СЧД. Первая дата

Михаил Заскалько
СЧД. Первая дата

Он есть у каждого - Самый Чёрный День.
Это стела, Памятник горю.
У одних он вытягивается из перспективы, притягивает взгляд, давит, угнетает…
У других скромненько спрятался в густой траве, тщетно делает вид, что его не существует. Время от времени внезапно является Судьба и деловито обкашивает заросший памятник. И он точно стрела, сорвавшаяся с тетивы, в очередной раз вонзается в самое сердце. Боль рикошетом бьёт по мозгам, по душе…
Кто-то не выдерживает этой боли…
А иные, придя в себя, поспешно удаляются, задыхаясь от дикого запаха скошенной травы…
Судьба, отставив литовку, берёт резец и на чёрном мраморе появляется новая дата установки стелы.

Мой СЧД не выпячивался и не прятался. Ибо установлен на видном возвышенном месте. А не зарастает потому, что Судьба, когда устанавливала стелу, напрочь забыла зафиксировать дату установки. Потом спохватилась, ан вспомнить-то не может. Вырезала наугад, засомневалась, исправила, вновь засомневалась…
Так до сих пор и шастает туда-сюда - исправляет-сомневается-исправляет…
Вытоптала всё вокруг, утрамбовала до состояния асфальта. Ни травинки, ни былинки-голо, мрачно, скорбно…

В первые десять лет была выбита дата-7 ноября.
В этот день мать собрала в сумку мои скудные вещички, молча, пряча глаза, отвезла меня к бабушке.
Потому что моё присутствие раздражало отчима, якобы из-за этого он пил и дубасил мать. Она почему-то терпела. Едва отчим пьяный приходил домой, она хватала нас, детей, уносила-уводила, пряча то в сарае, то в скирде за селом. А сама возвращалась усмирять мужа. За нами приходила под утро. С синяками и кровоподтёками. На мои вопросы лгала: споткнулась о крыльцо…

В тот день 7 ноября отчим впервые поднял руку на меня.
Я уже был первоклассником, учился хорошо, а вот с поведением…Шебутной был. Скованная дома детская энергия в школе рвала оковы, и… Очень это не нравилось учительнице. Вызвала отчима в школу и нажаловалась, какой я неуправляемый. Отчим взбеленился: из-за какого-то ублюдка он должен выслушивать укоры, порицания!
Мать тогда неожиданно вовремя пришла домой. И мне не пришлось лгать, что я тоже споткнулся о крыльцо…

Я был поражён до шокового состояния, буквально раздавлен решением матери. Так надеялся, что уж теперь, когда отчим поднял руку на меня, она решится и выгонит к чертям собачьим этого пьяницу, грубияна и матершинника.
Но изгнала меня. Под предлогом сохранения семьи…
Меня, который любил её и жалел не по-детски…
Меня, который с пяти лет был нянькой у пятерых братьев и сестёр, родных только по матери. Когда мои сверстники играли в футбол или в альчики, купались в речке, рыбачили, выливали сусликов, я стирал и кипятил пелёнки, варил каши, кормил, купал малышей…
Меня, который однажды опрокинул кастрюлю с пелёнками себе на живот…
За всё это, вместо спасибо, меня изгнали в "почётную" ссылку. Словно не отчим, а я поднял на него руку, чем подверг опасности разрушение семьи…

7 ноября 1964 года я узнал, что такое Предательство.
8 ноября мне исполнилось девять лет.