Мой отчим - советский пенсионер. Глава 7

Оксана Щербатая
Глава 7.
          Следующий день на почте для меня выдался напряженным: с утра «замша» велела учиться пенсии выдавать, - прежде мне доверяли только работу с приемкой и выдачей почтовых отправлений. Сегодня вдруг решили учить выдавать пенсии и переводы. Оно, конечно, дело интересное, но хлопотное, и очередь постоянно стоит. Вроде и городок невелик, а вон их сколько, «товарищей» в очереди… Утром, еще до открытия почтового отделения, сунула быстро Польке все платежки, вместе с деньгами, она мне потом корешки притащила, когда я возле Вальки сидела почти с высунутым язычком…  Как мне раньше здешний коллектив не нравился, - сама не понимаю: просто, мне самой простоты не хватает, наверное…
            Многие люди не желают пенсии получать дома: на почту идут за пенсией. Иные и заявления пишут, что будут получать только  на почте. Некоторые, собираясь в отпуск или там к родственникам на долгое время, выдают доверенности близким людям или соседям, - на право получения их пенсий. Есть и такие, которые приходят к «замше» и просят почту, в её лице, переводить начисленную пенсию на их счет в сберегательной кассе, - опять-таки, если приносят необходимые справки  об отправке в санаторий, билет об отъезде в другой город и т.д. Лично я с такими справками пока не сталкивалась, я в этом мало компетентна, - не соображаю, что к чему! Через несколько часов, после обеда, Вальку «замша» куда-то с поручением отправила, а мне пришлось сидеть самой с ведомостями пенсионными и путаться, отбиваясь от претензий «товарищей» из «живой» очереди…
    Интересно, зачем пенсии весь месяц выдают: один участок – одно число, другой – другое, - это ж сколько мороки! И пенсии все – такие разные: некоторые получают 1200 рублей, а иные – в несколько раз меньше… Все теперешние пенсии выдаются на основании Закона 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», - он у нас висит на стеночке, как некогда висели лики государей-императоров, бабушка рассказывала.
      Этим Законом предусмотрены пенсии по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца. Пенсии по инвалидности могут быть установлены не только рабочим и служащим, но и военным рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы, учащимся учебных заведений. А для членов семей указанных категорий предусмотрены  пенсии по случаю потери кормильца.
       Бывшие колхозники, однако, до сих пор пенсий не получают. Принятая еще в 1936 году "сталинская" Конституция  закрепляла право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и нетрудоспособности. Однако, госсистемы социального обеспечения сельских жителей не существует. От этого много возмущения на селе… Социальное обеспечение колхозников возлагается на сельскохозяйственные артели, где колхозники могут создавать фонды помощи инвалидам, старикам и другим нуждающимся сельским жителям. Не знаю, как это на деле осуществляется, но не умирают же старые колхозники с голоду?
        В основе исчисления пенсии каждого трудящегося лежит размер зарплаты. Полная пенсия платится мужчинам с шестидесяти лет со стажем работы не менее двадцати пяти лет и женщинам с пятидесяти пяти лет со стажем не менее двадцати лет. Приветствуется  длительный срок работы на одном месте. Некоторым категориям трудящихся даётся еще и надбавка за выслугу лет,  за непрерывный стаж работы.  Надбавку получают и пенсионеры, имеющие на иждивении нетрудоспособных членов семьи. Государство поощряет и работающих пенсионеров. Помимо зарплаты им частично или полностью выплачивается пенсия. Правда, я не вникала, кому как… А только мамочке моей, работающей пенсионерке, пенсия выплачивается частично… С одной стороны, в этом есть верное звено: она занимает место, которое мог бы занять молодой специалист, но, с другой стороны, мама так привыкла к своей работе, она её прекрасно знает, а «специалиста» нужно долго учить… Как вот меня сейчас учат…
        В очереди столпился добрый десяток человек: работаю пока медленно… Старушки бурчат, тётеньки ворчат, как та Ксантиппа, а дяденьки все о своих заслугах перед Отечеством рассказывают, и ругают меня все, ругают…короче, сгорбилась я над конторкой и не знала уже, какому богу молиться, чтобы рабочий день скорее закончился!...Только беда: ни в одного Бога не верю, хотя в детстве бабанька на досуге и выучила меня нескольким молитвам, а мама ее потом ругала…
        Пенсии выдаются нами на основе пенсионных ведомостей при предъявлении пенсионерами, или лицами, их представляющими на основании доверенностей, - паспорта и пенсионной книжки. Паспорта современного вида существуют с 1933 г., и то они есть не у всех… Вообще, что Вы понимаете под термином «паспорт»? Бабуся мне целую лекцию некогда на данную тему прочитала. Слово это - итальянского происхождения. Оно состоит из двух слов – «пасса» (проходить) и «порто» (гавань, порт), и в этом смысле слово «паспорт» проникло и в другие европейские страны, стало применяться для обозначения письменных документов, разрешающих проход или проезд через границу. В России т.н. «внутренний паспорт» ввели в восемнадцатом веке, при Петре Великом. Потом еще были Устав Госсовета 1894 г., особые постановления 1904 и 1906 гг., при Временном Правительстве так же внимание уделялось сущности паспорта, его реальной необходимости, - Временному Правительству  пришлось признать, что «виды на жительство» (паспорта) являются общегражданскими «удостоверениями личности», а не полицейскими разрешениями на право отлучки, как понималось прежде…
      Очень интересно отношение Владимира Ильича к паспортной системе. Вот Вы знаете, как Ленин к паспортам относился? Сразу по установлении советской власти отменили паспортную систему, существовавшую в дореволюционной России, и начала на практике реализовываться позиция В.И. Ленина, высказанная им еще в статье "К деревенской бедноте", написанной в далёком 1903 году. В той статье В.И. Ленин писал, что социал-демократы требуют для народа полной свободы передвижения и промыслов. То есть, чтобы и в России были уничтожены паспорта (в других государствах давно уже нет паспортов!), чтобы ни урядник, ни земский начальник не мешал крестьянину селиться и работать, где угодно. Русский мужик закрепощен чиновником: не может перевестись в город, не может уйти на новые земли. «Министр распоряжается, чтобы губернаторы не допускали самовольных переселений: губернатор лучше мужика знает, куда мужику идти! Мужик - дитя малое, без начальства и двинуться не смеет! Разве это не крепостная зависимость? Разве это не надругательство над народом?..» Прав был вождь пролетарской революции, прав: паспорт – элемент крепостничества! И сразу с приходом Советской власти паспорта отменили! Но в 1919 г. ввели обязательные «трудовые книжки», которые во многом исполняли функции паспортов. Но только некоторые...
       В двадцатые годы весьма свободно относились к личной свободе граждан. Стоит у бабули на книжкной полке Малая Советская Энциклопедия 1930 года издания, и в ней, в статье  "Паспорт", правомерно, - для времени издания энциклопедии, сказано: "ПАСПОРТ - особый документ для удостоверения личности и права его предъявителя на отлучку из места постоянного жительства. Паспортная система была орудием полицейского воздействия и податной политики в так называемом полицейском государстве... Советское право не знает паспортной системы".Вот так!
        Помню, как мой паспорт в общаге под кровать завалился, сбоку застрял, - ни на полу не было видно, ни на кровати, нигде вообще в комнате, - и несколько часов мы с подружками его искали, - в итоге стипуху на депонент хотели списать, пришлось по начальству бежать, просить, чтобы дали… А стипендия моя была 180 руб...
      Вот еще необычайно важное значение имеет прописка – «государственная система контроля миграции населения" , сложившаяся в нашей стране. Её принцип заключается в жёсткой привязке граждан к постоянному месту жительства. То есть пенсию я выдаю тем гражданам, в паспорте которых стоит местная, сальская прописка. Поэтому приходится тщательно проверять страницу паспорта с пропиской, вдруг человек в пенсионную ведомость включён, а сам уже отсюда выписался, и прописка «не соответствует»?...Валька вот анекдот рассказывала о прописке. Разговаривают мать с дочерью. Мать спрашивает, как зовут дочкиного кавалера, и та ей отвечает, что этого секрета пока матери не откроет. Мать просит: «Скажи хоть прописку!» И дочь отвечает, что прописка у него «замечательная»!...
  Вполне реальный анекдот, даже я смогла понять…
     Очередь перед моей конторкой выстроилась удивительно "разномастная": вот стоит чубастый дядечка с прической «взрыв на макаронной фабрике» - наверно, он в жизни расчёски не видывал, вот бабушка в платочке «тулит» свои «докУменты» и ставит смешной крестик вместо росписи… И паспорт у старушки-"божьего одуванчика" - такой старенький, повидавший виды...Наверное, она прежде уборщицей где-нибудь работала в организации, или сторожихой...Сколько людей, столько и неповторимых, запоминающихся лиц, - все такие разные… И тут поднимаю взор: перед окошечком стоит Семён Васильевич Савчук, отчим мой, - собственной персоной. Впервые я его увидела на нашей почте: тоже пенсию пришёл получать. Худой, «доходяжный», как старушки говорят о людях после болезни. Улыбается мне радостно и протягивает свои документы:
- Зоенька, рад, что именно ты мне будешь пенсию сегодня выдавать. Посмотри по ведомости, сделай милость!
     Взяла я его бумажки, смотрю удивлённо: почему-то мне казалось, что дядя Семён не у нас должен пенсию получать, или я ошибалась... Просмотрела ведомость: всё в порядке, есть и Ф.И.О. отчима, и правильный адрес указан. Но что-то меня смутило: так, легким, неосознанным прикосновением мысли… Выдала я ему 1200, он забрал денежки, потом и спрашивает так-то улыбчиво, но настойчиво:
- Зоенька, а где тут у Вас кабинет заведующей? Мне бы с ней «погуторить» по-свойски хотелось бы? Что удивляешься? Люблю простонародные словечки…
- Дядь Семён, - спрашиваю, - а зачем Вам к нашей «замше»? Если надо чего, Вы мне скажите, всё для Вас сделаю. Противная у нас заведующая, - слов нет!
- Нет, Зоенька, мне именно к ней нужно. Как к руководящему звену. Проведи меня, Пожалуйста, до её кабинета. Дальше я уже сам с ней разберусь…
     Проводила я его до кабинета начальницы. Он дверь приоткрыл и посмотрел на меня вопросительно: словно велев удалиться, не мешать, я его взгляд так поняла. Ушла, - всё равно некогда мне сейчас под дверьми подслушивать, вон какая очередь стоит…
     Побежала я на рабочее место, так и не вызнав, о чем же отчим с «замшей» беседовать собрался, и, похоже, не «с сухой ложкой»: в авоське коробка конфет видна, - значит, о чем-то просить собрался «руководящее звено»…
            Сижу, народ отпускаю потихоньку, переругиваюсь незлобиво по пустякам, а сама пытаюсь понять, что же именно меня насторожило. Вот что: номер паспорта! Серию на память я не запомнила в «том» забытом  паспорте, который я в кармане пиджака обнаружила, но помню часть номера: там вперемешку с другими цифрами стояли три восьмёрки, а этом паспорте, по которому я отчиму пенсию выдавала, - ни одной восьмёрки вообще нет. И ни слова нет о Гиганте, - отсутствует строка о выписке из Гиганта, словно дядя Семён там и не жил никогда, - только стоит одна-единственная запись о прописке в городе Сальске Ростовской области в сентябре сего года, и всё. Новый паспорт. Как это понимать? И что же из этого следует?
    Значит, он обратился в Сальский райсобес с выпиской из трудовой книжки, на основании чего ему была назначена пенсия. Это-то всё понятно: но тогда какие-такие деньги отчим, перед поездкой на Урал, ездил забирать в сберкассе Гиганта? Наверное, там у него лежали деньги, ранее заработанные, только и всего. Но как он мог их там получить, если уже прописался здесь? Что-то голова кругом идёт…
       Тут, наконец, Валька прибежала ко мне на подмогу, такая веселая, разгоряченная непонятно чем. У неё всегда на душе или праздник, или похороны…
- Валя, - спрашиваю, - если пенсионер один попросился с заведующей поговорить, - о чём он её просить может? Она же ему пенсию не прибавит, правда?
     Засмеялась Валентина. Спросила, не обидела ли я чем пенсионера, - может, он к «замше» жаловаться пошёл? Нет, не обидела… И коллеге я не сказала, что речь идёт о моём отчиме, - скрытной какой стала!...Валя сказала, что причины обращений клиентов к руководству могут быть различными и, махнув рукой на толпу, убежала куда-то снова.
    Пришлось мне в гордом одиночестве дальше разбираться с всей этой денежной волокитой. А только Валька прибежала минут через пять, довольная: объяснила, что подслушала окончание разговора начальницы и посетителя. Он просил ему пенсию начисленную на счёт в сберегательной кассе перечислять, и диктовал , - или уточнял написанные на листочке, - реквизиты сберкассы. Сказал, что уезжает на долгий срок к родственникам, поэтому не имеет возможности сам пенсию получать ни на почте, ни дома, а в собес обращаться с официальным заявлением об отъезде и с просьбой о перечислении денег на счёт в сберкассе, - не хочет, - там и так бумажной волокиты предостаточно, как бы не произошло какой-нибудь ошибки. А «замше» нашей он доверяет, т.к. наслышан много о ее порядочности человеческой, и в знак благодарности он просит принять…Что «принять», - Валька не знает: в замочную скважину было лишь видно, что он начальству сумку передал и еще что-то прошелестело, а что, - неизвестно…Но вежливый дядька и «велеречивый» - прям как директор школы!...
      Хорошо, что Валька – такая любопытная, сразу интересом загорелась и всё вызнала, я бы постыдилась под дверью подслушивать, вдруг поймают? А Валька – не боится, там рядом дверь «важного» помещения, она мигом  туда юркнула, как отчим уходить собрался…
          Итак, что же я имею? Доподлинно так и не понятно: куда именно и зачем отчим уезжает, но вот и «замше» сказал о предположительном отъезде к «родственникам». Это кто же это такие? Не похоже на правду.
           Далее: номер паспорта, который я сегодня держала в руках, абсолютно, ни одной цифрой, не совпадает с тем паспортом, который обнаружила несколько недель назад в бельевом ящике. Какие выводы?
          Или тот паспорт дядя Семён счел утерянным, и «выбил» себе новый паспорт с уточнёнными данными о прописке, а старый потом обнаружил, но позабыл возвратить для утилизации в паспортный стол, или куда там паспорта сдают, -  или отчим сознательно его не сдал. Преследуя цель владения двумя паспортами одновременно.
     Но зачем, с какой целью, если везде – одинаковые паспортные данные: Ф.И.О., год и место рождения, - всё совпадает? Совсем я ничего не понимаю. И спросить очень хочется, но как я объясню свой интерес? И немного страшновато: хотя мой отчим и милейший человек, душевный, - вон как за другом погибшим переживал!- но вряд ли он возрадуется тому, что глупая падчерица суёт свой короткий нос в те дела, которые её не касаются. Нет, спрашивать никак нельзя!
    Но жить с двумя паспортами, это – преступление,- в том случае, если он сознательно использует оба документа с какими-либо целями. Полагаю, что он и впрямь два паспорта задействует: раз паспорт с «гигантовской» пропиской валялся забытым, значит, отчим ездил в дальние края с тем документом, который я сегодня держала в руках; значит, это по документу с «сальской» пропиской он летал на самолёте… Но зачем ему всё это? И посоветоваться не с кем…
              Кому я могу довериться? Маме – не могу: она дядю Семёна любит очень, никаких критических мыслей в отношении не сможет допустить, начнёт меня ругать да еще, пожалуй, перед самим отчимом меня способна высмеять, доверяя ему безгранично. Нет, мама любовью больна, она отпадает.
             Гранту мне бы хотелось довериться: он – умный, выдержанный, уверена, что ни с кем не станет обсуждать моих проблем, и ему смело можно поверить, но и он сейчас отпадает: к его семье, знаю, родственники приехали из Армении на днях, он даже ко мне на работу перестал прибегать, - сказал, вот как они уедут, тогда он снова будет «весь мой», а пока бегает по магазинам, на рынок, потом матери помогает, - каждый день они родне такие пирушки задают, как нам в тот день, когда мы к ним ходили дом смотреть, - с тех пор я верю, что армяне в лепёшку готовы разбиться перед гостями, но в грязь лицом не ударят. При этом, в быту они обычно весьма скромны и неприхотливы, а пирушки – редкое событие, надолго запоминающееся…И еще скоро у Гранта – сессия, он в свободное время сидит в библиотеке сальской, какие-то курсовые пишет да зубрит что-то. Учится…Нет, решено, погожу пока откровенничать с Грантом, пусть и очень хочется…
             Подружки мои бывшие, с которыми еще в школе дружили, - отдалились совершенно за годы моей учёбы в техникуме. Самая любимая, Манька Воскобойникова, замуж выскочила в прошлом году, теперь она у нас - ростовчанка. А другие – здесь живут, но они – скорее знакомые, чем подруги, им доверия нет. Кто остаётся?
            Бабушка остаётся! Придётся мне, наверное, довериться бабушке. Хотя и не хочется её беспокоить, но здоровье у неё крепкое, поддержка и опора рядом всегда есть, - сколько помню, бабушка не желала никогда жить без мужчины, в годы войны в неё, очень уже немолодую, один немецкий офицер влюбился, она же хорошо по-немецки говорит, так она его так на место поставила, - и ничего, никаких последствий. Даже шоколадки мне дарил, - вот такие чувства бабушка у мужчин всех стран вызывает! Огонь, а не женщина!
          Правда, потом, когда немцы ушли, «наши» бабушку посадить хотели, «за колоски», - сосед вредный донёс, что по ночам колоски в поле собирает. Но не посадили все-таки! Тот, кто «разбирался» с бабушкиным преступлением, сразу её и выпустил: сказал, что учить детей – дело для страны первостепенной важности.
     Оказалось, он записал в протоколе, что те колоски я, пятилетняя да неподсудная, собирала, а бабушка меня искать вечером пошла, вот её и подглядел тот сосед говорливый. А соседа потом самого «упекли», - он, оказывается, в соседней области в полицаях был год, потом к нам переехал, и туда же: доносы на бедных вдовиц принялся строчить… Что, мол, все плохие, - он один хороший… А его как-то в воскресенье на рынке увидала торговка сметаною и как закричит «на всю ивановскую»: «Полицай ! Держите полицая! Он моих сыночков в Германию на работы отправил! Хватайте его!», так он  и «погорел», глупец, - не мог уехать куда-нибудь подальше от места преступления… Скрылся бы где-нибудь в Сибири, в снегах бесконечных, - но не захотел стать "декабристом" по своей воле… А бабушка потом говаривала, что ей жалко предателя… Добрая…
        Решено: посоветуюсь с бабушкой о своих подозрениях. Уверена, что отчим мать любит, но что-то он от нас скрывает… И как, если он вдруг что-то нехорошее совершил или совершает, - как это может на нашей семье отразиться? Ведь для мамочки будет огромным ударом узнать что-то дурное о дяде Семёне, а ну, как он – преступник?Зачем обычному советскому человеку два паспорта?
     И после работы я пошла к бабушке для серьёзного разговора. Послушаю: что-то она мне скажет…  Что посоветует, как велит поступать, так я и сделаю…