Дырка

Злой Шарманщик
- Комаров, догони Марию Сергеевну и скажи, что она мелом испачкалась, - сказал Николай Павлович, учитель труда, увидев, что пиджак только что вышедшей из класса учительницы был сильно испачкан мелом.

В классе раздался оглушительный хохот. Комаров сидел за партой и не двигался. Все смотрели на него.
- Да, что это вы? Что с вами? – удивился Николай Павлович, - Что здесь смешного, предупредить учительницу?
Ребята ничего не объясняли и продолжали смеяться. Николай Павлович понял: что-то тут не то, не может вызвать такой смех выпачканный в мел пиджак учительницы.
- Ну-ка, рассказывайте, что случилось! – потребовал он, - набедокурили? Признавайтесь!

Никто не спешил признаваться. Но, не тот был Николай Павлович, чтобы не выяснить. Оказывается, Комаров специально испачкал спинку учительского стула в мел, а теперь именно его посылают предупредить Марию Сергеевну о том, что она испачкалась.

- Эх, вы! Ребята, ребята! Пошутить решили! Скучно вам! А вы о ней подумали? Об учительнице? И почему это подростки так безжалостно, а порой даже жестоко шутят?! Я вот вам историю одну расскажу, пока время до начала урока есть. Послушайте.

Давно это было. Сразу после войны, дядя мой, Константином его звали, отслужил в Армии, а когда вернулся его направили в город Зерноград, что в Ростовской области, преподавать сопромат в академии Механизации сельского хозяйства. Был он тогда молодой, еще не женатый. Жил на съемной квартире. А из вещей – всего маленький чемоданчик.

Сменил он гимнастерку на гражданскую одежду, но не новую, а купленную на толчке. Так раньше вещевые рынки называли. Денег было совсем мало, хватило только на сильно поношенный костюм. Пиджак был еще куда не шло, а брюки совсем старые. Привел он все в порядок, выстирал, выгладил. Посмотрел сиденье брюк на свет и понял: долго носиться не будут. Тонкие, как марля. Скоро порвутся. Каждый раз, перед тем как войти в аудиторию к студентам, он рукой  проверял, не появилась ли дырка на штанах сзади?   Не появилась! И хорошо, можно идти на занятия.


А однажды, Константин, как всегда пощупал свои штаны и, с ужасом обнаружил, что они треснули! Что делать? Как можно появиться перед студентами с дыркой? Перед студентами, которые время от времени, и без того, подшучивают над ним! То записочку на пиджак приколют: «У кого нет коня, садитесь на меня!», то на его стул воды нальют, то еще что-то не менее обидное сделают. А первое свое занятия со студентами на всю жизнь запомнил. Предмет серьезный и очень сложный! Вошел в аудиторию, смотрит, а ребята почти его ровесники, многие тоже фронтовики. Пытался им объяснить новый материал, а они слушать не хотят, занимаются своими делами, обсуждают что-то между собой и на Константина  не обращают внимание. Хотел повернуться и уйти. Уйти не только из аудитории, но и из академии. Не знаю, что его остановило?

Хоть и не получилось первое занятие, все равно остался. Дальше легче было, но, все время ждал от них какого-либо подвоха и намеривался  по окончанию учебного года обязательно уйти.

Постоял Константин немного возле двери, держась за прореху, и решил: «Надо идти! Я не буду к ним спиной поворачиваться»

В начале, действительно, Константин следил за собой, чтобы ни в коем случае не показать им свою дырку и не дать возможности вновь посмеяться над ним. Но, потом, увлекшись, он совершенно забыл о своем несчастье. Он ходил по аудитории, писал и рисовал на доске и только, когда прозвенел звонок, вдруг вспомнил о дырке.
 Вспомнил и удивился: никакого перешептывания по этому поводу, никаких ухмылок не было. Неужели не видели? Не могли не видеть! Он так часто поворачивался к ним спиной, работая у доски! 

А студенты выходили из аудитории и, прощаясь, как ему показалось, впервые смотрели на него с какой-то теплотой и в глазах их он видел поддержку.

С этого злополучного дня все изменилось для Константина. Студенты слушали его внимательно, и больше никаких вольностей по отношению к себе он не испытывал.

А первого сентября нового учебного года Константин, в новом костюме,  шел в свою академию. Мыслей об уходе у него уже не было.

- Вот так! Казалось бы,  неприятный случай, а помог моему дяде. Так и проработал он всю жизнь со студентами, - закончил учитель и добавил, - не знаю, Комаров, будешь ли ты извиняться перед Марией Сергеевной, но я бы на твоем месте сделал бы это.