4. 58. всё в порядке, шеф!

Михаил Кивенсон
       Первая моя заграничная командировка – в Болгарию, на машиностроительный завод. Летим с Игнатенко, конструктором из моей лаборатории. Проходим таможенный досмотр в Шереметьево. Я прошел, жду Ивана Петровича. Вот и он застегивает портфель. Радуясь необычности события – не каждый день за границу летаем – кричит: - Шеф, все в порядке, пистолет не заметили!
       - Гражданин, вернитесь! Выкладывайте все из портфеля!
       И Иван Петрович выкладывал: электробритву и кусок сала, рубаху и две бутылки водки, колбасу и зубную пасту, лук и варенные яйца, соленые огурцы и грузинский чай, носки и курицу в целофановом пакете…
       Все это происходит на виду у других пассажиров – и наших, и болгар.
       - Так, все нормально, - говорит таможенница. Можете собирать свое добро. И больше так не шутите!
       Мы брали с собой продукты, чтобы сэкономить на еде болгарские левы и что-нибудь купить домой. Наши рубли уже тогда не шли и поменять их на валюту, хотя бы на левы было нельзя.
       Впрочем, однажды такая возможность представилась. К нам в Софии подошли два парня и предложили доллары. Из расчета один доллар за десять рублей. У меня было 450 рублей и у моего напарника 70 рублей и 80 левов. Мы пощупали доллары – вроде бы настоящие. Никогда раньше мы эту валюту не видели. И выменяли 60 долларов за все наши деньги.
       Затем мы решительно направились в валютный магазин покупать плэеры, которые видели там накануне, по 10 долларов за штуку. Мне нужно было два плэера, моему напарнику – один.
Кассир попросила дать 30 центов. – Нет ни цента, - сказал я. Услышав, что я говорю по русски, кассир внимательнее присмотрелась к нашим двадцатидолларовым купюрам, взяла компостер и, пробив по углам купюр дырки, вернула их мне.
       - Доллары фальшивые, - встретив мой недоуменный взгляд, сказала она.
       Я взял купюры и мы выскочили из магазина.
       Вначале почувствовали радость от того, что обошлось без скандала, без милиции, без сообщения по месту работы. Да и посадить, наверно, могли за незаконные операции с валютой. Тем более, с фальшивой.
       Потом стало жалко денег.
       А какие приятные лица были у тех двух парней!
       – Мы собираемся на каникулы в Москву, - говорили они, - а там менять опасно!
       И как они, эти “студенты”, нас, простаков, распознают!