Говорят, молодежь не читает

Марина Беляцкая
Говорят, молодежь не читает книг. Ну, не вся, конечно, но в большинстве своем. Мол, СМС-ки они еще воспринимают, а вот более длинные тексты – нет. Я с таким мнением категорически не согласна! Просто молодым для чтения бумажной книги нужны особые условия, вот в чем дело! И если им эти условия создать, то...
Прошлым летом случилась в нашем городе крупная авария. Электричества не было целых пять дней. Проблем появилось море! Холодильники текут, микроволновка не работает, электрический чайник не греет, беда, да и только! А если у кого еще и дети взрослые, то беда двойная: телевизор не пашет, комп не включается, видик не показывает, мобильник разрядился – чем бедному дитю заняться? Ужас!
Вот так вот у моей соседки маялся шестнадцатилетний сын Ваня. Он – мальчик приличный, из хорошей семьи, пиво с пацанами пить в подъезде не приучен, бестолково по улицам шляться – тоже. Куда себя деть? За четверо суток парень выспался по самое не хочу и утром пятого дня говорит маме:
- Может, мне попробовать книжку почитать?
Мама обалдела.
- Ваня, ты здоров? – она встала на цыпочки, пытаясь дотянуться рукой до лба своего почти двухметрового отпрыска. – У тебя температура нормальная? Давай померяем?
- Мама! – досадливо отмахнулся Ваня. – Света же нет!
- Ах да! – опомнилась соседка. – Конечно, конечно! Попробуй почитать!
Ваня нерешительно приступил к книжной полке. Хм… А выбрать-то нечего! Школьные учебники, мамины книги по бухучету. Художественной литературы практически нет, лишь пара-тройка произведений из тех, что в школе проходят. Ваня повертел в руках первый том романа Толстого «Война и мир», с опаской открыл его, пробежал глазами начальные строки и испуганно охнул! Блин! Совсем ничего не понял, даже букв не узнал! Неужели он читать разучился? Может, правда температуру померить? Или у него что-то с глазами?
Ваню спасла от паники его подруга Наташа, которая вовремя заявилась к ним в гости. Она-то и объяснила незадачливому пацану, что первые строки романа «Война и мир» написаны по-французски.
- Он чё, с дуба рухнул? – возмутился Ваня коварством великого русского писателя. – Не мог по-нормальному начать?
Парень отер с лица холодный пот, успокоился и решил повторить попытку. Но в одиночестве книгу выбирать не рискнул – мало ли что? Призвал на помощь подружку. Пусть-ка присоветует что-нибудь конкретное, раз уж она такая умная оказалась!
Вместе с Наташей они пришли ко мне.
- Здрасте, теть Марин! – бойко начала девушка. – Говорят, у вас книжек много?
Я хмыкнула. По сравнению с тем, что я видела в их квартирах, книжек у меня просто невероятно огромное количество!
- А почему вы спрашиваете? – поинтересовалась я.
- Можно, мы Ване что-нибудь почитать возьмем?
Сначала я удивилась не меньше, чем Ванина мама, но тут же сообразила: электричества-то пятый день нету!
- Выбирайте! – и я провела их к себе в кабинет.
У Вани отвисла челюсть при виде такого множества книжных полок. Он явно хотел присвистнуть (а, может, и пальцем у виска покрутить), но сдержался. Он-таки был воспитанный мальчик. У Наташи разбежались глаза. Чтобы не смущать молодежь, я ушла на кухню. Перетираю посуду, а любопытство меня так и гложет: что они возьмут? Детки парились недолго. Посовещались о чем-то шепотом и выбрали: Александр Волков, «Волшебник Изумрудного города».
Я оторопела.
- Ваня, ты разве не читал?
- Не-а, - сокрушенно покрутил головой пацан. – Не читал. Можно, я эту книжку возьму?
- Да бери, пожалуйста! – я пожала плечами.
На следующий день встречаю Ваню в подъезде.
- Ну что, сосед, книжку-то читаешь?
- Читаю! – уверенно кивает он.
И по глазам видно – не врет.
- И как, нравится?
- Ага. Прикольно!
Тем же вечером появилось электричество. Доблестные энергетики справились наконец с аварией. Ура!
Вскоре прозвенел дверной звонок. О, какой приятный звук! Люди не долбят во входную дверь кулаками, не пинают ее ногами с криком: «Эй, откройте!», а культурно, спокойно и цивилизованно нажимают на кнопку. Чудо! Прямо восторг охватывает!
«Ой, кстати, а кто пришел-то?» - спохватилась я.
Оказалось, Ваня. Книжку назад принес.
- Спасибо, теть Марин!
- Все прочитал?
- Не, не совсем. Не успел.
- Так дочитай, я ж не тороплю тебя!
Ребенок посмотрел на меня, как на больную. Я поняла, что ляпнула нечто неадекватное.
- Ты ж говорил – прикольно, разве нет?
- Почему, да, - не стал отпираться Ваня. – Но ведь комп же работает! И Инет есть!
О, как же до меня сразу не дошло? Есть комп и Интернет – какая книга?!!!
- Ясно, - я взяла в руки «Волшебника Изумрудного города» и жалостливо прижала его к груди.
- Вы не беспокойтесь, - сказал Ваня, желая меня утешить. – Я в принципе все понял, что мне надо было.
- А что тебе надо было? – удивилась я.
Парень замялся.
- Да так, одну вещь…
- Какую? Ты меня заинтриговал!
Ваня напрягся. Поскреб рукой затылок, переступил с ноги на ногу, вздохнул. Но не раскололся. Постоял немного, помялся, потом нерешительно проговорил:
- Ну, я пошел?
И малодушно поспешил скрыться в дверях своей квартиры, в которой уже загрузился комп и появился Интернет. Я озадаченно раскрыла томик Волкова, посмотрела на яркие картинки. Что тут хотел понять шестнадцатилетний пацан?
Утром следующего дня я встретила Наташу, Ванину подругу, и пристала к ней с расспросами.
- Ой, - засмеялась девушка. – Мы тут с Ванькой спорили как-то, ну, я ему и сказала: «Ваня, если ты по жизни дурак, сходи к Гудвину за мозгами!» А он как обалдел: «Куда-куда сходить?» Я говорю: «Ты что, "Волшебника Изумрудного города" не читал?» - «Нет!» - «Что, и мультика не видел?» - «Да я про такую аниму и не слышал даже!»
Мне все стало ясно. Шестнадцатилетнего пацана послали по неизвестному адресу. К Гудвину! Выяснить, кто это такой, посмотрев аниму, было нельзя. Нет такого аниме в природе! Расспрашивать пацанов – неловко. Вдруг это что-то совсем позорное, еще облажаешься. А посмотреть в Инете Ваня не успел – свет вырубили. Пришлось книжку почитать. И оказалось, что вполне, прикольно! Правда, парень не сразу к чтению приступил, сперва выспался. Ну, так я ж про то и говорю – молодежи особые условия нужны! Тогда они ничего, читают. Могут.