после парада

Елена Спиглазова
Я увидела Александровский сад, и праздничную толпу, которая вовсе не была яркой, потому что в одежде преобладали темные цвета, но слишком яркой была радость, и слишком яркими красные флаги и разноцветные воздушные шарики в руках детей, и слишком яркая зеленая трава, и майское солнце, и цвет кремлевской стены… Потому что был это был май сорок пятого года. Я не видела сам парад, хотя логичнее было увидеть то, что оставалось в памяти от многочисленных фильмов и кадров хроники, но я видела Александровский сад. Не знаю, почему и как я могла увидеть и узнать май сорок пятого, наверное, кремлевская стена, - это нечто настолько вечное и неизменное, что десятилетия здесь не ощущаются, и время замирает. Только вечность.
А тогда был праздник, с мороженным, воздушными шариками, цветами, музыкой. Да, было много музыки. И, конечно же, много детей, и много солдат. Может быть, даже наверняка, там были и офицеры, но это было неважно, все они были солдатами победившей армии, и парад… только что. И они были самой необходимой частью этого праздника, потому что без них этого праздника просто не было бы, и к ним старались подойти все. Обнять, пожать руку, дотронуться, просто постоять рядом. Мне тоже хотелось, но я не могла. Потому что маленьким детям положено только то, что разрешат родители. И маленькие дети любят делать то, что делают взрослые, и именно то, чего не разрешают.
Сколько мне было? Пять лет, шесть? Я видела подол своего праздничного платья, оно действительно было красивым, особенно для тех лет, белое платье с большими красными земляничками. Наверное, это были клубнички, но в Москве я знала только землянику, она росла на тонких зеленых кустиках, и мне всегда было хорошо видно ее, гораздо лучше, чем взрослым. Откуда могло взяться такое красивое платье в те годы? Наверное, оттуда же, из Германии. А вот кофта была простой, вязаной, и толстые серо-синие нитки не очень подходили к этому платью, но в те годы об этом не думали. Май в Москве не жаркий.
Мне надоело держаться за мамину руку, и не хотелось эскимо на палочке, мне хотелось яркий красный воздушный шарик, и, наверное, мне купили бы этот шарик, ведь сегодня был праздник. Купили, если бы я попросила, но я не всегда умела сказать, чего я хочу, чтобы это поняли. А больше всего мне хотелось подойти к настоящему солдату, чтобы он взял меня на руки, и можно было потрогать настоящие медали. Наверное, мне не удавалось этого сделать, или наоборот, это уже было, но не могло быть больше. Может быть, был отец, который приезжал в отпуск и не приехал совсем? Но это я пыталась понять уже потом.
А там, в Александровском саду я увидела именно такого солдата, которого представляла себе, он мог быть и офицером, но это было неважно. И тогда, не задумываясь, я подбежала к нему, и рука как-то сама собой выскользнула из взрослой ладони, и он тоже остановился, глядя на меня откуда-то издалека, очень сверху. В пять или шесть лет все кажутся очень большими, но наверное, он действительно был высоким. Я стояла, задрав голову, и боялась, что мама подойдет, и он не успеет взять меня на руки, а в руке у него был именно такой красный воздушный шарик, как я хотела, но сейчас это было неважным.
Наверное, прошла всего секунда, и он наклонился, подхватив меня, и красный шарик закачался над нами, и я видела совсем близко его улыбку, и глаза, которые казались мне ярко синими. И я забыла про медали, которые хотела потрогать, и разглядывала его лицо, удивляясь, что он точно такой, как я хотела. Я не знала столько слов, чтобы думать об этом, просто все было правильно и очень хорошо. Губы его пошевелились, наверное, он спросил, как меня зовут, но я не поняла и не ответила, я смотрела на него, и мне хотелось улыбаться.
Его голос, и голос подбежавшей мамы слышались, но не воспринимались, я только понимала, что сейчас все закончится, и на самом деле, он опустил меня на землю, и я продолжала смотреть на него снизу вверх. А он засмеялся и протянул мне веревочку, на которой качался красный шарик. Все произошло так, как я хотела, но почему-то мне стало грустно. Я не знала столько слов, чтобы понять и подумать: мы никогда больше не встретимся в этой жизни…