Разгром под Танненбергом

Вольфганг Акунов
RLD

Историки излагают не то, что происходило на самом деле, а то, что сами считают достоверным.

Бенджамин Франклин.


К концу XIV-началу XV в. Тевтонский (Немецкий) орден Приснодевы Марии в Пруссии, хотя и подчинялся номинально папе римскому, фактически превратился в самостоятельное государство и одновременно укрепил свои позиции почти во всех европейских государствах, хотя размеры отдельных орденских провинций постоянно менялись.

Орденское государство «тевтонов» («Орденсштат») играло важную роль в жизни не только Прибалтики, но и всей Восточной и Северной Европы, превратившись с течением времени (и не в последнюю очередь - благодаря прочному альянсу с союзом ганзейских торговых городов, крупнейшими из которых были Любек, Бремен и Гамбург) в крупную военно-морскую державу на Балтике.

Так, при Верховном магистре (гохмейстере) Конраде фон Юнгингене флот Тевтонского ордена в союзе с Ганзой разгромил пиратов-«витальеров» («ликеделеров», т.е. «равнодольных» - они якобы делили всю захваченную добычу поровну), долгие годы разбойничавших в Балтийском и Северном море и захватил их главную базу - город Висби на острове Готланд.

При брате и преемнике Конрада - гохмейстере Ульрихе фон Юнгингене - флот тевтонских рыцарей совершил так называемый Северный морской поход - полярную морскую экспедицию в поисках таинственной земли Гипербореи (Туле, Фулы, Тиле), расположенной, по старинным легендам на крайнем Севере (возможно, даже за Полярным кругом). Согласно характерным для Средневековья магическим воззрениям, за крайним арктическим барьером лежат неведомые страны, в которых жизненные процессы развиваются гораздо энергичней, нежели в нашей «земной глуши».

Этот Северный морской поход тевтонских рыцарей впоследствии нашел свое отражение в драме немецкого романтика Цахариаса (Захариаса) Вернера «Гиперборея». В драме Вернера гохмейстер Ульрих фон Юнгинген произносит слова, позднее ставшие крылатыми:

«Наш путь во льдах! Полночное светило
 Нам озарит цветущий материк».

О том, чем завершилась Северная экспедиция «тевтонов, достоверных сведений не сохранилось. Скорее всего, рыцарственные мореплаватели погибли в арктических льдах, так и не открыв вожделенной Гипербореи. Хотя - кто знает?

«Чайки кружились у них за кормой -
 Чайки вернулись домой.
 Но не вернулись домой корабли -
 Те, что на Север ушли...»

Так, кажется, сказал поэт? Но это так, к слову...         

Важность положения, занимавшегося Верховным магистром, была связана не только с его должностью главы всего ордена Девы Марии, но и с значительными размерами находившихся в его непосредственном подчинении территорий. Все государства, в том числе и европейские, постоянно воевали друг с другом. Было бы странно, если бы войны обошли стороной государство Тевтонского ордена.

Окрепшие и объединившие свои силы Польша и Литва (после крещения последней - хотя и во многом чисто формального! - у ордена Пресвятой Девы Марии исчез повод призывать крестоносцев со всей Европы воевать с язычниками) после ряда ведшихся с переменным успехом войн разгромили двенадцатитысячное (эта цифра представляется наиболее близкой к действительности, хотя оценки численности тевтонской армии колеблется, у разных летописцев, от тридцати до восьмидесяти тысяч - хотя всех средневековых хронистов переплюнул классик польской литературы и лауреат Нобелевской премии Генрик Сенкевич, ничтоже сумняшеся, написавший в своем известном романе «Огнем и мечом»: «А если на то пошло, то разве Хмельницкий величайший враг Речи Посполитой? Ведь неоднократно обрушивались на нее куда более страшные напасти, ведь, когда двести тысяч железных немцев шли под Грюнвальдом на полки Ягелловы /.../, гибель куда более неминучей казалась, а где они, эти губительные полчища?» /1/) войско Тевтонского ордена под Танненбергом в 1410 году. С легкой руки польских летописцев это сражение у нас почему-то называют «битвой при Грюнвальде» (поляки говорят о битве при «Грунвальде», литовцы - о битве при «Жальгирисе»). Однако никакого «Грюнвальда» там не было и нет. Битва происходила между селениями Грюнфельде и Танненберг. Очередная загадка истории! Об этой битве написано уже так много, что мы ограничимся только самым главным.

Чтобы не отличить в сражении своих от чужих воины польского короля Владислава Ягелло, по приказу своего монарха, прикрепили к кольчугам и панцирям в качестве отличительного знака пучки соломы (согласно другим источникам - «соломенные повязки»).

Ливонский ландмейстер, или геермейстер (наместник ордена Девы Марии в Лифляндии) Конрад фон Фитингоф(ен), ссылаясь на сепаратный мирный договор, заключенный им с Великим князем Литовским Витовтом (Витаутасом или Витольдом, а в крещении - Александром) - союзником польского короля Владислава Ягелло (в недавнем прошлом, до крещения по католическому обряду - литвина-язычника Ягайло, а до впадения в язычество - православного Якова, окрещенного по настоянию своей матери - княжны Улиании Тверской), не пришел на помощь своему Верховному магистру Ульриху фон Юнгингену (которого польский хронист Ян Длугош именует «Юнгигеном»).

Формально геермейстер Конрад фон Фитингоф(ен) был даже прав - Юнгинген вел войну с литовцами и поляками в своем качестве провинциального магистра Пруссии (эта должность исполнялась тевтонскими гохмейстерами с момента переноса орденской резиденции при Верховном магистре Зигфриде фон Фейхтвангене из Венеции в крепость Мариенбург на реке Ногате в 1309 году) - но сама возможность подобного дерзкого отказа свидетельствует о весьма далеко зашедшем процессе ослабления внутриорденской дисциплины.

D XV веке войско тевтонских рыцарей обычно строилось тремя большими отрядами («треффенами») тяжелой кавалерии (левое и правое крыло, а также центр, иногда образовывавший резерв). Пехота строилась перед фронтом строя тяжелой кавалерии, прикрывая ее от метательных снарядов неприятельской пехоты, в свою очередь обстреливая неприятеля и образуя собой «защитный вал», за которым орденская конница могла, в случае отражения конной атаки неприятелем, переформироваться для новой атаки. Орденская артиллерия - бомбарды (или, по-немецки, «буксы») обычно размещалась перед фронтом центральной части тевтонского войска.

Подобное построение было применено Тевтонским орденом в 1410 году в ьитве при Танненберге и (с гораздо большим успехом) - ливонским ландмейстером Вольтером фон Плеттенбергом в битве с московским войском у озера Смолина в 1502 году.

Имевшуюся в орденском войске в немалом количестве легкую кавалерию (состоявшую в основном из крещеных представителей туземных прибалтийских племен - пруссов, а в Ливонии - куршей, эстов, латышей, земгалов и латгалов), «тевтоны» редко применяли в полевых сражениях, предпочитая использовать ее в разведывательных рейдах или, в качестве второго эшелона, для поддержки своей тяжеловооруженной конницы.

К 1380 году во всей Пруссии насчитывалось не более семисот «орденских братьев» (причем под «братьями» в данном случае следует подразумевать не только «братьев-рыцарей», но и «братьев-сариантов», о которых подробнее пойдет речь чуть ниже), в то время как в 1400 году их количество в Пруссии и Ливонии вместе взятых достигало, в общей сложности, максимум тысячи шестисот. Таким образом, орден Девы Марии был способен, используя эти немалые резервы высококвалифицированных профессиональных воинов, выводить в поле немалые по тем временам армии.

Так, во время своей первой военной экспедиции на остров Готланд в 1398 году «тевтоны» оказались способны выставить около 4000 воинов. Когда же ордену Девы Марии в 1404 году потребовалось отвоевать остров Готланд у захвативших его датчан, гохмейстер Конрад фон Юнгинген собрал для этого пятнадцатитысячную рать.

Немногим меньшую по численности армию брат Конрада фон Юнгингена (отошедшего к описываемому времени в мир иной), воинственный гохмейстер Ульрих, смог выставить против Ягайлы и Витовта при Танненберге в 1410 году. В ее состав, наряду с многочисленными светскими рыцарями-добровольцами («паломниками») и наемниками со всей Европы (в том числе даже из далекой Испании!), входило около семисот прусских орденских «братьев-рыцарей» и братьев-«сариантов» («сержантов», или «услужающих братьев», которые, однако, несмотря на свое название, могущее сбить мало информированного читателя с толку, были вовсе не слугами или оруженосцами, а полноправными членами ордена Девы Марии, принесшими все монашеские обеты, служившими в тяжелой коннице ордена и отличавшимися от «братьев-рыцарей» только своим «неблагородным» происхождением и серым цветом своего орденского облачения; мнение, что они носили не обычный четырехконечный, а «половинный» - т.н. «антониев» - крест, или «Тау-крест», не соответствует действительности, ибо «половинный»« крест носили в действительности не «сарианты», а другая категория слуг ордена Девы Марии - «полубратья», или «фамилиары»).

Ливонские «тевтоны« в битве, как известно, не участвовали (или участвовали в количестве всего одной единственной «хоругви»; что означает в данном контексте «хоругвь», будет разъяснено несколько ниже). Если верить польским источникам (как и все средневековые хронисты, склонными к преувеличениям), потери орденского войска составили до шестнадцати тысяч убитыми и до четырнадцати тысяч пленными.

Эти цифры (при всей своей сомнительности), позволяют сделать вывод, что армия «Немецкого» ордена состояла, в основном, не из немцев, а из балтов и славян, включая тысячи поляков из Силезии, Померании (Поморья) и Куявии, а также из богемцев (чехов), моравян и лужичан (лужицких сербов, или сорбов).

Из числа самих тевтонских «орденских братьев» было убито, скорее всего, двести три или двести пять, хотя, если верить утверждениям упомянутого нами выше нобелевского лауреата Генрика Сенкевича в его известном романе «Крестоносцы»«, из семисот «белых плащей» (автор - как и многие до и после него! - счел, что все упомянутые средневековыми хронистами семьсот «орденских братьев», пребывавшие в Пруссии, участвовали в битве под Танненбергом, и что все они были «братьями-рыцарями» - единственными членами ордена Девы Марии - естественно, не считая «братьев-священников», не допускавшихся к военной службе! - имевшими право носить белый плащ с черным крестом!) лишь пятнадцать попали живыми в руки поляков и литовцев (хотя Сенкевич не указывает точно, скольким «орденским братьям» удалось найти спасения в бегстве).

С другой стороны, большинство из участвовавших в битве «братьев» ордена Девы Марии, вероятно, действительно пало в бою (иначе не понятно, как поляки и литовцы смогли завладеть знаменами тевтонских «хоругвей»).

Некоторые подробности о составе тевтонской армии под Танненбергом содержатся в «Истории Польши, написанной в 1448 году каноником Яном Длугошем. Согласно польскому хронисту, тевтонское войско при Танненберге состояло из пятидесяти «хоругвей», или «знамен» («баннеров», эскадронов). Правое крыло орденской армии состояло из четырнадцати хоругвей, левое из - двадцати, а центр (резерв) - из шестнадцати (хотя, по другим источникам, орден вывел в поле под Танненбергом пятьдесят одну «хоругвь»).

Согласно Яну Длугошу, около трети этих «хоругвей» состояло из феодалов-вассалов Тевтонского ордена. В каждую «хоругвь» входили «орденские братья» (т.е. воины-монахи) какого-либо комтурства (командорства) Тевтонского ордена, местные светские рыцари-вассалы и пехотинцы-ополченцы, а также определенное число наемников). И лишь одна единственная «хоругвь» состояла только из «орденских братьев» (рыцарей и сариантов). Это была «хоругвь» маршала Тевтонского ордена («маршала Пруссии»).

Даже резервный отряд Верховного магистра «тевтонов» Ульриха фон Юнгингена (под шеестнадцатью знаменами) насчитывал в своих рядах наемников-мирян из Германии. Ян Длугош приводит данные о численности лишь семь хоругвей, указывая, что две из них (одна - численностью в шестьдесят, другая - в восемьдесят «копий») состояли из немецких добровольцев-«пилигримов», т.е. рыцарей-крестоносцев (самым знаменитым из которых был французский маршал Бусико), третья была выставлена в поле епископом Вармии, по-немецки: Эрмланда (сто «копий»), четвертая - бургомистром (городским головой) расположенного на орденских землях торгового города Данцига (сто «копий», включая наемников и матросов - «детей кораблей», нем.: «шиффскиндер») и города Торна, по-польски Торуни (восемьдесят «копий», включая городское ополчение и иностранных наемников). Что касается численности собственно орденских «хоругвей«, то Длугош упоминает только две из их числа, а именно - «хоругвь» комтура Меве, по-польски Гнева (восемьдесят «копий»), и «хоругвь» вице-комтура Данцига, по-польски Гданьска (семьдесят «копий»).

На основании анализа приведенных выше цифр можно сделать следующий вывод. В каждую «хоругвь» входило примерно восемьдесят «копий», таким образом, все войско тевтонских «Божьих дворян» состояло из примерно четырех тысяч  «копий». В прусских владениях Тевтонского ордена одно «копье» («глефа», «ланце», «шписс») состояла из троих тяжеловооруженных конных воинов; следовательно, общая численность орденской тяжелой конницы под Танненбергом составляла около двенадцати тысяч человек (с учетом конных лучников и арбалетчиков). Кроме того, известно, что в состав каждого «копья»-«глефы» входило неизвестное число пеших воинов  (возможно, именно их Ян Длугош упоминает под названием «горожан», то есть городских ополченцев). Да и упоминаемые Яном Длугошем в составе орденского войска данцигские матросы («дети кораблей») наверняка сражались при Танненберге в качестве пехотинцев.

При упоминании битвы поляков с орденским войском ливонских «тевтонов» при Наккеле в 1431 году Ян Длугош также приводит численность принявших участие в этом сражении четырех ливонских «хоругвей» («знамен») Тевтонского ордена. Два ливонских «знамени» состояли из ста «копий» каждое, третье - из двухсот, а четвертое - из трехсот «копий».

В битве поляков с тевтонским войском при Швеце близ Зарновецкого озера в 1462 году войско ордена Девы Марии состояло из тысячи тяжелых и шестисот легких конников, тысячи трехсот пеших ополченцев и четырехсот других пехотинцев. Впрочем, довольно об этом...             

В роковой для «тевтонов» битве при Танненберге пали гохмейстер Ульрих фон Юнгинген (почти ослепший к тому времени), орденский маршал Фридрих фон Валленрод (Валленроде, Валлероде, Вальроде), великий комтур (заместитель Гохмейстера) Конрад фон Лихтенштейн, казначей (тресслер) ордена Томас фон Мергейм и почти все высшие должностные лица Тевтонского ордена, комтуры Торна (Иоганн фон Зейн), Меве (граф Иоганн фон Венде), Шлохау (Арнольд фон Баден), а также двести три (или двести пять) из двухсот пятидесяти реально участвовавших в сражении орденских «братьев-рыцарей» (всего в Пруссии по состоянию на 1410 год, как уже упоминалось выше, по мнению одних историков, насчитывалось около семисот «белых плащей» - рыцарей Тевтонского ордена, а по мнению других - около семисот «орденских братьев» - как рыцарей, так и сариантов, но далеко не все из них участвовали в битве при Танненберге).

Первоклассную орденскую крепость Мариенбург-на-Ногате (по-польски: Мальборк) польско-литовской рати, однако, взять не удалось. Подоспевшее из ливонских владений ордена и из города Данцига подкрепление и болезни, вспыхнувшие в лагере осаждавших, заставили их снять осаду Мариенбурга.

Тем не менее, на Тевтонскому ордену, части своих владений, пришлось платить победителям огромную контрибуцию. Денег взять было негде - в частности, вследствие запрета иудеям проживать на орденских землях, в то время, как главный противник ордена Пресвятой Девы Марии - чрезвычайно гостеприимное к иудеям польско-литовское государство - «asylium judaeorum» - пользовалось у иудейских ростовщиков широчайшим кредитом. Между прочим, по старинному сказанию, первым польским королем был избран иудей Аврам Парховник (Порховник), вскоре, впрочем, уступивший корону Пясту - основателю древнейшей польской королевской династии! Но это так, к слову.

В результате всех перечисленных выше военно-политических и финансовых проблем, орден Девы Марии оказался настолько ослаблен, что против него взбунтовались его же собственные подданные- немецкого происхождения! - горожане и - самое главное! - светские рыцари-вассалы ордена (еще до танненбергского разгрома основавшие тайный «Союз Ящерицы», стремившийся к свержению орденской власти), объединившиеся с другими сословиями орденского государства, в т.ч. с мятежным бюргерским «Союзом городов»,  в так называемый «Прусский союз», взявшие изменой большинство орденских замков и призвавшие на помощь польского короля.

Неверные вассалы Тевтонского ордена, во главе которых встал рыцарь Ганс фон Байзен, стремились заменить для себя твердую орденскую власть польско-литовский «шляхетной вольностью». Горожане восстали, поскольку были недовольны возросшими поборами, необходимыми для выплаты польско-литовскому государству контрибуции, и недопущением их к управлению государственными делами (когда же гохмейстер Генрих Рейсс фон Плауэн попытался удовлетворить их требования и привлечь бюргеров к управлению государством, он столкнулся с «непримиримой оппозицией» в лице узколобо мыслящих орденских рыцарей, отстранивших его от власти и ввергнувших в узилище).

Для борьбы с восставшими, составлявшими до сих пор основную военную силу Тевтонского ордена, Верховный магистр уже не мог призвать на помощь иноземных крестоносцев, готовых обнажить меч только против язычников, но уж никак не против своих собратьев по Вере, да еще и вчерашних орденских вассалов! Пришлось прибегнуть к помощи наемников, которые стоили немалых денег. В результате орденская казна была окончательно опустошена. Тогда наемники, главным образом моравяне, силезцы и чехи, оборонявшие орденскую столицу Мариенбург-на-Ногате, в связи с задержкой выплаты им жалования, за деньги открыли ворота полякам. Войны со взбунтовавшимися подданными и польско-литовским государством осложнялись вторжениями на орденские земли войск еретиков-гуситов - «страха и ужаса» всей тогдашней Центральной и Западной Европы.

Но это уже другая история...

Здесь конец и Богу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЕ

/1/ Генрик Сенкевич. «Огнем и мечом». М., 1991, стр. 357).