Института философии РАН. Читаем предисловие: «Появилась синергетика – и начали говорить о необходимости возврата к аристотелевскому   пониманию причинности».  С.И.Вавилов писал в свое время, что не может физика вернуться к Аристотелю. Как видим, возвращается.

По Канту, наука заражена двумя болезнями. Имя одной  -  узость горизонта, однобокость мышления, имя другой -  отсутствие  достойной цели. Наука нуждается в «верховном философском надзоре». Учёный становится своего рода одноглазым чудовищем, если у  него  «отсутствует философский глаз». Наглядная иллюстрация правоты Канта.  Без «философского глаза»  теоретическая физика пришла к абсурду. Долой Коперника, Галилея  и Ньютона – назад к Аристотелю.

Кризис физики возник из-за элементарной логической ошибки в 1818, когда Парижская АН с подачи Френеля возродила несовместимую с Ньютоном  волновую теорию света. Но свет не может быть волнами эфира, так как его скорость тем меньше, чем плотнее среда. А это – свойство корпускул. Ошибочное возрождение теории света из (эфирной) физики Аристотеля возродило и эфир. Затем Майкельсон попытался определить скорость Земли относительно эфира. Оказалось, что она равна нулю. Этот результат следует считать экспериментальным доказательством правоты древних атомистов и Ньютона о бесконечном, пустом пространстве и дискретной материи. Но физики придумали ряд мистических теорий для объяснения отрицательного результата опыта Майкельсона  (От теории  относительности, до теории «большого взрыва»).

Блажен, кто верует в безгрешность науки. Давно я нашел  эту ошибку.  Но раскрыть ошибку может только человек, не верящий в мистику, верящий в познаваемость природы. Раскрыть оказалось не трудно. Намного трудней сообщить об ошибке ученым. Я писал с 1976 года в «Вопросы философии» и  ЖЭТФ. Приходили ответы типа: «Ваша статья не соответствует современному научному уровню». Но если публиковать только то, что «соответствует», то можно  забыть о научном прогрессе. И   последний президент АН СССР  Г.Марчук признал, что  советская наука находится на уровне слаборазвитых стран (газета «Поиск» №12-1989).  РАН требует денег, денег и еще раз денег на развитие науки. Но  кроме денег нужна еще свободная, бесцензурная научная печать, которая поступающие статьи сортировала бы на «ниже уровня», «на уровне» и «выше уровня». Первые легко можно отклонять с помощью подписанной рецензии, вторые частично публиковать, только те, которые «выше уровня» следует публиковать для обсуждения.

4 января 2004 г.                Павел Каравдин