Суша 13. Исход

Николай Борисович
Познакомился с десятилетним сыном знакомых моих знакомых. Обнаружив, что со мной можно разговаривать, мальчик поинтересовался, знаю ли я историю.
– Ну, в общих чертах, – промямлил я, чтобы не потерять лицо.
– Ну вот когда татаро-монголы захватили русских в рабство? – проверил меня бдительный ребенок.
– Ну, считается, что началось все это дело в 20-е годы 13-го века, Куликовская битва была в 1380 году, а окончательное освобождение от ига случилось еще 100 лет спустя, – не ударил я лицом.
– Да какое же это было иго, если русским разрешали иметь такую армию, что они разгромили крестоносцев, – усомнился мальчик, не то сильно эрудированный, не то просто провокатор. – Нет, я спрашиваю, в каком году русских в рабство угнали?
– В какое рабство? – сплоховал я.
– Ну как какое, – удивился ребенок, в Египет.
– В какой еще Египет? – поехала у меня крыша.
– Вы чего, в Египте не были? – обрадовался мальчик. – Ну, там пирамиды, на верблюдах катают, мы там ныряли еще. Туда татары русских угнали в рабство, и русские на них триста лет работали, многие умерли даже. И там был один святой священник, и с ним Бог разговаривал как будто из горящего куста, и попросил его русских обратно в Россию отвести на родину. И он сначала напустил на египтян саранчу с зубами и ядовитых жаб. А потом все русские убежали, а за ними погнались египтяне с оружием…
– А не татары? – уточнил я, уже зачарованный.
Мальчик задумался. Похоже, он и сам только сейчас обратил внимание на эту нестыковку: действительно, угоняли татары, а бежать пришлось от египтян.
– Нет, не татары, – сказал он наконец решительно. – Точно египтяне. Там у них еще фараон был. И вот они погнались, а святой попросил у Бога, и Черное море расступилось, и они прошли по дну на другую сторону, а войско фараона за ними побежало, и они все утонули.
– А на какой берег они вышли, не знаешь? – вошел и я в постмодернистский азарт.
– Неа, – мучительно завис ребенок. – Там не говорили.
– Ну а какие места ты знаешь на Черном море? – садистски пришел я на помощь.
– Никаких не знаю, – ему явно хотелось дорассказать, но было мучительно лениво думать.
– Ну, как не знаешь? – подбадривал я. – А Крым где?
– А, да, на Черном море, – обрадовался мальчик троянской подсказке: картина становилась понятнее. – Они вышли на берег в Крыму, и еще сорок лет ходили там, пока до Москвы не дошли.
– А почему целых сорок лет-то? – допытывался я, но парня было уже не сбить.
– Ну, потому что они пешком шли, тогда поездов же еще не было, – стало очевидно, что пошла уверенная импровизация, – и потом им же надо было следы заметать, чтобы татары снова их не захватили.
– А, да! – вспомнил и я про оставшихся было без присмотра Батыя с Мамаем, – а татары-то что делали, пока русские в Египте работали? И что они, кстати, в Египте делали, какую работу?
Мальчик напрягся, но не надолго. Явно было, что знания лежали в нем разрозненными кучками, а мои вопросы помогли ему задуматься и все систематизировать.
– Русские в Египте строили пирамиды, я читал, что все пирамиды были построены рабами. И нам так в Египте рассказывали. Только не говорили, что русскими: потому что они видели, что мы русские туристы, и не хотели напоминать про рабство. Думали, что мы им тогда денег не дадим, потому что нам неприятно.
– Ну а татары – они-то в Египте не были? Они что, на Руси остались?
– Да, татары русских в рабство захватили и отправили в Египет, а сами потом в Россию вернулись, чтобы дань собирать.
– Ну с кого бы им было дань собирать, если они всех русских в Египет отправили?
– А они не всех отправили. Они многих отправили, а многих оставили, чтобы еще дань собирать.
Тут мальчик посмотрел мне в лицо, и что-то ему не понравилось.
– Вы что, мне не верите? – спросил он задиристо. – Вы что, Библию не читали? Я это все в Библии прочел. Там все написано, вся история.
– Прямо вот своими глазами прочитал? – уточнил я.
– Ну, не сам прочел, – честно сказал мальчик. Мне мама в машине аудиобиблию ставит, когда мы на дачу ездим.
– А помнишь, как того русского святого звали, который вывел народ из Египта? – просил я напоследок.
Мальчик не помнил.

Чуть позже на кухне я хвалил маме эрудицию ее сына.
– Только знаете, – сказал я осторожно, – у него случилась легкая путаница. Егору кажется, что Казни египетские – это была такая PR-акция, придуманная русским священником, чтобы организованнее вывести русский народ из Египта.
Мама не улыбнулась.
– Надеюсь, вы ему не стали пересказывать, как там на самом деле было? – Спросила она строго. – И не надо, пожалуйста. Мы русские люди, и хорошо, что он интересуется русской историей, и пусть запоминает, как запомнил. Я думаю, что это вообще совершенно никому это не нужно: учить историю еврейского народа, неправильно это. Только голову ребенку засорять.

И я порадовался за мальчика и за его семью с их счастьем жить в стране, дающей с детства возможность изучать родную историю в ее первозданной незамутненной версии – неискаженной, непересмотренной, несфальсифицированной.