Побег в Швецию

Борис Корш
                Побег в Швецию.
Матвей Давыдов - он же Марк  Меридор, ныне здраствующий в Иерусалиме пенсионер,- в 1993 году выступал на радио РЭКа в связи с 30 -тилетием своего побега в Швецию из СССР. Мне позвонили с радио РЭКА и предложили тоже выступить с ним и рассказать, что творилось там в Сумгаите откуда он убежал.


Я под всяческими предлогами отказался выступать, так как  к его побегу у меня было особое чуство, от которого я не избавился до сих пор.  Но, по порядку. Матвей Давыдов в молодости работал В г.Сумгаите в "НИПИ Нефтехимавтомат", откуда и совершил побег в Швецию.  Я работал с ним в одной лаборатории и был очевидцем с другой стороны побега. В лаборатории мы с ним долгое время с не разговаривали, так что от всяких разговоров на тему побега я был освобождён.


Но этот побег всегда вызывал у меня двойное чуство, уж слишком шумно вело себя КГБ в Сумгаите. Например, они пришли к нашему завлабу - Оганову Кромвелю ночью, забрали его с собой в КГБ и там допрашивали, как вёл себя Матвей Давыдов, и что он говорил, и что делал. Перепуганная жена ночью кричала на весь квартал ( а там жили только работники института), что не пустит и не отдаст мужа. Что он ни в чём не виноват.


Понятно ежу, что это можно было сделать днем и без шума на весь Сумгаит. Потом всю лабораторию по одному вызывали в КГБ и там задавали  дурацкие вопросы. Мне всё это было до лампочки, так как весь институт знал, что я с ним не разговариваю уже года полтора. Причём среди вопросов обязательно был такой: "Не говорил ли Матвей Давыдов какие - нибудь антисоветские вещи, не проводил ли он агитацию западного образа жизни ?"
Этот вопрос звучал постоянно, а ответ на него был один и тот же: "При мне нет! Я ничего такого не слышал (а)"!

 
Вот эта бездарность допроса и провокационных вопросов, задаваемых на них, были весьма противны. Мне казалось, что с нами играют какую то дурацкую игру. Хотя теперь я понимаю, что люди, которые нас допрашивали сами ничего не знали.
Дошла очередь и до меня. Я был, наверное, самый подозрительный. Нас в лаборатории было всего двое " не той"  национальности, и первый вопрос был: " В каких Вы были отношениях?" На что я с удовольствием ответил: "Мы уже два года не разговариваем, и это может подтвердить весь отдел".


"Да, мы это выяснили, но причина в чём?"
"Я не помню, почему мы не разговариваем с господином Давыдовым, это было давно"- ответил я.
"А почему "господин ", а не гражданин" - спросили меня и в ответ получили порцию демагогии, которую я с удовольствием выдал.
Ну и ,наконец, мы добрались до сакраментального вопроса:
" Не слышали ли Вы, чтобы он говорил, что-нибудь против Советской власти или кого - нибудь агитировал против? "
"Извините, но более глупого вопроса я никогда не слышал"- ответил я.
Произошла немая сцена из "Ревизора".


"А почему этот вопрос Вам кажется глупым"?- наконец, спросили меня.
"А потому что если мы положительно ответим  на этот вопрос, то  Вы зададите следующий. А почему Вы не пришли и не сообщили об этом: тогда этот побег можно было бы предотвратить или Вы тоже с ним заодно"?
"Конечно, спросили бы!"- ответил один из сотрудников.
"Но ведь с вами разговаривают люди из НИИ, и они, конечно, это понимают; так что ответ стандартный - нет"!
Молчание, а затем раздраженное: "Идите, Вы свободны"!


Иногда получаешь маленькое удовольствие, но больше никому этого вопроса не задавали, а дома мне сделали выговор, сказав, что в этой стране держать язык за зубами всегда лучше.
Но почему я это сделал? Честно говоря, мне тогда  показалось, что КГБ играет с нами в непонятную игру. Это впечатление усилилось, после рассказа одного отставного  кэгэбэшника, который в пьяном виде рассказал, что ему предложили выехать сначала в Швецию, а затем лет через 5 переехать в Израиль и там заняться разведывательной деятельностью в пользу СССР.
Уж слишком были схожие ситуации, но доказательств  нет.