Оружие против реальности

Кирилл Марченко
25 апреля 1994 год

Брайан обратил свое внимание на табличку, указывающую расположение компаний в здании. Компания по разработке программного обеспечения, носившая название «Gordon company» располагалась на 23 этаже и занимала 5 этажей. Туда он и отправился лифтом.
23 этаж не представлял собой  ровным счетом ничего. Несколько помещений. Каждое отделено друг от друга. Широкий вестибюль, коридор, а в самом конце – несколько кабинетов.
В помещении было довольно тихо и прохладно. Своих шагов Брайан не слышал. Довольно потрепанный ковер устилал вестибюль. Брайан пересек его и подошел к миловидной секретарше.
 - Доброе утро! – Брайан поздоровался и машинально глянул на часы: без десяти девять.
- Здравствуйте, - секретарша оторвала взгляд от записей в ежедневнике и оглядела Брайана. – Вы, кажется, мистер Брайан Гарт?
- Совершенно правильно. Сегодня у меня назначено собеседование.
- Да, конечно. Подождите, пожалуйста, до девяти часов, а затем я вас приглашу, -  и секретарша продолжила заполнять ежедневник. Почерк у нее довольно мил, впрочем, как и сама она.
Брайан отошел от стола и плюхнулся в кресло, положив на колени потрепанный портфель. Ждать нужно было совсем немного, но Брайан немного тревожился. Способ, которым воспользовался Брайан, был довольно шатким и основывался он на обмане. Он и сам это прекрасно понимал, но когда влезаешь в авантюрное дело – пути назад уже нет. Анкета, которую он предоставил, была идеальна, а сам Брайан – нет. Он боялся потерять над собой контроль, что с ним случалось довольно часто, когда он был в напряженной ситуации.
Ровно в девять часов секретарша позвонила по телефону и с кем-то переговорила. Во рту у Брайана немного пересохло, но воды вокруг не было.
- Можете войти в седьмой кабинет, - секретарша обращалась к Брайану.
- Благодарю, - ответил тот и скользнул к двери со значком «семь».
Стучаться не пришлось. Дверь была приоткрыта, и как только Брайан перед ней материализовался, оттуда послышался голос:
- Входите, мистер Гарт.
Брайан толкнул дверь. Теперь точно на попятную идти возможности не было. Все его страхи улетучились, и Брайан твердой рукой толкнул дверь.


- Да вы сумасшедший! – воскликнул мистер Карраген, менеджер по работе с персоналом. Он немного гневно смотрел на громадное количество ярких картинок, которые Брайан раскладывал с невозмутимым видом на столе. – Что вы тут устроили?
Самое противное, что Карраген был прав: Брайан был сумасшедшим. Он стал им после первого припадка агрессии, который произошел с ним на дне рождения своего друга. Тогда все обошлось только криками и затяжной депрессией, но недавно Брайан стал самым странным пациентом психиатрической клиники за всю ёё историю.
- Хочу обеспечить вас хорошим будущим, - Брайан достал очередную пачку листов, но места на столе не осталось. Он просто положил ее на край, придержав немного, чтобы  те не разлетелись по всему кабинету.
- Что вы знаете о моем будущем? – Карраген хмыкнул и наконец-то вынул руки с карманов.
Брайан немного рассмеялся и закрыл портфель.
- Вы работаете в такой компании и не знаете, что будет в будущем? Вас ждет хорошее будущее. Компьютеры будут валяться на каждом шагу. Уж без работы вы не останетесь, - Брайан откинулся в кресле. – Извините, я речь не готовил.
Карраген помолчал, потом взял ближайший к нему листок и стал внимательно изучать, словно это было расписание метро. Удивленное выражение не сходило с его лица.
- Вы точно сумасшедший! Притащили сюда кучу комиксов. Что вы хотите? Чтобы я посмотрел эти комиксы? Я это делал в глубоком детстве. У меня куча работы. Вы понимаете?
Брайан понимал. Он начал рисовать комиксы именно после того, как проходил припадок. Это довольно странно, и профессор Вубер не смог этого не заметить. Тогда он сидел за своим столом, окруженный мутными фотографиями, висевшими на стенах. «Ваш случай довольно странный, и я не могу это объяснить. Находясь в окружении людей, вы можете беспричинно впасть в агрессивное состояние, потом успокаиваетесь и начинаете рисовать комиксы. Это очень странно».
Карраген опять замолчал. Улыбка поигрывала на его лице, но было видно, что он очень раздражен. Выдвинул верхний ящик стола и начал там рыться. Брайан молчал. Не в его пользу было что-то говорить.
Карраген извлек лист.
- Мы потратили несколько месяцев на розыск подходящих кандидатур. Нам необходимо найти хороших специалистов. Вы правильно заметили, мистер Гарт, что компьютеры найдут широкое применение в будущем, - Брайан хотел заметить, что он говорил не так, но промолчал. – Поэтому стоит их обеспечить хорошим программным обеспечением. Ведь так? Мы отобрали всего три кандидатуры, но никто не выказал в моем кабинете никаких новых идей. Все они стары, как мир. Вы следите за мыслью?
Брайан кивнул. Он даже понял, что за лист вынул Карраген из стола.
- В вашей анкете вы написали, что у вас хорошее образование, хорошая практика и тому подобное.
Карраген сел и уставился на Брайана, сложив свои немного пухлые руки.
- Это ложь, - из-за пересохшего рта было трудно говорить. Брайан вздохнул и заметил, как сузились глаза Каррагена после этих слов, словно он хотел стать кем-то из восточных стран. – Я в анкете написал неправду, - добавил Брайан. Он был спокоен, но это спокойствие и беспокоило его. Он мог впасть в агрессию. Такое было.
- На что вы надеялись? – Карраген сказал это тихо, но его рука с листком метнулась вперед, и он швырнул анкету поближе к Брайану. Комиксы от внезапного нападения решили ретироваться, и несколько листов быстро спикировали на пол.
- Моя анкета не имеет значения, - Брайан тоже говорил тихо, но его неподконтрольность грозила вырваться наружу. – Эти комиксы я рисовал раньше, но сейчас у меня появилась новая идея… - Комиксы приходили ему на ум, когда он не следил за своим состоянием. Перед ним словно проплывали какие-то магические картинки, очень яркие и запоминающиеся. Это как прокручивать пленку на видеокассете в быстром темпе – изображение в телевизоре также спешит.
- У него новая идея. Браво! – заорал Карраген, подпрыгнув со стула. – У вас нет мозгов, Брайан. Вы решили обманом устроиться с нашу компанию, показав мне эти дешевые комиксы?
Брайан начал заводится, хотя внешне оставался спокоен.
- Вы не дали мне договорить, - рявкнул он. Карраген немного растерялся, засунул руки в карманы, но промолчал.
- Я хочу создать компьютерную игру совсем другого формата. Таких не будут выпускать в ближайшее время. Поэтому это обеспечит вам хорошую прибыль. Эти комиксы – лишь основа. А смысл намного глубже.

Карраген смотрел сначала на стену, потом в пол.
- Я не могу взять вас на работу, - Карраген бегло глянул в окно и опять уселся, сложив руки. – Вы обманули меня. Может, в чем-то вы и правы, но вы без образования, без практики, никогда не работали с компьютером на таком уровне. Вы согласны?
Брайан опять успокоился. Этот приступ, слава Богу, не начался, хотя некоторые признаки уже проступали. Хоть в чем-то повезло, кисло думал Брайан.
- Это все стереотипы. Не так ли, мистер Карраген? Вы не хотите взять меня на работу, потому что боитесь, что начальство вас не поймет? Да? А ведь вы всегда подстилаете себе соломку, прежде чем упасть? Да?!
Глаза Каррагена медленно расширились.
- Что вы себе позволяете? Убирайтесь вон! – он в очередной раз подпрыгнул, схватил анкету со стола и, скомкав ее, кинул в урну.
Брайан поднялся.
- Это ваше право. Я лишь говорю, что слов на ветер не бросаю. Игру я сделаю и без вашей компании. Мне не привыкать, когда меня бросают, словно ненужную вещь. С трудными людьми никто не хочет работать. Не так ли? И в этом моя беда. Но ничего, потом, все будет потом.
Брайан вышел и резко хлопнул дверью. Когда он шел через вестибюль, где трудилась секретарша, он слышал, как в кабинете с номером «семь» тихо рвется бумага. Когда-то это были комиксы.

13 мая 2009 год

Комната была совсем небольшая. Когда Тэд зашел, он лежал на небольшом диване и глядел в потолок.
- Что-то ты совсем неважно выглядишь, - глянув на лежащего Брайана молвил Тэд. Брайан на это почти не отреагировал. Он знал, что выглядит хуже некуда. Он сильно похудел, осунулся, под глазами расходились синие круги.
- Тебе бы отдохнуть, махнуть на юг. С нашей экологией тут жить опасно, - Тэд присел возле компьютера.
- Я уже почти доделал, - прохрипел Брайан. Свой голос он уже почти не узнавал, да и не только голос. Сравнивая себя с фотографиями того двадцатилетнего Брайана, он не находил сходных отличий. Тот Брайан жил, а этот существовал. Тот Брайан не любил людей, а этот ненавидит даже себя самого. – Моя игра почти готова.
Тэд вскинул голову, словно услышал своё имя.
- Вот это да! – он резко повернулся к компьютеру. – И как она работает? Что за безумная идея владела тобой всю твою жизнь? – Тэд, наверное, был единственным человеком во всем мире, который интересовался жизнью Брайана, если это вообще была жизнь. С самого раннего детства он увлекался комиксами, сам их рисовал. Затем у него возникла довольно дикая идея. Компьютеры уже начали завоевывать рынок, поэтому Брайан предпринял попытку перенести свои комиксы в другой мир, и сделать их так, чтобы они завлекали пользователя.
- У тебя есть мечта? – спросил Брайан своего молодого друга. Тэд на некоторое время задумался, потом утвердительно кивнул головой.
- Самой моей детской мечтой был спорт. Я хотел играть в баскетбол. Но у меня нет нужного роста. Я просто потеряюсь среди тех громил, которые перекидывают мяч, - Тэд улыбнулся, вспомнив, очевидно, про не так давно минувшие года.
- Я даю людям шанс воплотить их мечты в реальность. Конечно, не все, но большинство. Создавая своих героев в игре, они создают самого себя. Только в другой реальности. Той, которой не существует, но которая должна существовать. Они хотят делать то, что им хочется, они будут теми, кем захотят стать они, а не их родители, дети, обстоятельства, работа, да и вообще окружающее общество. Человек отгородится от реальности, сможет воплотить свои мечты, это так сказать хороший психологический ход. Они создадут свое второе «я».
Тэд слушал, даже приоткрыв рот. Брайан видел огоньки, вспыхнувшие у него в глазах. Любопытство. Надежда. Азарт.
- А когда будет все готово? – Тэд снова повернулся к Брайану. – Слушай, да это же классная игрушка. Все, что хочешь! Супер!
Брайан не разделял мнения друга. Все, что делал он, ему не нравилось. Годы работы складывались в пласты глухой ненависти к себе самому. В начале он думал, что создает что-то хорошее, то, чего не хватало окружающему миру, но сейчас видел, что, может быть, это не приведет ни к чему хорошему.
Брайан поднялся с дивана. Ему оставалось немного. Он усовершенствует игру так, чтобы человек контролировал окружающее пространство, а не уходил в другую реальность.
- Ты меня, Тэд, извини, но мне надо продолжать работать.
Тэд подпрыгнул со стула. Огонек не покинул его глаз.
- Только ты быстрее заканчивай, - Тэд махнул рукой и вышел их комнаты.

22 августа 2014 года

Выдержка из статьи в журнале «Компьютер и общество»

«…Всего месяц назад состоялась официальная презентация игры нового поколения «Фантазия», а результаты рекламной компании впечатляют. Выпускаются миллионы тысячи дисков, а потребности населения не уменьшаются. Статистика гласит, что в Америке уже каждый восьмой пробовал играть в игру, а в Европе уже каждый десятый хоть раз, но игру запустил.
Такого успеха еще не было. К Брайану Гарту – разработчику игры (интервью с ним было напечатано в предыдущем номере) потекли миллионы писем. Однако никто не знает его настоящего адреса, так как это держится в строжайшем секрете. Для писем открыт лишь электронный ящик создателя…»


17 октября 2014 года

Приземистое здание психиатрической клиники располагалось недалеко от города. Молодой человек в неброском спортивном костюме быстро пересек дорогу и зашел в корпус. Он поднялся на третий этаж и, миновав несколько кабинетов, остановился. В коридорах клиники Брайан потеряться не мог. Он достаточно хорошо знал все запутанные ходы, потому что провел здесь не так мало времени. Дальше начиналось отделение, огражденное постом, массивными дверями, хитроумными устройствами, издающими писк.
Брайану туда не нужно было. Сегодня он просто пришел к профессору Вуберу и как раз остановился возле его кабинета. Тихий стук.
- Заходите.
Брайан зашел в кабинет. Здесь он побывал несколько раз и поэтому хорошо узнал обстановку. Она не менялась с годами. Та же мебель, те же мутноватые фотографии на стенах, да и сам профессор не изменился. Вубер вышел из-за стола.
- Здравствуй, Брайан. Признаюсь честно, твой визит немного неожиданный, - профессор уже немолодой, с седеющей головой, но доброй улыбкой. Он не был похож на человека, который ежедневно работает с нездоровыми людьми. Причем, психически нездоровыми. Улыбка снова заиграла на лице профессора. – Проходи, садись.
Брайан тоже поздоровался и опустился в кресло.
- Выглядишь ты куда хуже тех моментов, когда я последний раз тебя видел. Ты уж извини за прямоту. Я, как лечащий врач, могу сказать тебе правду, - он убрал улыбку с лица и сел за стол.
- Честно говоря, профессор, я даже не знаю с чего можно начать. Вы, наверное, уже видели мою историю по телевизору, - Брайан помолчал, но Вубер ничего пока не сказал, поэтому продолжил:
- Меня одолевают сомнения. Я вам говорил, что не воспринимаю большого общества людей, а тут такое внимание… Я даже немного ошарашен, если можно так выразиться. Приступов агрессии у меня не было, но я не могу оставаться спокойным. Вся история с игрой кажется мне каким-то страшным сном. Я ведь не так все себе представлял. Я хотел принести людям добро, ведь я мечтал создать хорошую игру, а…
Брайан замолчал. У него немного дрожал подбородок, а глаза бегали, словно затравленные звери. Вубер подумал еще секунду, потом сказал, вставая из-за стола:
- Сначала прими таблетку, успокойся, - он придвинул графин с водой, а из кармана достал розовую таблетку. Брайан подчинился.
- Твой рассказ довольно сбивчив, Брайан, но я знаю тебя достаточно хорошо, чтобы понять, что тебя беспокоит. У тебя болезнь, ты не всегда адекватно реагируешь на окружающую обстановку. Поэтому люди тебя раздражают. Из-за этого ты впадаешь в панику, истерику, не владеешь собой. Ты создал игру, и она имеет бешеный успех. Ты создал игру, которая должна лечить,  а получается наоборот. Ведь так?
Профессор сегодня смотрел телевизор. По новостям передали, что несколько человек из разных уголков мира покончили с собой, а некоторые умерли, слишком долго играя в игру «Фантазия». Вубер хорошо знал ранимое естество Брайана и не удивился, что тот позвонил ему и попросил разрешения прийти на прием. Эта история покалечила и без того раненого Брайана. Он не любил людей, он страдал от этого, но пытался сделать так, чтобы это не бросалось в глаза. Он создал игру на основе своих комиксов, чтобы она помогала людям бороться с какими-то трудностями, но он плохо знал общество. Многие начали играть, потому что не хотели жить в этом мире, а в том им было намного лучше. И сейчас они  уходили и надеялись, что попадут туда, где их мечты совпадают с их реальностью. Вубер прекрасно это понял после увиденного по телевизору.
Брайан покрутился в кресле. Он успокоился.
- В некотором роде вы правы, профессор, но есть еще кое-что. Люди делают это не по своей причине, - Брайан повернулся и посмотрел в глаза Вуберу. Вубер заметил, что эти глаза были грустны и пусты. – Я сделал так, чтобы игра не выходила из-под контроля человека, но видимо произошел сбой. Теперь человек не сможет прекратить играть, если игра ему не прикажет, а этого не произойдет. Это страшно.
Вубер это знал. Неделю назад он сам начал играть в игру, и она действительно была сильнее его. Она подавляла волю, эмоции в реальном мире и переносила их в созданный человеком. Вубер обладал достаточно сильной нервной системой (не зря он работал с психически больными), поэтому противостоял игре, но даже сейчас он боялся сорваться. Еще тогда он подумал, что это как попасть в болото: чем сильнее сопротивляешься, тем сильнее тебя затягивает.
А люди этим не обладали.
- Я понимаю твои страхи, Брайан. Но вряд ли ты сможешь чем-то помочь. У человека всегда есть выбор: играть или нет, создавать второе «я» или нет. Ты можешь сделать заявление по телевизору или в интернете, но это вряд ли остановит людей. Они все равно станут играть, ведь выпуск игры не остановится ни на секунду. Они будут пытаться получить то, что хотят, а именно игру, которая создает их мир взамен нашего, который несовершенен.
Брайан с грустью опустил голову.
- Я опять все сделал неправильно, профессор. Нужно было остановиться на комиксах. Они не приносят вреда, а машина…
- Я тебе вот что скажу, Брайан, - Вубер встал из-за стола и отошел к окну, - пока человек сам отдает приказы компьютеру, виноватым будет он. Ты создал игру, и люди виноваты в том, что они слишком хотят жить в другой реальности. У многих на это есть свои причины. Винить тут некого. Не надо бичевать себя.
- Я сделаю заявление о том, что игра небезопасна, но прекратить выпуск прям сейчас не смогу, - Брайан поднялся с кресла. – Я надеюсь, что цена не окажется слишком высока. Бог видел: я ничего плохого не хотел.

25 января 2015 года

Мрачный холодный свет заливал небольшую комнату. Работал телевизор, однако его никто не смотрел, хотя в помещении и был человек. Он лежал на диванчике и находился словно в трансе. Его глаза были приоткрыты, но не выражали абсолютно ничего. Тихая печаль заливала помещение, и даже звук работающего телевизора не мог разогнать той угнетенной атмосферы, пропитавшей комнату.
Внезапно Брайан поднял голову с дивана. Ему почудилось, как будто где-то прозвенел звонок. Секунду он прислушивался, а потом вновь опустил голову.
- Вчера официально было объявлено о прекращении выпуска новой игры «Фантазия» Брайана Гарта, - рассказывал телевизор. – Сотни, и даже тысячи новых дисков были изъяты из продажи. И это лишь по одной причине. Те, кто играют в «Фантазию» несколько часов подряд становятся неподконтрольными. Официальная статистика гласит, что за последние месяцы число самоубийств превысило отметку в три тысячи человек, смертность от кровоизлияний в мозг достигла отметки в две тысячи человек, а подсчитать число сошедших с ума вообще не представляется возможным. По неофициальным данным это может быть даже семь, а то и восемь тысяч человек. Это лишь предварительный подсчет.
Телевизор продолжал говорить, а где-то в глубине квартиры прозвенел звонок. На этот раз Брайану не послышалось. Он медленно поднялся с дивана, по пути нажав кнопку на пульте. Телевизор замолчал, уставившись в темноту своим черным глазом.
Брайан открыл дверь и увидел незнакомую девушку.
- Чем обязан? – просипел Брайан, пропуская девушку в пыльную комнату. Вроде бы он ее и знал когда-то, но вспомнить не мог. Девушка прошла в комнату.
- Я уж думала, что здесь никого и нет, - отозвалась она из комнаты. Брайан медленно зашел за ней.
- Тут никого и нет. Меня можно уже и не считать за живого человека. Вы меня простите, кажется, мы когда-то встречались, но я не помню вас, - Брайан придвинул стул девушке.
- Мы виделись всего один раз,  и точно я не помню когда. Я была девушкой Тэда, вашего друга. Вы его помните? – Она уставилась в пол, не желая смотреть на Брайана.
- Естественно. Правда, в последний раз мы встречались давно, - говорил Брайан, вспомнив, что Тэд действительно приходил к нему со своей девушкой. – А почему «была»?
Девушка оторвала взгляд от пола и внимательно посмотрела на Брайана.
- Он умер.
Брайана передернуло.
- Несколько дней назад. Он сел играть за компьютер в вашу игру. Он был таким счастливым. Я сказала, что уеду к подруге на пару дней. Она приболела. Вернулась я через три дня и нашла Тэда уже мертвым. Похоже, он все это время играл, - она не смотрела на Брайана и почти рыдала.
Несколько минут Брайан ничего не говорил. Ему было нечего сказать. Слова закончились. Тэд был единственным, кому была небезразлична судьба Брайана. И вот его нет.
- Вы когда-нибудь играли в свою собственную игру? – спросила девушка. Ее глаза были наполнены одновременно печалью, гневом и одиночеством. Брайан покачал головой.
- Я лишь тестировал отдельные компоненты, - Брайану захотелось, чтобы девушка ушла. Чтобы здесь никого не было, кроме пустоты и пыли. Девушка помедлила лишь еще секунду.
- Тэда уже не вернешь, но я все равно желаю, чтобы вы горели в аду, мистер Гарт. Вместе со своей идиотской игрушкой, - больше она ничего не сказала, лишь хлопнула дверь.
Брайан остался один. Многие дни, недели, месяцы он был один. Но никогда об этом не задумывался. А сейчас было уже слишком поздно. Он подошел к компьютеру и запустил свою игру.
Пришло время создавать другого Брайана, которому должно повезти в жизни. Он не сделает роковую ошибку: не создаст оружие против реальности. Брайан в последний раз посмотрел в окно, в холодный январь. Отвернулся к монитору.
Он не чувствовал никакой агрессии. Был спокоен…
Пришло время играть…
 
15 августа 2009 г.