Самый Русский остров

Владимир Лозманов
Красивейшее место. Особенно когда добираешься туда на пароме. Сделают мост на остров – перила выше машины – и пропадет вся прелесть плавания по бухте Золотой рог и Амурскому заливу. Не будут уже видны Владивосток со стороны моря, военные корабли во всей своей красе (горожане их видят в основном с кормы), строящийся мост, маяк Токаревский и выход в Амурский залив. С моста уже не увидим скалы по правому борту, залив Рында, причал – недавно построенный, с хорошим подъездом, парковкой для ожидающих машин и даже с небольшим морским вокзалом… 
Гравийные дороги по всему острову – а он не маленький – покрыты  ухабами, ехать на машине больше чем 40 км в час невозможно. Зато природа – можно сказать, дикая. Изобилие всех видов деревьев, кустарников и трав, которые существовали еще до Ледникового периода. Как известно, до Приморья ледники не дошли.
Начало мая – не время для купания, но позагорать, побродить по мелководью, посидеть с удочкой на пустынном берегу – тоже большое удовольствие, чему мы и посвятили один из двух дней, проведенных на острове.
Санатории, которых на Русском не менее пяти, стоят в очень живописных местах – с лечебными грязями, хорошими пляжами с чистейшей водой. Врачи приезжают из Владивостока, хорошее медицинское оборудование, приличное лечение и обслуживающий персонал. Здесь есть даже собственные морские огороды, где выращивают трепангов, мидий и морских гребешков.
На следующий день мы запланировали посещение музея «Ворошиловская батарея» и мужского монастыря. Но тут нам трижды не повезло. Во-первых, с утра на остров с моря нагнало моросящий дождь с туманом, во вторых, в музее был выходной день, и его работники занимались ремонтом экспозиции, так что пришлось долго переругиваться с начальником, чтобы разрешил проехать на территорию музея. В третьих, туман не дал нам рассмотреть перспективу залива Петра Великого с наблюдательного поста батареи. Говорят, что в ясную погоду отсюда видны остров Аскольд на востоке и мыс Гамова на юго-западе. Там тоже стоят батареи, и все они вместе с Ворошиловской могли полностью перекрыть залив Петра Великого своим огнем. Это было одной из причин, почему Япония не вступила в 1941 году в войну на стороне Германии…
Описать устрашающую мощь трехсотмиллиметровых орудий, прицельно бьющих на расстояние более 40 километров, с длиной ствола около 10 метров и весом снаряда 470 килограммов (170 килограммов порохового заряда!), невозможно – надо просто посмотреть на эти башни с орудиями и почувствовать их силу... Батарея была построена в 1935 году, а орудия отливались на Обуховском заводе еще в 1916-м… Под каждой башней – пять этажей вспомогательных помещений с полным обеспечением для всей команды, подземные ходы к остальным двум башням. Умели наши предки строить, умели и защищать Родину.
С монастырем нам тоже не повезло. Службы в этот день не было, а все послушники, переодевшись в рабочую одежду, восстанавливали и ремонтировали монастырские помещения, совсем не обращая внимания на посетителя с палочкой и фотоаппаратом. Ходил и фотографировал  – благо, не прогоняли… В монастыре была пасека, штук пять «Запорожцев» на центральном дворе. Это – во Владивостоке, где на мою российскую «Машку» смотрели, как на чудо-юдо с левым рулем!
А ещё сфотографировал… кролика. Самого обыкновенного кролика. Правда, таких гигантов я не видел давно. Долго уговаривал его спуститься с верхней полочки, чтобы получился хороший снимок. Уговорил. Казалось бы: монастырь – и кролик – единственный, в клетке недалеко от входа в церковь. Была бы кроличья ферма, так ведь нет – одна клеточка посреди монастырского двора, в ней зверек – белый, ухоженный, чистый. Зачем? А зачем странствует монах по дорогам России? Пути Господни неисповедимы.