К итогам

Олег Лёвин
Пробирались сквозь бурелом, напролом, даже не обходили поваленные стволы деревьев, а просто перелазили через них. Дороги не разбирали: зачем? Ее нет и не надо, а, следуя строго на юг, когда никогда выйдем. Куда? Неважно. Впрочем, на карте обозначена деревня М.  К ней и идем.
Места соблазнительные для наших поисков: стык двух областей – Тамбовской и Липецкой. Везде лес, глушь. Ищем христианских подвижников , где как не здесь им подвизаться в лесной пустыне, вдали от людских жилищ. Ищем уже десятый год – в Моршанских и Кирсановских лесах, вдоль рек в заброшенных поселках и на руинах церквей. Тщетно – их нет. Но, наверное, только у меня в голове такая мысль – найти подвижников или тех, кто рассказать может о них. Засела она в голове с тех самых пор, когда в Шацко-Моршанских деревеньках мы записали удивительные рассказы баб Параши, баб Ани и других людей, о сестрах Петриных, об Андрюше Печинском, отце Валентине и многих других. Хожу вместе  с другими в тайной надежде, когда - нибудь показать им, то, что, как мне казалось, видел сам – настоящую святость, живую веру и традицию, а также народ-богоносец, носителя всего этого. Но пока все напрасно.
Этот год и совсем стал каким-то в этом смысле провальным. Нет, конечно, внешне все выглядело вполне благополучно: вчера от Мичуринска направились в сторону реки Иловай, через два больших села – Жидиловка и Ранино. Места хорошие, просторные и хоть весь день немилосердно пекло нас солнце (а оно бывает порой очень безжалостным), все остались довольны, когда в конце дня вышли к берегу реки и смогли омыть в ее прохладных водах свои изможденные тела. Потом был отдых вечерний, тихая ночь со стрекотанием кузнечиков и туман. Первый раз я видел такой туман: густой почти непроглядный. Он медленно расползался по равнине и приближался к нам, накрывая промозглой сыростью наши палатки.
Утром от тумана не осталось и следа, тогда и начался наш путь через леса. Потом был берег Воронежа, купание в реке, и липецкое село Кривец, в котором в уродливом остове некоего здания у продуктового магазина угадывалась бывшая церковь.
В большом селе мы не стали искать святости, это все равно, что бегать по лесу и кричать «ау». Наверное, здесь много добрых и хороших людей, но это ли святость? Добрых и хороших полно и в городе, стоило ли ради этого преодолевать столько препятствий, чтобы где-то в липецком селе найти тоже, что есть в родном городе.
Выбрались за село, и за рекой Воронеж, недалеко от сосняка, среди красивых маленьких сосенок, где красные муравьи проложили свои тайные тропы, разбили лагерь. Ночью мои ребята буйно веселились, кричали, дурачились, разжигали костер так, что его пламя понималось выше сосновых верхушек. Я никогда их такими не видел и не останавливал: лежал в своей палатке, прислушивался к их крикам и думал о том, что будет дальше, завтра. Успокоились они только после того, как в лесу раздался угрожающий рев лося, напугавший их.
Следующий день был также прекрасен, как все прежние. Мы шли лесными и полевыми дорогами, наслаждались хорошим днем и тихой природой и мечтали о том, что наконец-то достигнем села, в котором есть действующая церковь и там увидим подлинную жизнь в Боге, пастыря в окружении паствы и наши сердца, испепеленные зноем, будут умиротворены потоками благодати. Село это называлось Казинка. Родина предков Рахманинова. Но здесь нас ждало страшное разочарование: церковь давным давно в этом селе была разрушена, нынешняя ютилась толи в бывшем клубе, толи в магазине и недавно в рамы были вставлены пластиковые окна. Т. е. пастырь о церкви заботился, но сам в селе не жил, а лишь приезжал из города на праздники.
Мы посидели под березой рядом с храмом и двинулись дальше. До самого вечера шли по длиннющему селу Гаритово, потом перешли вброд реку и устроились на ночлег между рекой и лесом. Ночь была чудная, луна плыла по небу и казалось, что все вокруг говорит нам: «Что вы ищете Того, который во всем» и снизошла на нас великая радость и утром веселые и бодрые мы отправились в путь, твердо зная, что Бог сохранился в потаенных местах, в лесах и полях, реках и озерах, нужно только не полениться придти к нему, нужно только услышать и понять Его.
2008 г.
Олег Левин