Мухтар, или ночное происшествие

Леонид Рыбальченко
       Было время, я работал в военизированной охране, в СССР.
Длилось это недолго, но практика той работы, потом пригодилась.
На территории охраняемых объектов, находился питомник служебных собак и мазанка. Небольшая хижина с огромными щелями, скрозь которые собака пролезть могла, и очаровательной печкой. Дым из которой не всегда уходил в трубу.
Зимами, на дежурствах, было очень холодно...
       Чтобы хоть как-то согреться, я брал на маленький диванчик свою собаку, обнимал его и пытался полежать, но согреться не удавалось, всё равно было холодно ногам и голове...
Тогда проклиная всё на свете и главное эту работу, я вставал, заботливо накрывал подобием одеяла, свою псю, хотя ему это было излишне и шёл топить печь...
Я топил её всем, что подворачивалось  под руку, лишь бы горело.
Толку от неё было мало, но всё же, сидя рядом с ней, немножечко согревался.
Сидеть долго не получалось, там не было уютного, большого кресла, был корявенький, маленький стульчик. И тогда, чтобы согреться по-настоящему, я брал пса и выходил на территорию.
       Вот так, от жутких морозяк я и поймал нескольких ворюг.
Одного, помню, сдал, а другого отпустил, его сильно пся порвала и тем он, как я посчитал, уже был наказан...

       Задержание второго особенно мне врезалось в память, поскольку я сам испытал некоторый страх и получил хорошую дозу адреналина.
В ту ночь, я работал не со своей собакой, которая как и все, за кого я брался, была отлично натаскана по человеку. От розыска до задержаний.
Здесь я должен сделать небольшое отступление.
       У нас на питомнике был пёс, которого я уважал и очень любил. Звали его Мухтар. Я вообще очень люблю Восточно Европейскую Овчарку с их умными глазами и красивым окрасом. А овчарок, которых использовали в "ВВ"(внутренние войска), конвой тюрем, армия, - особенно. Это всегда были крупные псы с отличной мускулатурой, сильным характером ярко выраженные сангвиники с хорошей нервной системой.
       Мухтар, был крупным псом с чепрачным окрасом и, когда-то тёмной, а ныне седой, мордой. Как-то мне кратко рассказали его историю. Он служил в "ВВ", потом охрана. Его по какой-то причине списали, должны были уничтожить, но он попал к нам на военизированный питомник, ещё до того, как я начал там работать.
       Все вожатые и инструкторы избегали брать его. Если нехватало собак, Мухтара использовали только на блокпостах. Для тех, кто не знает, что это такое, я поясню. Два столба расположенные на расстоянии, между ними туго натянута проволка, на ней кольцо с цепью достаточной длины, чтобы собака имела возможность действовать по ситуации. Рядом стояла небольшая будка, чтобы можно было укрыться от ветра и мороза зимой. Нашего Мухтара отводили на какой-то из блокпостов и оставляли там до утра. Работать с ним на поводке никто не хотел. Опасались.
       Я подозреваю, что инструктора просто не знали, что с ним делать. Продолжать обучение с позиции кнут-пряник - не выходило. Это для молодых собак. А тут, ежели ты с ним на площадке и требуется использовать "Кнут", этот пёс тебя, вполне, может покалечить. Далее, собаке не годик и это не молодняк. Псу - шесть лет. Первый год его только растили и обучали. Три последующих года, он отработал на задержаниях в "ВВ", а затем ещё два года на сторожовке различных объектов, где его агрессивность стала ещё выше.
       Да и то сказать, если нет любви к собаке, заинтересованности к ней, а у пса уже есть своя история и характер, лучше его не трогать. А Характер у этой собаки был крутой, внешний вид не обманывал...
Несмотря на отличную выучку, пёс осозновал свою силу и готов был подчиняться инструктору, но не позволял бить себя.
       Хороший владелец собаки или инструктор, это прежде всего наблюдательный человек, тонко знающий поведение животного и хороший психоаналитик. Порой, когда меня приглашали посмотреть пригоден ли пёс для дрессуры по тем или иным службам, мне достаточно было погулять с ним минут двадцать, чтобы составить представление о его характере и возможностях.
Я любил кинологию всей душой и как только появился на питомнике, сразу проникся к этой красивой овчарке.
       Мухтар был 75см в холке, с мощными лапами, упругой, сильной спиной, отличными зубами для своих 6-ти лет. Надо отметить, что при своём росте, он был совершенно пропорционален.
Глаза выдавали ум, сложность характера и некоторую свирепость.

       Видно было, что он не простит неграмотности своему инструктору.
Я ухаживал за ним, стараясь уделить ему в свои смены больше времени, чем остальным собакам. Если кормил, то жратвы поболе, чем другим, ибо такая мощь, должна иметь хорошую подпитку. За что часто получал выговоры, ибо пайку собакам варили не задумываясь над тем, что разным собакам требуется разное количество пищи. Естественно, занимался с ним чаще, чем с другими. Как только у меня выдавалась свободная минутка, брал его на поводок и потихоньку начинал приучать к себе, вспоминая с ним команды. Ну и физических нагрузок по своей системе, давал ему больше. Вобщем, я с ним обращался, как со своей собакой.
       Помнится, мне захотелось посмотреть, как эта шкодная Пся умеет ползать.
Те, кого обучал я, выполняли команду "Ползи!", просто по жесту.
Но Мухтарбек(как я только не дразнил его, и Мухиком и Мухой хихик), наотрез отказывался это делать.
То ли по жесту его не учили, то ли вредничал. Пришлось уложить его на землю командой "Лежать!", приземлиться рядом с ним и проползти по-пластунски 20 метров сетки.
Очень даже неплохо полз, вредина. Пока мы ползли, он время от времени,  поворачивал ко мне свою наглую морду, дышал на меня перегаром от каши с мясом и Честное Словно, ухмылялся глазами и мордой.
       Казалось, Он мне говорил: "Я тебе не щенок, хочешь работать - давай вместе".
Ставить злобу на человека, ему не нужно было. Я видел, что он жаждет работать, если представится такая возможность.
И всё же пару раз я приводил, в своё дежурство, своих ребят с аммуницией, чтобы собака не застаивалась.
Защиту им давал свою, которую сшил сам, для своего дога Дэйва. Сила сжатия челюстей у которого быда неимоверной. Отчасти от природы, отчасти потому, что я разработал свои упражнения для развтиия укуса. Когда он в молодости сильно травмировал на тренинге инструктора, мне стало понятно, что все щитки надо делать самому, иначе никто на него больше не оденет ни рукав ни костюм.

       Была предновогодняя ночь, морозяка стояла такая, что сидеть в мазанке, даже при условии непрестанно пожирающей уголь и дрова печки, я больше не мог. Вышел в питомник, собаки тут же подали голос. Мухтар стоял в вольере ожидая и пристально глядя на меня. Он вообще был пёс не из суетливых, а спал очень редко. По крайней мере, мне редко удавалось застать его свернувшимся в калачик. Когда он увидел, что я снимаю ошейник с цепью со стены, поводка почему-то не было на месте, стал вилять хвостом и хрипло поскуливать, переступая с лапы на лапу, как-бы пританцовывая. Голос собаки был сорван постоянным лаем на морозе. Я открыл вольер и он бросившись ко мне, ударил меня своей большой головой и грудью. Удар был не сильным, но ощутимым.
       - Мухтарка моя любимая. Стоять! Пёс прекратил болтаться и дал набросить на себя ошейник.
       - Ну, пошли пёська, а то я сейчас околею, мать их... Ублюдки, не могли сделать караулку приличную. Всё в этой стране через жопу!!
Мы вышли из питомника, и пошли по территории, осматривая объект за объектом.
Освещение было плохое, ночь, половина фонарей не горят.
Проходя вдоль стены, Мухтар занервничал, навострив уши, и тихо зарычал. Но я ничего не заметил, позволил себе не обратить внимание на поведение собаки, и мы пошли дальше. В пяти метрах по курсу стояла цистерна. Я стал огибать её слева и вдруг, неожиданно для меня, пёс резко рванул в сторону огромной бочки. Силы  Мухтар, был большой, а мои ноги внезапно потеряли опору. Я не заметил, как оказался на припорошенном снегом льду, и просто поехал за собакой, которая в два прыжка схватила что-то в глубокой, чёрной тени цистерны, и стала рвать, трепя это нечто в разные стороны как большую куклу.
       Прошло несколько секунд перед тем, как я пришёл в себя от неожиданности и понял, что он рвёт человека. Это был мужик крупнее и выше меня, приблизительно под 190см.
Остановить собаку быстро, я не мог. У меня ещё не было с ним такого контакта, как у владельца с собственной собакой. Заметив, что с перехватами между трёпом, Мухтар подбирается к лицу вора, я мгновенно осознал, ещё одна - две хватки и его челюсти снимут не только кожу с лица человека, но и скальп. А мужик, меж тем, отбивался и орал от страха, как невменяемый.
       Никакие команды не помогали. Да и под ногами была полускользкая земля, что лишало меня хорошей опоры.
Решение возникло само собой.
Размахнувшись цепью, я ударил овчарку по рёбрам. Первый удар не возымел действия, а на втором замахе... В ту ночь, я впервые узнал, что такое "Обратка" крупного, рабочего пса, на практике.
       На втором замахе, Мухтар бросил свою жертву, резко развернулся и бросился на меня.
Мухтар дал обратку...
     Я думаю, это и была причина его списания с места старой службы.
Как я уже говорил выше, собака была сильной и крупной. Его голова при росте 75см в холке доходила мне до пояса. Так что, бросившись на меня и приподнявшись на лапы, он достигал мне до подбородка. Чтобы не упасть, я сделал шаг назад, прикрыв лицо левой рукой с одновременным ударом правого кулака в морду пса, что его нисколько не смутило. Он схватил левую руку и сомкнул челюсти. До трёпа дело не дошло. Я крикнул громким, жёстким голосом "Фу!".
Похоже, пёс пришёл в себя, осознав на кого он бросился и остановился.
       - Сидеть!! - Мухтар сел.
       - Хорошо Мухтар, сказал я, стараясь выдерживать тон хозяина. Как будто поощряя его, как при игре, во время занятий. Хотя внутри, у меня, всё колотилось от избытка адреналина.
       Ко мне! Рядом! Он вильнул хвостом, раскаяния в поведении не было, и подошёл ко мне.
       - Не двигайтесь, обратился я к мужчине, пока я не заберу собаку. Но похоже это итак было лишним. В отблеске фонаря, его лицо мне показалось белым, как мел.
Осторожно, но, не давая понять собаке, что боюсь его, укоротил цепь.
Рукавицы куда-то пропали, и цепь обжигала руки своим ледяным холодом.
На дворе было где-то -30.
       В двух - пяти метрах от происшествия стоял столб. Тяжело дыша от пережитого шока, я подвёл пса к нему и привязал.
У цистерны стонал человек.
Теперь надо было заняться им. Подошёл к неудачливому воришке, осмотрел травмы. Рука от плеча  до локтя была разворочена. Кисть другой руки - тоже. Из ноги, чуть пониже пояса, хлестала кровь. Ему повезло, пёс не задел бедренную артерию. Иначе, дело приняло бы совсем плохой оборот.
Моей обязанностью было вызвать скорую и милицию.
Но было 31 декабря. Мне стало его жалко. Менты приняв его, доставят немало проблем этому челу, а о встрече Нового Года, можно было бы забыть. Да и потом, кто не ворует в СССР?
Я отвёл его в наш домик, дал сильное обезболивающее и оказал первую помощь, благо я сам  комплектовал аптечку. Закончив обработку и перевязку, велел убираться поскорее.
- Заскочи в "Первосоветскую", пусть тебя там обработают профессионально, чтобы инфекция не попала. За ментов не беспокойся, я сообщать не буду, а медики не станут докладывать, это не пулевое. Спросят, скажешь, что напала собака или пьяный владелец не удержал, где искать не знаешь.
       Он и так пострадал от своей глупости.
       - Послушай, расхититель народного добра, у тебя деньги есть?
       - Ну, есть немного.
       - Я тебе вызову такси. Отсюда до больницы и в таком состоянии это не дело. Согласен?
       - Конечно. Спасибо.
         Я набрал номер таксопарка и вызвал "Мотор".
       - Погоди, камикадзе. Я достал из сумки небольшую бутылку со спиртом,  налил ему четверть стакана и добавил туда немного воды...
Себе капнул чуток чистого.
       - Что хоть стащить хотел, колись.
       - Да, я тут трансформатор припрятал, мне для дачи.
       - Бля, так ты тут работаешь??
       - Ну да.
       - И что?! Ты, что не знаешь, что тут питомник с собаками стоит, а завод полувоенный?
       - Понимаешь, я-то думал, что они все привязаны по точкам.
       - Ну да, по точкам. А мы на хера тогда работаем сутками?
Ладно, заберёшь свою добычу в другой раз.
       - Нет, в гробу я видал, теперь неделю работать не смогу. Дешевле было купить.
       - Конечно дешевле, но беспонтово, а вот свистнуть, да ещё с места работы, как говорится, что работаешь то и имеешь. У него хватило сил рассмеяться.
Ладно, давай, чтоб от заразы. ОН - всё видит, не пьём - лечимся.

Мы треснули гранёнными стаканами и выпили.
подъехало такси. Я помог ему сесть, сказал куда ехать и захлопнул дверь.
Затем вернулся к Мухтару. Собака обрадовалась моему возвращению так, как будто полчаса назад ничего не происходило.
       Что ж, плох тот дрессер, который неспособен превратить происшествие в игру.
Потрепал своего любимца по черепушке, похлопал по спине, правда излишне жёстко, и мы пошли обратно.
Я согрелся на всю оставшуюся ночь.
Никому о том, что произошло, я естественно не доложил. Собаку могли списать, что означало отстрел, да и мне бы ценный подарок, за то, что отпустил вора - не вручили.
---
L.G.R.
22.10.08