До войны

Ираида Сухонина
Я проработала, а вернее прожила в Нижегородском радиовещании 67 лет и сейчас страшно подумать, что я совершенно случайно попала в Радиотехникум, который и определил мою дальнейшую жизнь.
Мы с мамой жили довольно трудно. Она работала счетоводом-бухгалтером и получала небольшую зарплату.
Но я не хочу жаловаться. У нас были родственники, друзья, я с самого детства была со своими сверстниками, участвовала в художественной самодеятельности, причем играла в основном отчаянных мальчишек; принимала участие в танцевальных номерах, вот только петь не могла, поскольку отродясь не имела ни голоса, ни слуха.
Я пристрастилась к чтению с 7 лет – начала со сказок Пушкина, потом незаметно перешла к прозе Пушкина, Лермонтова, Мордовцева, а затем стала читать все, что могла достать в библиотеках. Увлеклась Жюлем Верном, Джеком Лондоном, но  особенно полюбила английскую литературу – В. Скотт, Коллинз, Стивенсон и, наконец, открыла для себя Чарльза Диккенса. Он остается для меня любимейшим писателем. Я до сих пор читаю и перечитываю его произведения, хотя помню их отлично. Но его английский юмор, неповторимый стиль, удивительное умение создавать образы своих героев – умных, честных, прекрасных людей, комических и трагических персонажей – все это совершенно неповторимо.
Диккенс сентиментален – и это я понимаю и принимаю. В моем характере тоже есть такая черта.
Позднее почему то я полюбила читать пьесы Мольера, Горького, Островского, Бернарда Шоу, плакала над пьесами Шиллера. С Шекспиром я начала знакомиться с трагедии «Гамлет», ничего не поняла, и сказала себе, что слава Шекспира для меня под сомнением. Подростковый возраст весьма категоричен, а мне было в это время лет 13-14.
Мы часто ходили  в кинотеатры, театры, а в драматическом театре не пропускали ни одного спектакля. К счастью в то время цена билетов на зрелищные предприятия была вполне доступна для всех, чего не скажешь о сегодняшнем дне.
В те годы в драматическом театре ставилось очень много классических спектаклей – Островский, Шиллер, Шекспир, Горький. Я помню прекрасных артистов – Соколовского, Агурова, Левкоева, Самарину, Покровского, Васильева, Буйного и др. «Коварство и любовь» Шиллера я посмотрела в 9 лет, плакала навзрыд к ужасу наших соседей в ложе. Мне очень понравился Костин, который играл Фердинанда – красивый, импозантный артист.
Но вот в наш город на гастроли приехал из Ленинграда артист Дубенский. С ним в главной роли была осуществлена постановка «Гамлета». Я смотрела этот спектакль затаив дыхание. Он вдруг наполнился глубоким смыслом, мне казалось, что ничего прекраснее я не видела. После этого спектакля я ходила, как в тумане, все в жизни казалось такой прозой!
Во всяком случае Смоктуновский в роли Гамлета произвел на меня гораздо меньшее впечатление. Может быть сыграл  роль в таком восприятии игры Дубенского мой возраст.
 Но потом в этом же сезоне, т.е. мне было 14 лет,  я смотрела концерт – отрывки из разных пьес с участием Дубенского; в этом концерте были две сцены из спектакля «Коварство и любовь» и я увидела Фердинанда – не изысканно красивого человека,  правда страдающего, каким был Костин, а пылкого юношу, обманутого, преданного своим отцом, с его чистой любовью к Луизе и поняла, что он просто не смог жить дальше!

В оперный театр мы ходили не так часто, но основной репертуар мы прослушали – Фауст, Кармен, Демон, Черевички, Флория Тоска, Севильский цирюльник. Что меня поразило в театре – это прекрасные декорации. Как я узнала позднее – декоратором был художник Мазанов. Он, наверное, оставил добрую память о своей работе у многих горьковчан.
Как я уже говорила, билеты в театр мы покупали, и каждое посещение театра было настоящим праздником, только вот ходить приходилось в неподходящих для торжественных выходов нарядах. Я то имела приличную одежду – мама об этом заботилась, а вот сама… Я помню, как мама однажды ходила в театр в обуви «прощай молодость», старшее поколение знает, что это такое. Вот тогда я дала себе слово, что, когда начну зарабатывать, первое, что я сделаю- куплю маме хорошие платье и туфли. И первым шагом к этому было мое решение не учиться в старших классах, а пойти в техникум, где я буду получать стипендию.
Мама прежде возражала – она хотела, чтобы я получила высшее образование, но потом поняла, что мое предложение разумно и согласилась.
Но вот осуществить это оказалось неожиданно трудным делом. Я поступила в школу с семи лет, а не с восьми, как было принято в то время.
Поэтому о выборе будущей профессии не могло быть речи, пришлось ходить из одного техникума в другой без разбора, даже в автодорожный я пыталась поступить, но мои 14 лет никого не устраивали.
Наконец в радиотехникуме, в здании нижегородской радиолаборатории на Верхне-Волжской  набережной у меня приняли документы.
Как я потом благодарила судьбу за это мое невезение в других учебных заведениях!
Вот так, совершенно случайно, я выбрала свою судьбу.