Вы, Человек Читающий

Макс Либерум
Вы когда-нибудь задумывались о том, что чувствует слепой сторож картинной галереи?

Именно Вы, пробегающий взглядом эти строчки?

Закройте на минуту глаза. Представьте, что символы продолжают скользить по экрану, но Вы их уже не видите. Вы не знаете, в какую картинку складываются буквы, каким содержанием наполняются слова, но можете догадаться о том, что за историю я хочу рассказать Вам. Можно ли это знать наверняка, в темноте проводя курсором по тексту? Не открывайте глаз. Еще немного побудьте слепым сторожем этих строк и я прощу Вам жульничество, дающее уверенность зрения.

Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько нужно времени, чтобы человек, которого Вы уважали и которому пожимали с улыбкой руку при встрече, превратился в тупое быдло. В животное, которому не моргнув глазом сможет приставить пистолет к затылку интеллигентный и образованный Homo Legens? Я расскажу правдивую историю о себе...

Когда впервые заносишь топор над шеей жертвы — трясутся руки. До сих пор это чувствую. До сих пор слышу чавкающее похрустывание, сменившееся глухим скрежетом лезвия в деревянной колоде. До сих пор вижу, как хлопают растерянные глаза - голова ещё не знает, что мертва и продолжает чувствовать, слышать, видеть...

Когда несколько часов спустя дом наполняется ароматом тушеной курицы, перед мной ставят тарелку свежего, аппетитного мяса. И в этот момент простые и знакомые с отрочества книги «Преступление и наказание» и «Война и мир» не столько обретают новый смысл, сколько высота писательского гения прирастает глубиной собственного погружения в темные глубины души.

Однако, дело сделано и курица — не птица. Пусть никто не вкладывает в руку вилку, не подбадривает издали свистом и не бормочет в ухо житейские истины — оправдать себя уже гораздо проще. Дело сделано и такова жизнь. Ничего личного...
 
Эта история не так проста и имеет под собой отягчающие обстоятельства: то, что в прошлом было и чего не было. Были детские слезы над куском мяса кролика, ещё вчера смешно перебиравшего лапками и настороженно млевшего от почесывания за ушком. Не было руки, вложившей топор, ободряющего гогота позади, доверительного шепота в ухе. Даже голода, праздничного застолья или какой-то другой оправдывающей необходимости — не было.
 
Но мы с Вами взрослые люди и прекрасно знаем, что курица — это совсем не кролик. Она даже летать не умеет и незатейлива настолько, что вырвавшись на свободу, уже лишенная головы, еще несколько минут, беспорядочно хлопая крыльями, носится, загаживая двор штрих-пунктирами крови.

«Загаживая» - слово, недостойное интеллектуала. Настоящий ценитель должен видеть не грязь, обреченную быть засыпанной опилками и соскобленной с досок, а подлинное произведение современного искусства, открывающее публике новый, чарующий вид на контрольно-следовую полосу на границе между жизнью и смертью.
 
Что унесет с собой человек, пристально смотревший на эту картину души? Что он скажет, проходя мимо слепого сторожа на выходе из публичной галереи? Как он будет дышать, каким будет звук его шагов, как он возьмет протянутую ручку, чтобы оставить запись в книге отзывов - о том, что узнал или вспомнил о жизни и смерти. И сможет ли передать всего в нескольких словах, которых скромный слепой сторож даже не способен прочесть?
 
Подумайте, все эти кнопки - белые, черные, красные - они могут быть под Вашими пальцами.

12 июня 2009 г.

----------------------

Эссе было впервые опубликовано на портале Компьютерра Online 24 июня 2009 года (http://www.computerra.ru/sgolub/436119/) под двойным псевдонимом: Макс Либерум, Тая Эйвина.

Выражаю благодарность Сергею Михайловичу Голубицкому за публикацию в качестве Агоры №4 в «Голубятнях» и за вступительное слово, сопроводившее текст.

Также эссе можно найти на портале Сергея Голубицкого "Старый Голубятник и его друзья" (http://sgolub.ru/) по этому адресу (http://sgolub.ru/eklektika-arts/eklektika-maks-liberum/)