Там, где любят и ждут...

Юнона Шахмель
Y.Sh. посвящаю

«Спасибо!   Спасибо!  Спасибо…» 
  И  она  с  силой  вдохновения  закрыла  дверь,  в  течение  получаса  ставшую  для  нее  порогом,  который  с  трепетом  и  бодрым  страхом  нужно  было  непременно  переступить,  окном,  распахнувшимся  вовсю,  чтобы  впустить  ее  в  новую  жизнь:  удивительную  и  еще  совсем  незнакомую. 
  В  светлом  коридоре  уже  никого  не  было:  она  оказалась  последней  на  сегодня,  наделенная  и  пропитанная  тем  счастьем,  которое  ей  вручили  за  дверью.  Радость,  восхищенная  радость,  слезы  благодарности  судьбе  переполняли  ее  до  такой  степени,  что  она  должна  была  скорее  поделиться  ими  с  кем-нибудь.  Отдышавшись  от  волнения  у  двери,  все  еще  слушая  яркие,  четкие  биения  своего  сердца,  она  поплыла  по  коридору,  повернула  направо  к  лестнице,  быстро-быстро,  легко  переступая  ногами,  сбежала  вниз  к  выходу.  Ступени  лестницы  еле  успевали  улавливать  подошвы  маленьких  туфель,  мгновенно  теплая  рука  с   прохладной  ручкой  слились  воедино  на  секунду.  Музыкально  проронив  охраннику  «до  свидания»,  распахнула   входную  дверь  и  глубоко  вдохнула  столичного  вечернего  воздуха.  Стоячий  воздух  всполошил  вихрь  ее  платья.  Голова   закружилась  от  этого  шума  машин,  от  больших  и  ласковых  огней,  от  веселого  людского  говора,  от  тихой,  ненавязчивой  музыки  в  кафе,  от  неба,  чистого  и  огромного,  на  котором  вот-вот  должны  были  загореться  звезды-улыбки,  от  запаха  цветущий  сирени,  непонятно  откуда  прилетевшего  в  центр  города,  от  легкой  прохлады  начинающихся  сумерек – от  восторга.  Восторга  в  каждом  движении,  в  каждом  взгляде,  в  каждом  взмахе  ресниц,  в  каждом  переливе  шелкового  платья,  в  каждой  ноте  мелодии  сердца – во  всем.
  Постояв  еще  немного,  словно  приходя  в  себя,  она  аккуратно  сбежала  с  крыльца,  помедлила,  обернулась  назад,  поймав  миг  закрытия  входной  двери,  и  улыбнулась  своей  неподражаемой,  от  счастья  еще  более  красивой  улыбкой.  Душа  ее  ликовала,  но  она  не  могла  закричать  о  причине  своего  восторга  на  весь  город,  на  всю  страну,  на  весь  мир… Ей  казалось,  что  каждый  прохожий,  каждая  собака,  кошка  и  птица,  любая  травинка  и  любое  дерево,  дороги,  мостовые,  переулки,  площади – все  знают  и  радуются  вместе  с  ней  ее  радостью.  Но  в  то  же  время  это  было  ее  личное,  самое  сокровенное,  так  часто  выдаваемое  под  другими  словами,  трепетно  и  бережно  хранимое  ощущение,  рассказать  о  котором  она  имела  право  только  самому  дорогому  ей  человеку.  Пока  только  ему.  После  можно  говорить  каждому,  кто  спросит  или  заинтересуется.  И  она  не  могла  изменить  этому  священному  праву.  Да  и  не  хотела.  Теперь  все  было  ясно,  как  никогда:  впереди  загадочная,  «случайная»  судьба,  успех  и  неудачи,  любовь  и  ревность,  слезы  радости  и  вопли  грусти.  Она  не  обольщалась.  Только  вот  чего  будет  больше,  что  будет  честнее,  она  не  знала.  И  никто,  кажется,  не  знал,  кроме  Бога,  конечно.  Но  все  это – даже  страдания  и  мучения,  без  которых  нельзя  никак – было  для  нее  счастьем.  Ее  с  нетерпением  ждет  долгий,  терпеливый  путь – дорога  цвета  белого  и  черного,  солнечного  и  лунного,  летнего  и  зимнего,  которая  станет  для  нее  откровением  в  жизнь  вечную…
  Она  шла  по  Тверской  улице,  такой  родной  и  знакомой,  но  всегда  неожиданной  в  своем  настроении,  и  все  видела  словно  в  первый  раз.  Эти  шикарные  глянцевые  магазины  и  бары-рестораны,  торговые  галереи,  эти  узорчатые,  стройные,  большие  старомосковские  дома,  фонтаны  у  Юрия  Долгорукого,  у  любимого  Пушкина,  с  кем  она  так  часто  разговаривала,  приходя  сюда  с  часы  чуткого  одиночества.  Но  теперь  уже  никакого  одиночества  не  могло  существовать.  Пусть  только  сейчас,  в  эти  незабываемые  мгновения  этого  чудного  вечера.  Люди  незнакомые,  встречные  люди  улыбались  ей,  и  она  отвечала  им  тем  же.  Молодые  джентльмены  провожали  ее  восхищенными  взглядами,  пожилые  дамы  и  господа  галантно  преподносили  свои  улыбки,  девушки  отдавали  вежливое  предпочтение  сверкающими  глазками.  А  ее  что-то  неземное,  стремительное,  такое  плавное  и  спокойное  несло  вверх  по  Тверской.  Ночные  фонари  весело  подмигивали  ей,  автомобили  бесшумно  проносились  мимо.  Ночная  жизнь  города  начинала  светиться  вывесками,  афишами,  плакатами.  Ее  ждали  сегодня.  В  нее  верили.  И  вот  все  получилось.  Как  мало  надо  человеку,  чтобы  мечта  его  сбылась.  Только,  чтобы  в  него  верили  те,  кого  он  просит  об  этом.  Поэтому  хотелось  никуда  не  спешить,  почувствовать  этот  запах  счастья,   не  торопиться  вдохнуть  его,  а  вдохнув,  задержать  его  навсегда…  Остаться  в  нем,  раствориться…  Жить  в  его  аромате,  пока  дышишь,  пока  любишь,  пока  творишь…  Не  хотелось  ничего  говорить,  только  дойти,  аккуратно  шагая  по  улице.  Туда,  где  сегодня  точно  ждали.
  «Не  купить  ли  что-нибудь  к  чаю?  Или  цветов?..» - вдруг  как  нечто  закономерное  и  само  собой  полагающее  возникла  очевидная  мысль  скорее  в  сердце,  нежели  в  голове.  Она  стала  искать  в  сумке  кошелек.  Магазин  был  недалеко,  лишь  бы  не  закрылся!,  оставалось  найти  это  прозаическое  средство  удовлетворения  своих  естественных  желаний – деньги.  Сумка  была  немаленькая,  такая  же  восторженная,  как  и  ее  хозяйка,  несерьезная  хранительница  документов,  любимых  книг,  которые  никогда  не  помещались  все,  поэтому  приходилось  брать  по  одной,  телефона  и  различных  необходимых  косметических  средств.  Она  остановилась  посреди  дороги,  чтобы  справиться  с  этим  обычным  делом  поскорее.  Волнение  от  случившегося  не  давало  сделать  то,  что  любой  человек  сделает  не  задумываясь.  Волнение  предполагало   более  значимые  поступки  и  действия. 
  Этот  кошелек  словно  нарочно  прятался   от  своей  обладательницы.  Тут  что-то  непонятное  вырвало  сумку  у  нее  из  рук.  Волосы  легко  вздрогнули,  мягко  расписались  по  лицу,  руки  разметались  в  пространстве  улицы.  Края  платья  тревожно  зашевелились,  она  пошатнулась  и  точно  упала  бы,  если  бы  не  сильная,  теплая,  большая  рука  не  удержала  ее  за  спину.  Она  возмущенно  повернулась  в  сторону  этой  незнакомой  руки.  Ее  красивая  сумка  вместе  со  всеми  драгоценностями  мило  лежали  на  асфальте.  А  прямо  перед  ее  взором  застенчиво,  но  смешно  улыбалось  красивое  мужское  лицо.  Минуту  они  оба  стояли  молча,  ничего  не  замечая  и  не  слыша,  будто  весь  мир  перестал  для  них  существовать  и  только  глаза – большие  и  серо-зеленые  у  нее  и  серо-голубые  мягкие  у  него – говорили  и  понимали  друг  друга.  Ритм  недавнего  счастья  взял  дирижерскую  паузу.  Но  репризы  в  его  произведении  случались  очень  редко.  Снова  случай…
- Женя!
- Влад!  Ты?
- Ты  такая…  Как  ты  здесь?  Ой,  я  страшно  извиняюсь,  несся  как  ненормальный.  Тебе  нигде  не  больно?
- Ну,  есть  немного.  Вот  рука  теперь  из-за  тебя  болит…Да  что  ты,  Владик!  Мне  радостно!  Вот  так  встреча.  Еще  один  подарок  судьбы,  что  ли?  Где  ты  теперь?  Учишься?
- Да,  учусь…  А  ты  совсем  не  изменилась.  Нет,  ты  стала  еще  лучше,  еще  краше.  Откуда  такая  красавица? – он  немного  засмущался.
- Да,  вот  прослушивание  закончилось  в  театральный…
- Ты  тоже  в  театральный??!
- А  куда  же  еще.  Постой,  а  что  значит  «тоже»?
- Ты  из  Камергерского  сейчас  на  Тверскую  вышла?
- Да.  Там  Школа-студия.
- А  я  туда  как  раз  из  ВГИКа  так  торопился  сломя  голову  и  беспокоя  девушек,  разбрасывая  их  сумки  и  их  самих.
- Ты,  значит,  все-таки  решился…
- Женя…  Я  давно  хотел  этой  встречи…  Очень  давно.  Я  же  так  долго  искал  тебя.  Искал,  чтобы  увидеть  и  сказать,  что  тогда  ты  была  права,  во  всем  права,  что  я  изменился  и  хочу  просить  прощения  и  помощи.  Но  тогда  я  так  и  не  смог  найти  тебя.  Чувство  вины…  Звонил,  писал,  ответа  не  было…
- Да,  мы  переехали.
- И  я  понял,  что  только  одним  смогу  хотя  бы  немного  исправить  свою  ошибку.  Я  был  верен  нашему  прощальному  обещанию  все  эти  годы  и  пошел  во  ВГИК,  учиться  сценарному  мастерству.  В  литературном  институте  мне  не  понравилось,  или  я  не  понравился,  неважно.  Теперь  я  студент  ВГИКа.  И  это  для  меня  счастье.  Благодаря  тебе.  Удивительно,  меня  тогда  сразу  приняли.  И  вот  сейчас  я  вижу  тебя  так  близко  после  стольких  непонятных  месяцев,  что...
- Не  надо,  Влад.  Ты  ведь  совсем  не  знаешь  меня  настоящую.  Столько  времени  прошло.  Я  стала  другой.  Единственное,  что  во  мне  неизменно – это  преданность  искусству.  И  я  очень  рада  за  тебя,  что  ты  тоже  этой  преданностью  живешь.  А  все  остальное  уже  столько  раз  поменялось,  что…
- Не  стоит,  не  продолжай  дальше.  Я  же  вижу  тебя  насквозь.  Ты  все  такая  же  искренняя,  яркая,  честная,  нежная  девчонка  из  10 «А».  Поэта  не  обманешь.  Только  еще  более  красивая,  чем  я  видел  тебя  когда-то  и  еще  более  талантливая,  чем  я  запомнил  тебя…  Ты  продолжаешь  писать?
- Да,  без  этого  и  дышать  мне  невозможно.  Есть  успехи,  стихи  адресатам  нравятся…  Ты…  Ты  сильно  изменился,  Влад.  Похоже,  что  я  тебя  оказывается  никогда  и  не  знала  по-настоящему.
- Но  ведь  чувствовала?
- Уже  не  помню.
- Я  помню  все.
И  вновь  пауза.  Она  отвела  свои  глаза.  В  них  заблестела  чистая  влага.  Он,  казалось,  готов  был  пить  ее.
- Ты  поможешь  собрать  вещи  в  сумку?
- Конечно.  Можно  только  один  вопрос?
- Да.  Спрашивай.
- Я  смею  надеяться,  что  на  этой  нежданной  встрече  наше  общение  не  закончиться?
- Честно,  я…  не  знаю.
- Если  хочешь,  я  могу  познакомить  тебя  со  многими  известными  актерами,  писателями,  поэтами.  За  несколько  лет  все-таки  появляются  нужные  связи  и  хорошие  люди. 
- Спасибо,  конечно.  Ты  же  знаешь,  как  это  необходимо  в  начале  пути  иметь  людей,  на  которых  можно  опереться  и доверять  им.
- Знаю…  А  еще  я  знаю,  как  важно  иметь  рядом  человека,  который  верит в  тебя  и  неравнодушен  к  тебе.  С  которым  у  вас  так  много  общего,  что  это  сложно  не  заметить.  Который  понимает  тебя,  творит  вместе  с  тобой,  и  которому  ты  нужна…               
- Правильно.  И  я  как  раз  к  такому  человеку  сейчас  из-за  тебя  очень  опаздываю.  Но…Влад…  Неужели  ты?..
- Да,  я...
  В  такие  минуты  невольно  теряется  дар  речи.  Они  стояли  друг  против  друга,  очень  близко,  дышали  одним  воздухом  в  едином  пространстве.  Только  глаза  говорили  за  их  души.  На  мгновение  могло  показаться,  что  только  они  есть  в  своем  вечном,  красивом  диалоге… 
Немного  погодя  они  вместе  опустились  на  корточки  и  стали  собирать  разбросанные  вещи  в  ее  сумку.  Вдруг  он  взял  с  асфальта  ее  телефон,  протянул  его  ей,  и  неожиданно  их  руки  соединились.
- Какая  маленькая, - нежно  сказал  он.
- Какая  крепкая, - ласково  произнесла  она.
  А  вечер  уже  разгорелся  своими  ночными  огнями-красками,  шумом  центральной  улицы,  веселой  и  беззаботной  музыкой.  Так  и  хотелось  танцевать  от  осознания  долгожданной,  выстраданной  радости.  Она  теперь  была  с  ними.  Для  них,  ради  них. 
  Тут  она  посмотрела  на  экран  своего  телефона.
- Ой,  слушай,  мне  надо  срочно  идти.  Мне  уже  четыре  раза  звонили.  А  я  еще  хотела  успеть  в  «Елисейский»!  Ну,  вот,  как  всегда,  что-нибудь,  но  обязательно  печальное  произойдет. – На  ее  лице  появилась  пылинка  кокетливой  грусти. 
- Женечка,  не  расстраивайся  из-за  такой  безделицы.  Стоит  ли  омрачать  столь  хороший  вечер?  Все  успеем.  Вот  я  только  сделаю  один  звонок.  И  мигом  бежим  в  магазин. – Тут  у  него  зазвонил  телефон.  Первым. – Сейчас.  Алло!  Да,  добрый  вечер,  Александр  Юрьевич!  Да,  да,  простите  великодушно,  вот  летел  со  всех  ног  сообщить,  что  готов  наш  проект.  Спешил,  да  Вы  не  поверите,  спешил  так,  что  сбил  с  ног  одну  девушку.  А  она,  как  оказалось,  только  что  оттуда,  то  есть  от  Вас.  Да,  последняя.  Последняя? (девушке)  Вот  именно,  что  последняя.  В  белом  платье  и  в  черных  (так,  какие  тут  туфли)  лаковых  туфлях.  Александр  Юрьевич!  Я  безумно  извиняюсь,  но  пожалуйста,  отпустите  меня  девушку  проводить.  А  то  мало  ли  что?  Она?  (Смотрит  взглядом  врача  на  нее)  Она  вроде  в  порядке.  Но  все-таки  проводить  нужно.  А  то  неудобно  совсем  получается.  Да,  да,  да.  Вот  спасибо!  Спасибо!  Завтра  ровно  в  восемь  у  Вас,  сценарий  уже  написан,  будет  сдан  на  Вашу  оценку.  Когда?  Да,  завтра  же,  завтра!  Все,  счастливо,  Александр  Юрьевич! Никогда  не  забуду.  Ребятам  привет.  – И  он  с  удовольствием  положил  телефон  в  карман  своих  брюк. – Наш  руководитель  курса – Александр  Юрьевич  Ливанов.  Замечательный  педагог  и  человек.  Он  тебя  слушал?
- Он  присутствовал  в  комиссии.  Какое  совпадение.  Будто  он  знал  о  нашем  знакомстве.  Или  как-то  это  почувствовал.
- Да  он  просто  гений!  Вот,  я  буду  писать  пьесы,  а  ты  в  них  играть.  Они  все  равно  о  тебе  будут.
- Спасибо…  Было  бы  хорошо,  если  бы  все  получалось  так,  как  ты  говоришь.  Ой,  Влад,  я  тут  с  тобой  совсем  заговорилась.  Посмотри  на  время:  одиннадцатый  час  уже!  Ты  же  обещал,  что  я  успею.  И  не  стоит  меня  провожать.  У  меня  сегодня  такой  вечер  важный.  Мне  очень  ждут.  Все,  я побежала.  Очень  рада  была  тебя  видеть.  Найдем  друг  друга,  если  надо  будет,  в  институте.
  И  она  поскорее  поспешила  вперед.  Прерванный  путь  начинал  мучить  ее.
- Подожди! – Он  кинулся  в  ее  сторону.  И  успел  уловить  ее  руку. – Давай  я  тебя  провожу.  Пожалуйста…
- Влад!  Лучше  не  надо.  Я  страшно  опаздываю.  Мне  очень  нужно  идти.  Не  порти,  пожалуйста,  этот  день.  Ты  помог  мне  найти  кошелек,  спасибо.  Это  из-за  него  все  случилось.  Если  бы  я  не  встала  посреди  дороги  его  искать,  ты  не  налетел  бы  на  меня.  И  не  стал  задерживать. Пока!
  Она  снова  отвернулась  и  пошла  ускоренным  шагом.  Мысли  закрутились  со  скоростью  света.  Как?  Что?  Проводить?  Поздно?  Ждут?  Вся  Тверская  превратилась  в  какой-то  сгусток  вопросов.  И  ей  хотелось поскорее  вырваться  из  него,  чтобы  просто  вдохнуть  то  близкое,  столь  ожидаемое  ей  счастье…  Вверх!  Вверх!  Чтобы  жить.  Уже  видна  Пушкинская  площадь,  а  там  всего  чуть-чуть  пройти,  повернуть,  и  ты  дома…  С  ними.  А  потом  у  них.  А  как  же  Влад?  Этот  мальчик,  который  что-то  важное  сегодня  ей  сказал,  а  она…  не  заметила,  не  расслышала.
- Спасибо  твоему  кошельку! – Это  он  все-таки  догнал  ее.  Еще  бы!  В  театральных  вузах  одним  из  главных  предметов  является  физическая  культура. – Если  бы  не  он,  я  бы  никогда  не  признался  тебе  сегодня.  И  ты  бы  сейчас,  в  этот  дорогой  тебе  вечер,  не  узнала,  что  я  люблю  тебя.
  Она  остановилась…  Он  тоже.  Перед  ней  стоял  человек,  глубоко  дышавший,    и  слышно  было,  как  стучит  его  сердце.  Оно  прямо  колотилось.  Он  улыбался.  Он  был  счастлив. 
- Я  даже  не  спрашиваю,  куда  ты  торопишься.  Я  знаю.  Если  любят,  то  непременно  поймут.  Я  только  до  афиш  провожу,  хорошо?
- Ты  завтра  сможешь  встретиться?  Сейчас  я,  кажется,  теряю  всякую  способность  здраво  мыслить.
- И  замечательно!  Ведь  главное – чувствовать.  Завтра  я  позвоню.  Пошли  скорее,  опаздываем  же.
- Пошли.
  И  они  побежали,  такие  молодые,  юные,  радостные,  взволнованные  и  счастливые.  Счастливые  абсолютно.  Ведь  нельзя  быть  счастливым  чуть-чуть  или  наполовину.  Чувство  счастья  поглощает  человека  полностью,  без  остатка,  как  и  чувство  горя…  Но  не  надо  сейчас  о  горе.  В  этот  вечер,  настоящий,  необыкновенный,  полный  ароматов  цветов  и  надежды,   что  все  будет  хорошо.
  И  им  не  из-за  чего  было  горевать  или  огорчаться.  Потому  как  они  оба  избрали  себе  удивительный,  тяжелый,  чудный  путь – путь  познания  жизни,  разгадки  ее  смысла.  Дорога  бесконечных  откровений  ожидала  их  впереди.  Они  уже  стояли  на  ней  обеими  ногами,  смеялись  и  верили  в  то,  «что  существует  любовь  и  верность».  По  крайней  мере,  в  искусстве…
  Ведь  творчество  с  ними,  оно  давно  в  них  и  всегда  за  них.  Им  оставалось  только  сохранить  ему  верность.  Навсегда.  Именем  искусства.
- Цветы! – опомнилась  она.
- Впереди! – сообразил  он.
  И  теперь  они  шли,  уже  такие  родные,  похожие,  но  такие  индивидуальные.  И  ее  радость:  от  встречи,  от  бега,  от  того,  что  она  не  опоздает – стала  все  расти  и  расти,  наполняя  собою  все  вокруг.  И  казалось,  что  этой  невозможной,  девичьей  радостью  дышит  и  воздух,  и  небо,  и  летние  большие  звезды  на  нем,  и  деревья,  и  улица,  и  рядом  идущий  человек,  и  другие,  редко  попадавшиеся,  люди,  такие  милые  и  добрые,  как  никогда.  Однако  она  еще  не  успела  раскрыться  в  нечто  значимое,  важное,  имеющее  право  на  будущее.  Она  была  открыта  всему  миру,  но  видна  была  только  одному  человеку,  которому  и  предназначалась.  Самому  лучшему  и  самому  дорогому.  Без  него  она  бы  не  имела  смысла  и  погибла  бы  в  пустоте  этого  разнообразного  мира.  И  уже  подходя  к  тому  Дому,  где  ее  ждали,  она  все  росла  и  становилась  сильнее  и  прекраснее,  чувствуя  предстоящую  встречу.  Встречу  с  другой  радостью.
- Ну,  я  пойду.  Извини  меня,  если  обидел…  Мне  так  стыдно.
- Ладно.  Спасибо,  что  проводил.  До  завтра!
- Я  позвоню.  Приятного  вечера  и  спокойной  ночи!
  И  еще  одна,  завтрашняя,  радость  уходила  лицом  в  свое  завтра…  А  она  оставалась  тут,  в  сейчас,  в  эти  минуты,  неповторимые  и  незабываемые…  Дошла.  И  фонари  горят.  И  машина  стоит…  Господи!  Благодарю!  Скорее  туда,  где  любят  и  верят.  Чтобы  сотворить  после  чудо.  И  только  так.  И  никак  иначе.  В  благодарность.  За  сущность.  Так  нас  учила  Марина  Ивановна…  Так  и  она  учила,  даже  сама  не  зная  этого.  Именем  театра…  Творим  чудеса...  Она  вбежала  в  открытые  двери  и  увидела...  те  глаза,  которые  действительно  волновались,  спрашивали  и  были  очень  рады  ее  видеть.  И  она  поняла,  что  она  прощена.  Что  наконец-то  у  них  ОДНА  общая  радость... 
  Она  была  дома.  И  душа  ее  была  дома.  И  теперь  этот  дом  стал  ее  Единственным  Любимым  домом.  И  зачем  какая-то  неизвестная  радость  завтра,  если  настоящая  есть  сейчас?  И  дверь  за  ней  медленно  закрылась.  И  она  осталась  только  с  ними,  с  теми,  кто  любил  и  ждал.  Верил  и  творил  чудо...   




29.06.09
11.08.09