Еврейский сионистский конгресс

Борис Корш
Еврейский сионистский всемирный конгресс в Брюселе в 1973 году.

Летом 1973 года я работал в Вычислительном  центре  Азербайджанского Государственного университета руководителем лаборатории адаптивных систем, а в 1973 году после ухода из ВЦ моего друга Давида Зафермана в связи с отъездом в Израиль, мне пришлось взять на себя ещё и должность руководителя лаборатории медицинской кибернетики.


В том же году в Брюсселе собрался Всемирный Сионистский конгресс и, конечно, в СССР была поднята бешенная пропагандистская компания против " проклятых сионистов и израильских агрессоров". СССР никак не мог простить Израилю войну 1967 года, когда 3 миллиарда советских денег и усилия сотни военных советников пошли прахом в течение 6 дней. Вместе с соседним отделом мы тогда занимались по заказу МВД СССР хоз. дороговором " Убытки от пожаров".  Работа естественна была засекречена, и поэтому вызов в спецотдел университета  меня не очень встревожил, хотя каждый вызов сулил потенциально неприятности.


Тогда не засекречены были только артели по производству мухоморов и фабрики туалетной бумаги. Позвонив в дверь спецотдела я подождал, когда откроют дверь и с вопросом : "Здравствуйте! Что случилось, Марья Ивановна? " - вошел в помещение. Марья Ивановна подняла доску, ограждающую посетителей от сотрудников и сказала:  - "Пройдите в соседнюю комнату, с Вами хотят переговорить".  В соседней комнате у столика сидел человек маленького роста,  в очках с очень неприятным морщинистым лицом. Начало не сулило ничего хорошего. Человек пригласил сесть и поинтересовался именем, фамилией, научным званием, должностью и национальностью отца и матери. Хотя я был уверен, что он все ответы знает наперед".


Я хотел с Вами побеседовать" - сказал человек. Первой мыслью было то, что меня хотят завербовать в сексоты  и чтобы как-то обдумать отказ, я спросил. "А с кем я имею честь говорить?"  Человек не спеша, достал удостоверение, раскрыл его и повернул ко мне. Я прочел, что это майор КГБ, старший оперуполномоченный.
" Так что Вы хотите от меня?" - задал я вопрос.
"Я хочу, чтобы Вы прочли этот материал" - сказал он, протягивая несколько машинописных листов.
Когда я начал читать, то окончательно успокоился, так как это не относилось к работе. Это была статья для газеты, где очень резко охаивали Международный сионистский конгресс  в Брюсселе. Я прочел статью два раза и тут заметил, что в статье были приведены факты, которые не приводились в газетах.


" Я внимательно прочел два раза, что дальше? "-  спросил я.
"Согласны? "  "В принципе согласен "- ответил я.
"Ну и прекрасно! А теперь подпишите! " -  с нажимом сказал майор –
"Вы ведь не против Советской власти!"
" Я не против Советской власти, но подписывать не буду."
" Почему, это"? - спросил майор.
"По двум причинам "- ответил я -  " первая причина, что я никогда не подписывал статей,  не написанных мною и подписывать не буду, а вторая в том, что в этой статье есть много материала, которого нет в открытой прессе и я не хочу, чтобы мои коллеги думали, что я ваш сотрудник  и подписываю всё то, что мне подсовывают".
"Но здесь всё, правда "- сказал майор.
" Возможно" - сказал я, - " но где это можно прочитать."



И началась обычная демагогия, с которой трудно бороться.
Наконец, мне в голову пришла спасительная мысль. Я знал, что завтра конгресс кончается и в  конце концов я сказал: "Знаете, какой я предлагаю выход! Пошлите меня на конгресс, я не убегу, потому что здесь двое детей, папа и сестра, да и все родственники. Я там всё увижу сам и обещаю Вам написать статью лучше этой, и никто меня ни в чем не упрекнёт. Я всё увижу там сам "! 
"Но мы уже не успеем " - сказал майор.


"Ну, кто ж вам виноват, что вы так поздно спохватились. А иначе я не вижу выхода".  Ещё немножко демагогии, о том, что надо доверять органам и наш разговор окончился. Статью я не подписал, о чём нисколечко не жалею.
Знаю только, что предлагали подписать ещё очень популярному педагогу - математику, которого знал весь город. Думаю, что предлагали многим, причем не членам партии. Но к гордости за свой город статья так и не увидела свет.
Значит, в Баку еще были приличные люди.