Иметь и уметь

Максим Гуреев
          Наполеон Бонапарт высказывался: «Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться»…
          Афоризм, авторство которого приписывается Наполеону Бонапарту, по большому счёту, вписывается в традиционную диалектику «иметь и уметь». Наличие чего-либо в жизни человека или общества ещё не является гарантией того, что оно изначально будет дополняться умением этим чем-то пользоваться, то есть извлекать из этого пользу, а не вред.
          Очень важно определиться со значением понятия «богатство». Как мы уже поняли из самой формулировки, знаменитый военачальник обладал пониманием этого феномена, весьма отличным от того, которое преобладает в современном обществе. Сейчас многие люди понимают под богатством исключительно материальный достаток, иногда к нему присовокупляют категорию власти, но мало кто обсуждает глубинную подоплёку обозначенного понятия. Общество с первобытных времён развивается как совокупность отношений людей, и эти взаимоотношения не состоялись бы, если бы отсылали нас только к внешней, формальной стороне дела. Двумя принципиально важными понятиями, которые помогают отдельным людям преобразиться из, грубо говоря, примитивной толпы в настоящее общество, являются «ценности» и «смыслы».
          Если, вслед за величайшими умами человечества, признать высшей ценностью жизнь самого человека и его прогрессивное развитие, то богатство в его современном значении будет ценностью второстепенной. Однако, всегда ли эта трактовка богатства была таковой? Если посмотреть на это с точки зрения изучения «великого и могучего» русского языка, то мы обнаруживаем, что слова «богатство» и «бог» имеют общий корень. Если придерживаться традиционных смыслов и ценностей русской культуры, то получается, что богатство – это либо то, что дарует нам Бог, либо то, что приближает нас к Богу. Приближает ли к Богу банальное накопительство материальных ресурсов, ростовщичество, жадность и тому подобные явления? Ответ очевиден даже для неискушённого в науке обывателя.
          Кроме того, мы должны отметить тот факт, что общий корень имеют и такие слова, как «умение» и «ум». Получается, что умный человек – это тот, кто умеет что-то делать, причём делать что-то ценное для себя и общества. Глупые, недальновидные люди теряют даже то, что имеют; умные – приумножают свои ресурсы: интеллектуальные, духовные и, наконец, материальные. История знает много примеров, которые свидетельствуют именно об этом. Кстати, не стал исключением и сам Наполеон Бонапарт, бОльшую часть своей жизни стремившийся к грандиозному богатству и безграничной власти. Ныне известный всему миру француз, несмотря на широту своего ума, всё же был ослеплён внешним показным блеском своих военных побед и, в итоге, потерял всё, что имел. От него в веках осталось только имя…
          О том, к чему приводит увлечение внешним богатством в ущерб богатству внутреннему, писал и Оноре де Бальзак в своем произведении «Гобсек». Персонаж его книги – жуткий безжалостный ростовщик, всю свою жизнь отдавший комплектованию и расширению своих хозяйственных закромов и превратившийся из цели бытия в средство. БОльшая часть накопленного Гобсеком сгнила и испортилась, не принеся никому пользы, но самое страшное в том, что аналогичным негативным изменениям подверглись и его душа и разум. Психолог Эрих Фромм написал книгу «Иметь или быть», где он весьма отчётливо обосновал, что человек является человеком лишь постольку, поскольку он работает на расширение своей души, а не на её сужение.
          Человек, как и общество, – это открытая система, нуждающаяся не только в постоянном притоке ресурсов (весьма важным среди которых в нашем столетии является информация), но и в выделении накопившейся духовно-интеллектуальной и физической энергии вовне. Жизнь – это постоянный диалог объекта и субъекта, человека и общества. Если хотя бы одна из сторон деформируется, то автоматически регрессирует и другая.
          Таким образом, истинное богатство – это, действительно, умение пользоваться тем, что ты имеешь: финансами, коммуникационными связями, здоровьем, авторитетом, специализированными навыками и т.д. Истинное сокровище – это не то, что можно скрыть в сундуке, а то, что наоборот, можно без стыда и угрызений совести, явить миру, подарить обществу.



12 августа 2008


Печатная версия:
Гуреев, М. В. Иметь и уметь // БеГ. Журнал о безопасной жизни, №9. – СПб., 2010. – 304 с. – С. 75.