выставки и лютер

Илья Клише
"Знаете, выставки — это пошло. Хипстеры не знают, чем занять себя. Гулять — скучно, в кино — попсово, театр — неинтересно, цирк и зоопарк — детско; не жрать же в ресторанах как животное. Так говорят они. И ходят на выставки, где приобщаются. К чему — точно неизвестно. Приобщаются. Точка. Хотя искренне ищущих удовольствия всё меньше. Туда ходят знаково: мол, я не лапоть, а был на выставке, вы были? — непременно сходите, там китайский фотограф и жопа посредине, оригинально и т.д. и т.п."

Первый абзац я закавычил, чтобы показать характерные рассуждения о выставках среди так называемой "нонконформистской" молодежи.

Никакой демифологизации тут нет; парадоксально подобные попытки разоблачения только подкрепляют мифологическую систему эстетического культа, капищем которого является Выставка. Коль нужно реформировать "духовно увядший" культ, значит, он и "божество", им почитаемое, существуют.

В классическом понимании выставка есть собрание предметов искусства и других объектов, призванных вызвать в посетителе определенную гамму чувств — от удивления, омерзения до удовлетворения и восхищения кумиром. А конечный итог — экстаз, вдохновение, новые мысли и темы для разговора с понимающими.

Итак, место, где созерцание доводит до экстаза. Как бы церковь и иконы, n'est-ce pas? И агиография, и арт-объект по себе не являются целью литургии/приобщения к "прекрасному" — это лишь проводники, спусковые крючки. Бесспорно, эстетический культ вторичен, как и любой другой иррациональный культ эпохи Модерна и Постмодерна, по отношению к христианству; а, может, его стоит отсчитывать и в третей степени — ведь католичество само дериватив от тела христианства per se. Впрочем, разница между гиперонтологическим референтом и симулякративным "прекрасным" так вопиюща, что задерживаться на этом не стоит

Когда схема "чувстводавки" в культе перестает работать, не вспомнить ли нам Мартина нашего Лютера? Ведь он успешно провел реформу культа, давшего сбой. Схожие признаки — выхолащивание сакрального/эстетического, показная помпезность/китчевость, хождения в "храм" как все, за компанию, просто так, церемониально, потому что больше некуда и проч. Аналогия пессимистичная: Реформация хотела от западного христианства чистоты и добра, а посадила семена демонов современности. Такое "обновление" стало боком.

Я не понимал раньше смысла фразы "король умер, да здравствует король", а теперь осознаю его чересчур — назвать культ (в т.ч. симулякративный) духовно мёртвым, не поможет убить его, а, напротив, прозвучит призывом к пуризму, к испепеляющему самоочищению и возрождению. Если культ уже не так хорош, как прежде, следовательно, культ хорош, просто он не хорош сейчас, так давайте его сожжем, пару миллионов убьем и потупеем немного, тогда он выйдет на новый уровень, мы снова проиграем, а "лютеранские" выставки победят. Как всегда.