фасоль земли

Илья Клише
Бобы, питавшие бедноту в средневековой Европе и на Руси, хоть и похожи, и родственны с фасолью, но происходят из разных мест. Последнюю привезли в Испанию из Центральной Америки мореплаватели в конце XV-начале XVI вв. Колумб в описании своего второго плавания упоминает вскользь о необыкновенных бобах, но не более. Презрение к еде черни, хотя бы и в чудном виде, было настолько велико, что травоведы того времени даже не уделили внимание новому растению. В своей Libro de agricultura (1513) Габриель Алонсо де Херрера посвящает семейству Fabaceae целую главу, но о новых растениях ни слова. Или вот Луи Лобера де Авила в своей книге El vanquette de nobles cavalleros, отпечатанной в 1530 году, пишет о том, что можно есть в заморском плавании, но все растения Нового света у него опущены. Лишь в труде Франциско Нуньеза де Орья Vergel de sanidad (1569) детально описываются маис, маниок и бататы; о фасоли — ни слова. В целом, как можно судить, испанцев в тот момент сельскохозяйственно куда больше интересовало наследие мавров в недавно отвоеванной Гранаде. Америка была преимущественно местом добычи сокровищ.

Примечательно, что именно такое небрежное отношение к фасоли, как к другому бобу, обеспечило ему раннюю кулинарную популярность. Томаты, картофель и кукуруза еще очень долго вызывали законное подозрение, но новые бобы уже уплетали за обе щеки.

Испанцы, меж тем, со свойственной и погубившей их величие, склонностью к бездеятельному эстетству стали разводить экзотические цветы из привезенных американских растений. Белая фасоль, с одной стороны поедалась бедняками как недобобы, а с другой стоила бешенных денег и продавалась в горшочках как цветок. Именно такой цветочек подарил в начале двадцатых годов XVI века молодой испанский король Карл V, благодаря хитросплетениям генеалогии властвовавший также над Нидерландами, Священной Римской империей и Америками, папе римскому Клименту VII.

Джулио де Медичи, нареченный Климентом, взошел на папский престол в возрасте 45 лет — 19 ноября 1523 года, после загадочной и скоропостижной смерти неприятного ему предшественника Адриана VI (тот пробыл понтификом лишь 1,5 года). Это был очень талантливый бизнесмен, далекий, впрочем, от духовных вопросов.

В это время в германских землях император Карл успешно вел борьбу с Реформацией, в то же время на другом фронте, в Ломбардии, вот уже третий год шла четвертая итальянская война, очередная серия затяжного испано-французского конфликта из-за так называемого "итальянского наследства". Проженному папе крайне не хотелось ссориться в Францией, но пришлось — благословление было с Карлом. Вскоре король Франции Франциск I попал в плен и был вынужден в 1526 году подписать кабальный Мадридский договор, в соответствии с которым он отказался от всех претензий на Италию и уступил бывшие владения Бургундского дома — Бургундию, Артуа и Фландрию. Когда-то тогда и был подарен горшочек с белофасолевым цветком, с 1523 по 1526 гг.

Однако Франциск освободился, и слова данного за собой не признал. Напротив, он сколотил новую антииспанскую коалицию, Коньякскую лигу, — туда вошли Франция, Папское государство, Венеция, Флоренция и Миланское герцогство. Тут "наместник Бога на земле" понял, что его кинули — войска Франциска в Италию не спешили, а германские ландскнехты уже окружaли Рим. 6 мая 1527 года произошло немыслимое — Рим был взят и разграблен; Европа была в шоке, Флоренция же свергла власть Медичи. И поныне швейцарские гвардейцы Ватикана принимают присягу именно в этот черный день. Сам же папа переждал весь ужас за стенами замка св. Ангела.

В 1530 году сломленный Климент короновал Карла императором, и уже только после этого был сломлен мятеж во Флоренции, власть Медичи была восстановлена. Самое смешное, что пока происходил весь военный ужас, фасоль каким-то образом разводилась. Так или иначе, Медичи стали успешно ею торговать в Северной Италии, а потом когда вершки соотнесли с корешками, она стала любимой народной пищей итальянцев. Жителей Болоньи, например, даже зовут "фасолежорами". А предприимчивый Климент умер в 1534 году — отравился бледными поганками, или, как шутил Нерон, пищей богов.

В России всё было скучнее: впервые фасоль привозили еще в XVII веке англичане в Архангельск — не прижилось; при Петре ее стали привозить из Франции под названием турецких бобов. Под таким названием ее еще можно найти у Даля. В английском языке фасоль зовут французскими, кстати, бобами.