Диссертация

Борис Корш
Диссертация..
Я хочу рассказать о уникальном случае, когда КГБ наказало антесимита. В 70 –е годы я работал в Азгосуниверситете доцентом кафедры на факультетах прикладной математики и мехмата. Во время упражнений в одной из групп появился мой завкафедрой и сказал: “Борис Семёнович, прошу Вас сейчас же зайти к ректору.”
“Хорошо,- ответил я, - через 10 минут звонок, и я пойду к ректору.” 
“Нет, спуститесь сейчас, дело срочное” – сказал мой шеф.


Когда тебя срочно вызывают к начальству, то ничего хорошего не жди. Поэтому я отправился к ректору не в лучьшем настроении. По дороге встретил приятеля Рза-балу Фараджева – завкафедрой дискретной математики.
“Ты куда?”- спросил он. “А ты куда?”- в свою очередь спросил я его.
 “Я к ректору,”- ответил он. “Ну и я к ректору,”- ответил я. 
“Боря, у тебя сегодня плохое настроение,что случилось?” 
“Да ничего, я правда к ректору.” 
“Стоп!- сказал он – а зачем нас вызывают?”

 
Этого не знал ни он,ни я. Дальше мы двинулись не в лучшем настроении, ведь от начальства всегда ждёшь какую-нибудь пакость. Войдя в приёмную , мы представились и сказали, что нас вызывает ректор.
“Сейчас узнаю”- сказала секретарша и скрылась за дверью.“Заходите!”- сказала она появившись через минуту, из двери кабинета ректора и с высокомерным интересом рассматривая нас.


В кабинете ректора за приставным столом сидел человек в хорошо сшитом костюме, светлой сорочке и при галстуке. Ректор представил нас и преложил садиться. Мы сели и уставились на человека в штацком платье, уже понимая откуда он. Когда он начал говорить, я не очень вежливо перебил его и спросил: “Ну,нас представили, а Вы кто?” 
“Я полковник КГБ Мамедов. Тут такое дело : один учёный из Минска написал Ю.В.Андропову письмо и прислал свою диссертацию.


Нам надо,чтобы вы оценили диссертацию и, главное, написали, в каких областях народного хозяйстваона может быть применена.Сделать это надо срочно и на высоком уровне.
“Когда мы должны дать ответ?”- спросил я.
“Вчера”- ответил полковник.
“Извините, уровень ответственности очень высокий, и раньше следующего понедельника мы не можем дать ответ” – сказал я 
“Максимум завтра,”- отрезал полковник.


Но тут пришла неожиданная помощь от ректора. Видимо, он очень боялся, что мы напишем что-нибудь не так. “Нет,нет! – заявил он – ребята правы, надо очень серьёзно просмотреть диссертацию.” Спор ещё продолжался, но уже между ректором и полковником. Но ректор уговорил полковника, что мы не запросили лишнего. На этом мы расстались, захватив диссертацию.


Когда мы вышли, я спросил:
“Рза, ты что сидел, набрав воды в рот? Полковника испугался?” 
“Пойдём , Боря , я тебе кое-что расскажу”.
И он рассказал мне следующую историю. Всё дело в том, что в Союзе все, кто работал по какой – нибудь тематике, знали друг друга. Встречались на конференциях, посылали друг другу оттиски статей, писали друг другу отзывы на диссертации и т. п.

Так вот один товарищ, еврей по национальности, фамилию сейчас не помню, защитил в Минске докторскую диссертацию по двоичным машинам (есть такая муть в дискретной математике), а в ВАКе её не утвердили.
Председателем секции прикладной математике в ВАКе был хорошим учёным, но большим антисемитом ( это знали все,просто не хочу называть фамилию)


Тогда сей минчанин отправил свою диссертацию Ю.В.Андропову, тогда председателю КГБ со следующим письмом. Суть письма состояла в том, что и без докторской диссертации он проживёт, но отвергнув диссертацию ВАК нанёс ущерб обороноспо- собности Советского Союза. Поэтому он просит председателя КГБ отправить его диссертацию на рецензию тем независимым экспертам, которых выберет комитет.


Если решения будут отрицательными, то он просит прощения за отнятое время. А затем разослал все знакомым учёным, специалистам в этой области. письма и авторефераты диссертации, где описал всё ситуацию. Как раз в это время Рза-бала выпустил книжку по двоичным машинам, а я попал в эту компанию по рекомендации своего шефа и ректора. Конечно, узнав всю подноготную, мы не стали утверждать себя подробным анализом диссертации. Просмотрев её, мы в субботу на кафедре у Рза-балы быстренько состряпали отзыв по автореферату, указав, что результаты работы могут быть применены в военной промышленности. И это была правда.

В понедельник утром я отнес отзыв ректору, он прочитал его и попросил меня пойти в спецотдел и там проследить, чтобы не было грамматических ошибок. “Я не русский”- сказал я ректору – и с грамматикой на вы. “Не ерунди, будет стыдно если будут ошибки.” Марья Ивановна в спецотделе лучше меня разбиралась в русском языке. Письмо отпечатали, подписали и отправили вместе с диссертацией в КГБ.

Ректор был очень доволен: ”Смотри, с нами в Москве считаются”.Через два месяца председателя секции прикладной математики сняли, диссертацию утвердили, а председатель КГБ Азербайджана позвонил ректору и поблагодарил за очень грамотный отзыв. Встретив меня в коридоре, ректор мне всё это рассказал. Я набрался наглости и спросил: “Ну,Вас хвалили, а нам что?” Ректор долго думал и сказал:”Случай, делай в университете всё что хочешь! Я разрешаю! Ну я и делал.