Масло

Павел Волков Натоящий
     Когда мы приехали жить и работать на остров Большая Муксалма, на третий день поняли, что нас обманули. Дорога на остров с Соловецкого малопроходная. Завоз поэтому был один. Загрузили 66-ой двухмостовой и с малыми приключениями прибыли на остров. Помню поразил меня тогда профессионализм водителя. Уже на острове развернул он машину и подавая задом ко входу в дом ловко нагрузил движок сцеплением, - машина заглохла, там где и надо было.
   Ну потихоньку обустроились. Быстро поняли, что помощи от работодателя не будет. Ни рации, ни карбаса, ни молока детям, ни талонов на питание. Год 1991-ый, еда, водка, курево - по талонам. Уразумел это, отстояв огромную очередь в магазин впустую. Было противно и стыдно.
     Работодатель предоставил:
40 мешков комбикорма для телят (мы подрядились на выпас) и 200 литровую бочку бензина, для карбаса, который не состоялся.
Про обязательства привозить детям молоко и свежие овощи, как уже говорил, все забыли быстро.
     Быт организовывался привезённым инструментом из Москвы и подручным материалом с острова, остатки вешал, для сушки водорослей быстро ушли на поделки столов, кроватей, топливо и починку изгороди.
     Дети из бревна и крестообразной палки получили настоящий деревянный мотоцикл.
Не взяли даже средств от комаров, поэтому дочка распухла сразу.
Через три дни все ходили в телогрейках, шапках ушанках и варежках. Потом - попривыкли, да и комары нас уже не так кусали, своими, видимо, стали.
     Остров Большая Муксалма соединён с Соловецким дамбой. Для местных - место заготовки сена, сбора грибов и поездок на водку с ночевой. Часто использовался как перевалочный на Анзер.
     Насущные вопросы решил так. Приехал как то пацан местный на мопеде. Ну то-сё. Короче за бензин регулярно стал привозил домашнее молоко. Появилась и рация, и даже позывной "Верба 10".Сеансы утром и вечером. Прям телевизор, в смысле развлечения. Встроили меня в радиосеть агарового комбината. За то отдельное спасибо мужикам с непростой судьбой с острова Малая Муксалма, что от нас лежал на другой стороне и ходу до них было пешком через весь остров километров 8. Там стояла изба, где периодически жили два особо свободолюбивых мужика с Малой.
     Первый месяц был очень трудный. Очень. Жрать нечего, местные со своими пьянками постоянно то ночью, то днём. Нажрутся и лезут в дом ночевать. Со всех щелей. Посему много гвоздей и досок ушло на организацию жилища по типу "Мой дом - моя крепость".
Спал мало, постоянно обходил дом с топором и убеждал словесно и иными способами, что здесь живут, семья мол, детям спать надо.
Помню, через неделю по приезду, завалились два мужика с Малой, проходом шли с Соловецкого. Ну я, как и положено, пригласил их чаю попить.
Сели в комнате, что на втором этаже. Жена и дети напряженны.
- Ну что!?, - говорят, - Москвич! отдыхать штоли приехал?!
- Работать.
Помолчали.
- А водка у тебя есть?
- Нет, не продают мне.
Ответ им не понравился. Один, особо борзый, стал не хорошо ухмыляться. Вытянул ноги, откинулся спиной на стену и вытащил пачку сигарет.
- Здесь курить нельзя!, - говорю, - дети...
- Ты козлина московская будешь мне, бля, указывать..
     Я матом ругаюсь, но не при женщинах. Понял, что надо пресекать развитие событий.
Я говорю, - Ваня, мол, - пойдём на лестничную клетку покурим.
- Я здесь покурю, - отвечает гадская рожа.
Тогда говорю, - пойдём ВЫЙДЕМ!
- А это пошли!
     Ну вышли в коридор, я первый и быстрым шагом к лестнице, что на первый этаж, подальше от комнаты. Он за мной, за ним второй.
     В удар я вложил всё, что накопилось. Отсутствие талонов и овощей, обман работодателей, распухшую от комаров дочь, пьянки местных, ночные тревоги и красоту Севера. Он скатился вниз, встал кряхтя, молча поднялся и подошёл ко мне.
По глазам его я понял, что продолжения не будет.
- Сразу бы так... и сказал..., - произнёс он.
Они ушли.
Вечером следующего дня пришёл их старший, из местных, Володя Губич!
Мужик реально классный, очень сильный. Посидели поговорили. Рассказал о своем хозяйстве, сорок мужиков, поросят держат, дизель есть и естественно карбасы.
За пять мешков комбикорма я получил рацию и позывной.
     Так как есть было реально нечего, решено было жену с младшей (1.5 года) отправить в Москву за продуктами! Отправили. Через 12 дней приехали, привезли 200 килограммов еды, ветчина, консервы всякие, свежую капусту и пять килограммов первосортного масла! Огромный такой кусище! В бумаге. Я его прямо сейчас вижу. Цвет беложёлтый вкус божественный.
     Как то надо же хранить масло. Испортится. Решили в зимнем колодце, что в избе, что метрах в двухстах от дома. В пакет да на верёвочку да - в колодец.
Сложилось вроде грамотно.
Вот и появилось у нас развлечение маслица покушать.
- Хочешь кусочек? , - даже не говорили чего и так ясно было.
- Ага! давай!
   И я в колодец, ну как в магазин пошаговой доступности. Там темно и прохладно, вода ледяная. За верёвочку тащишь, а там журчит и струится. То вода с пакета стекает. Буль, буль... А потом кап... кап... И утихает всё. Развернёшь его родименькое, отрежешь кусочек грамм 50. И всё в обратном порядке. Масло в колодец, я - домой.
Едим и наслаждаемся.
     Как то пошли все в посёлок, а это целый день ходу туда да обратно, особенно с детьми. Возвращаемся, - навстречу мужик. Ясно, что с Большой идёт, дорога-то одна! И подмышкой, подлец и гадюка, тащит что-то. То, что он подлец и гадюка, это я сейчас.. Тогда даже не ёкнуло. Ну грибы или, что там ещё... Мало ли. Хотя вроде и не местный, ну может с Реболды или заезжий. Всех не упомнишь.
- С большой?, - спрашиваю
- С неё, - отвечает
Ну и разошлись.
     Утром.
- Хочешь кусочек!?
- Ага! Давай.
     Ну понятно, что масла там не было. Такой кайф нам обломали! В этом масле была и трудная дорога, и первые проблемы, и вкус далёкой Москвы и цивилизованной жизни, и уже маленькая традиция.
Жена не выдержала и плакала. Было обидно очень.
   Дня через три заваливается к полуночи Губич! Такой хозяин тайги. Садится за стол и из рюкзака достаёт огромный свёрток в газете, с полведра.
Разворачивает, а там гора масла! Серого цвета, с каплями воды кусочки по 50 грамм или около того прилепленные друг к другу. Скинулись мужики маслом.
     Вот и вся история. Масло было не вкусное и стало быстро портится. Мы его перетопили и добавляли к блюдам по необходимости.

О вреде курения (на Соловках)  http://proza.ru/2009/08/14/964

Фото колодца http://shaolin-center.ru/images/b_DSC_3254.jpg
Фото жилища http://shaolin-center.ru/images/bigMuxalma_skit.jpg