Повесть о иконе

Архимандрит Аввакум Кременчуг
Лики как товарищи,
Смотрят понимающе,
С потемневших досок на меня…
Высоцкий

   Стоят почти в каждом доме иконы. В красном углу, на почетном месте. Несколько раз в год мы протираем поспешной рукой пыль и паутину на них, подчас даже не замечая кто изображен на досках. Из за суеты нашей земной жизни мало всматриваемся в лики святых. Спокойные, величественно-торжественные лики, лики времени, лики вечности.
   А бывает подчас так, что эти иконы видели не одно поколение нас земных, смертных людей выросших пред ними, в их присутствии. Образа помнят нас, наш род с деда прадеда, так есть. Они помнят солнечные всерадостные наши церковные и человеческие праздники. Когда солнце играло в каждом оконном стекле, а мы будучи малыми и следовательно любопытными все назойливее торопили, спрашивая у старших о самой важной, торжественной минуте праздника или свадьбы, что бы не проглядеть, не просмотреть нечто самое, самое судьбоносное. Иконы видели и скорбные дни, когда в доме горели проводниковые свечи, освещая последний путь хозяину дома или хозяйке в вечную жизнь,  сладкозвучный сельский хор певчих выводил печально-возвышенное: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим.»
   И заметьте себе – многим иконам суждено будет пережить нас и увидеть может быть нечто больше чем видели мы! Следовательно к иконе нельзя относиться как к вещи. Икона – это целый мир, это окно в небо, в вечность.
   Но среди икон бывают особые образа, являющиеся проводниками божественной благодати, через которые, посредством которых сила Божия низходит в мир, действует в мире, животворит в нем.
В ней что то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся,
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Ахматова.
   В народе, в людях существует извечная жажда чуда и это, я думаю, я уверен, законная жажда, подтверждающая еще и еще раз ту великую истину, что самое важное в мире есть то, что невидимо, что мы не одиноки в бездонной глубине мироздания. Есть Высший мир вдохновляющий наш земной в нашем многотрудном и многоскорбном существовании. И тепло, светло делается на душе от осознания этого неодиночества: И чистым светом сумрак озарился, и мир на миг один преобразился!
   9 августа, день святого великомученика Пантелеимона жители села Андрияшевка, Роменского района, Сумской области празднуют как свой престольный храмовый праздник. В годы советской власти и религиозного безвременья когда истреблялась сама память о Боге и все что с ней связано, люди праздновали его по мирскому. В самый день или накануне готовилась обильная праздничная трапеза, съезжались родственники, знакомые из близлежащих сел и городов встречались, общались, выпивали, закусывали и вечером того же дня или утром разъезжались.
   Празднование этого дня не было завещано нам нашими предками, здесь в Андрияшевке никогда не было храма посвященного великомученику Пантелеимону. Совершилось нечто, превосходящее человеческое разумение, совершилось чудо обновления иконы. Рассказывали мне о нем жители села ныне уже покойные: Ефросиния Сидоренко, Александра Сеник, и приснопамятный псаломщик Григорий Иванович Шолудько. Некоторые подробности и дополнительные штрихи досказал Корогод Михайло Павлович тоже уже ныне покойный. Дело происходило следующим образом: в 1924году, прошедшего 20го века один благочестивый житель села Роман Илляшев, другом варианте Илличев, живший на Горбах (название кутка в селе вероятно вследствии неровности) имел в своем доме образ св.Пантелеимона, который среди других, хоть и был  уже потемневшим от давности, все же являлся достойным украшением хаты. Однажды вечером он стал для совершения своей обычной, на сон грядущего молитвы. И вдруг замечает он в одном углу иконы Пантелеимона свечение, как бы маленькой звездочки, которая по мере времени стала увеличиваться в размере, распространяясь по иконе световым озарением наполняя в свою очередь свечением и всю большую комнату где она висела. Роман послал за жившим невдалеке священником который вскоре пришел и они оба смотрели, молсозерцая совершающееся дивное действо: «О! странно чудо, орошаем неопально, якоже убо купина древле неопально горяще!»
   Уже к полночи светилась вся икона ярким сиянием, при полной темноте ночи. Священник с собравшимися к тому времени соседями отслужили первый молебен.
   Утром весть о чуде пошла селом и народ стал идти смотреть на явление обновившегося образа. Двери дома Романа Илляшева не закрывались, люди шли и шли смотреть. Впоследствии икону хозяин решил передать в дар церкви и тогда при многочисленном стечении андрияшевцев с хоругвями и крестами образ св. великомученика Пантелеимона в сопровождении духовенства и хора был торжест пренесен в храм. Как рассказывали очевидцы в сем шествии участвовало все село. То был поистине пир веры. Последний, можно сказать, пир перед надвигающимся агрессивным советским безбожием. В 30х годах храм в Андрияшевке был первый раз закрыт и закрытым простоял до войны.
   С тех пор учрежден храм в Андрияшевке. Событие произошло в служение священников Порфирия Писаренко и прот.Иоанна? Они на то время сослужили вместе. По закрытии храма вторично в 60х годах при Хрущеве икона была унесена вместе с другими уцелевшими. Многие церковные иконы верующие разобрали по домам. Так образ многие годы находясь в хате сохранился.
    В 1991 году в год начала литургической жизни села, службы начались с Вербной недели Великого поста или за неделю до Вербной. Историческая, некогда обновленная икона св.Пантелеимона была возвращена в церковь на второй день Троицы 27 мая. Возвратила ее жительница села Мария Кириченко в доме которой она хранилась долгие годы церковного безвременья.
    Как объяснить это с научной точки зрения? Мы знаем, что в физической природе бывают свечения: огни св.Эльма, супруги Кирлиан открыли ауру. Но то все не то. Обновления икон, с научной точки зрения не объяснить. Они есть как есть.