Часовая

Леонид Рыбальченко
Эпиграф(как у всех великих, не связанный с произведением) :))
Триста грамм поданные вовремя, стоят гораздо выше номинала.


         Был жаркий Ашдодский день. Лето в в 2009м вообще выдалось на редкость влажное и жаркое.
У меня, между сменами, на работе появилась "форточка", выходной день и я решил взять маму и поделать различные дела, кои давно копились в загашнике.
Заскочил в мастерскую, куда сдавал видюшник.
Но самого мастера не застал. А его папашка был довольно сонный. Так что с ответами на вопросы и попыткой проверить то, что чинилось на месте, мне не повезло.
         Дома, позже, я конечно же заметил, что сделано было полработы. Это как раз в израильском характере. "Добро пожаловать, доделываем бесплатно". Ну, а как ещё показать свою порядочность? :))
А потом решили направить колёса в сторону небольшого мерказона, так называется в Израиле, скопление кучи магазинчиков и лавчонок в одном, каком-то месте. От слова мерказ, что в переводе означает центр. Мерказон, я перевёл бы, как пятачок.
         Так у нас, в Беларуссии, называли приличную площадь с различными большими и не очень, магазинами. Но, в Израиле всё поменьше. И сама страна-то... Лётчики говорят, чтобы не пролететь Израиль, мы притормаживаем в воздухе :))
Итак, бросив Автошечку ожидать хозяев, почапали по магазинчикам.
Сперва прибарахлился сумкой, ибо моя, поизнослась. Кстати, придя домой увидел, что хоть покупка и удачная, но раза в два больше прежней. Видимо подсознание решило, что надо брать навырост.
Взяв у мамы часы, пошёл искать лавку, где бы можно было купить батарейку.
И вот, рыская по этому мерказончику, я случайно наткнулся на часовую мастерскую.
Вошёл.
За столом сидел маленький, сухонький старичок. Довольно милый, в кипе.
         А в углу, такая же милая бабулька. Его жена. Это была почти идилия.
Люди прожили длинную жизнь вместе. На старости лет открыли мастерскую.
         И вместе проводили в ней дни. Она помогала ему чем могла, но все основные вопросы, по которым я к ней обращался, решал он.
Она с почтением говорила, он сделает для тебя то, он сделает это. Это решает он. Сейчас вот он освободится и спроси у него. Я это трактовал, как уважение к мужу и мастеру. Ибо вопросы были очень простые и она сама бы смогла и ответить на них и решить. Было приятно увидеть такое понимание с её стороны  и отношение к своему мужчине. Как говорится, короля играет окружение.
Мы с ним разговорились.
         - Что скажете, молодой человек?
         - Да что я могу сказать, вот ищу батарейки для часов.
         - Да-да... всем нужны часы, люди ищут потерянное время и вчерашний день.
Они его ломают, а я им его чиню, они ломают, а я чиню. Они...
         - Стоп! Не будем притормаживать, давай продолжим.  Моше( его звали Моше), я смотрю у тебя отличный мазган(кондиционер)!
         - Да, ты готов его купить? Так я его уже тебе продал. Когда рассчитаемся?
         - Нет дорогой, ты чуточку опоздал. Видишь ли я притащил с собой в этот город огромный мазган, и иногда, когда он работает, я чуствую, что вернулся в Белоруссию зимой. Кстати, надо будет его включить на минус в Новый Год и сделать снежную зиму.
         - Аааааа, значит ты не купишь этот, мой?
         - Нет, пока не куплю, но  буду его иметь ввиду. А заодно и тебя.
А чем ты собственно недоволен, Моше? "Тадиран", лучший мазган в Израиловке!
         - Да ну? А я тут рекламу слышал, "Электра" лучше и всё тут.
         - Ты меня слушай, а рекламу пусть слушают те, у кого нет такого знатока, как я, я ему подмигнул и он ехидно хихикнул.
         - Ну, так чем ты недоволен? Я в твоей мастерской уже стоять не могу, черепушка покрывается льдом, а ты его  продать хочешь.
         - Да понимаешь, морозит он хорошо. И пульт к нему работает отлично, да вот он пульта не слушает.
         - Ааа, - говорю, что ты хочешь, все стареют, он тоже. Но силы-то ещё есть, раз так холодит.
 Хотя постой!
         - Нет, я лучше посижу.
         - У тебя тут часто бывают русские клиенты?
         - Ещё бы, почти одни русские.
         - Тогда мне всё понятно. Он хочет сделать тебе революцию. Ты знаешь, когда верхи ещё не могут, а низы уже не хотят  - страшная вещь, да ещё при русских клиентах. Так что отказ подчиняться пульту, это только первый шаг. Подготовка  к революции. Жди продолжения. Я рассмеялся в кулак, не менее ехидно, чем он.
         - Погоди, я ещё не всё рассказал, - продолжил старик. Обратился я к одному мастеру по мазганам, он пришёл, посмотрел его и причмокнув языком говорит: "Починка этого мазгана будет стоить 1500ш". Мишугенер гунт, за эти деньги я бы мог купить новый. Так что, ты думаешь, я делаю теперь? Я просто его выключаю из сети, когда ухожу и включаю по приходе. Получается дешевле!
Так мы болтали, неспеша, в прохладном помещении его небольшой мастерской. Мама пока делала экскурс по магазинчикам, любопытствуя и приобретая различные мелочи для хозяйства.
И вот, когда работа была окончена, и батарейка уже стояла в часах, даже ремушок он одел на них новый.
Я решил, что этим тикалкам не место на руке моей мамы. Хватит, надо что-то менять...
Приятные мелочи - это как раз то, что делает нашу жизнь счастливой и весёлой.
Я полазил по его закромам и увидел шикарные часы с большими цифрами, красивым, позолоченным корпусом и мягким ремушком.
         - Мадам, что стоят эти часики, - обратился я к старушке сидящей в углу, мне как-то было неудобно, что она скучает. Она улыбнулась и ответила:
         - Ой, оставьте, он Вам сделает хорошую цену, Моше?
Мастер-старичок, обернулся ко мне, в его глазу торчала лупа.
         - Могу ли я сделать цену? Естественно, молодой человек, я тебе сделаю такую цену, что ты снова придёшь сюда, при этом он повернулся ко мне так, чтобы его свободный от лупы глаз мог меня видеть.
А кому ты хочешь их купить?
         - Маме, вместо этих.
         - А как же батарейки и новый ремушок, которые я уже поставил - заволновался старичок?
         - И что? Эти часы будут лежать на почётном, красном месте, и будут памятью о тебе, чтобы я не забывал о твоей мастерской, а вот эти, которые я хочу купить ей, она будет носить на каждый день.

Есть  три пункта, по которым новые часы выигрывают.
1. Они красивые.
2. Они крупнее и с лучше прописанным циферблатом, а значит ей не придёться щуриться смотря на время.
3. Мне просто очень хочется их купить.
         - О да!!! Последний аргумент самый сильный. Ну, тогда я тебе сделаю эту цену два раза, - ответил Моше, хихикнув. И написал мне на бумажке цену, как если бы это был номер самолёта или оплата киллерских услуг.
         - Не буду с тобой торговаться, Моше, но за эти деньги я бы мог купить две пары часов.
         - Да, но, если цена будет ниже, ты получишь два удовольствия, и покупку, которую хочешь и радостные мамины глаза. А я - одно, согласись, справедливее будет, если и я получу двойное удовольствие за два твоих, и чтоб ты и твоя мама были здоровы! Ну, так мы сойдёмся?
         - Теперь я понимаю, старый прохиндей, почему у тебя взбунтовался мазган.
Видимо ты хотел, чтобы он работал как лошадь и одновременно экономил электричество. Мы сойдёмся.
К нашему смеху присоединилась старушка, до сих пор слушавшая нас с большим интересом и помалкивая в своём уголке.

Мама закончила экскурсию и ждала рядом с магазином.
         - Ма, закрой глаза и дай мне руку.
         - Я больше не хочу замуж, тем более вслепую, ты меня сватал этому дядечке? Она ядовито хихикнула.
         - Давай-давай. Она закрыла глаза и протянула руку, быстрым движением я одел на неё часы и застегнул ремушок.
         - Готово!
Было приятно видеть мамино выражение лица, глаза... Хотя не сказать о том, что я понапрасну трачу деньги, она всё же не смогла.
Мы сели в нашу Автошечку и покатили вдоль набережной, моря и волн, сопровождаемые горячими лучами июльского солнца, домой.

Наши мамы... Это удивительные люди...
Послушайте Мишу Жванецкого и Вы всё поймёте... И хотя, там не совсем про поколение моей мамы, но всё же очень и очень похоже.
LGR
29.07.2009