Мой друг хороший человек

Анатолий Стафеев
А вообще, если честно, я не верю, что есть люди, которые в детстве мечтали стать защитниками прав человека. Хотя есть у меня один знакомый (даже, наверное, друг), который как-то сказал мне, что он ещё будучи ребенком точно знал, что хочет в жизни помогать людям, защищать их. Что он уже тогда сознавал, что такое добро и что такое зло и с тех пор он уже много-много лет руководствуется своими моральными принципами. И так получилось, что «добро» это «права человека» и все, что связанно с человеколюбием, а зло – это соответственно всё то, что противоречит добру.
Не знаю, наверное, врёт. Хотя, если задуматься, в детстве я тоже видел мир черным и белым и тоже знал, что такое добро и зло. Но потом этих двух категорий стало не хватать, и я понял, что в природе нет ничего хорошего и нет ничего плохого. Все категории относительны и есть нужное и ненужное, приятное и неприятное, гуманное и антигуманное, но нет добра и зла.
Я часто слышу про своего друга, что он обладает «духовной чистотой», что он хороший человек, но мне с ним откровенно скучно… Уж не знаю почему, но мне иногда кажется, что он не способен самостоятельно мыслить… Что он скорее просто орудие определенной системы ценностей. Весьма полезное орудие, хорошее орудие, но орудие. Его принципы диктуют ему, что делать, как оценивать слова и действия других людей и какие чувства при этом испытывать. Это нелепое рабство, которое, если верить его словам, заложено в нем с самого детства дает ему почву под ногами. Избавляет от раздумий, но при этом делает его весьма ограниченным. Мы редко видимся, но после наших встреч мне всё меньше хочется быть «хорошим человеком»…