Веселые пацаны 2 о Руси

Петр Золин
Веселые пацаны 2 о Руси

На рисунке - средневековая карта по данным 2 века н.э. (Птолемея) с выделением
примерных мест обитания позднеантичных народов и их войск (верхние аорсы от Подонья и севернее могли комплектовать до 200 тысяч ратников).

Материал «Веселые пацаны о Руси» http://proza.ru/2009/08/14/308 посвящен доминированию в русской редакции Википедии (при всех ее несомненных достижениях) политизированных на века устаревших версий неонорманизма, далеких от современного состояния реальной (объективной) науки.

Продолжим начатое.

М. Фасмер констатирует РУСЬ – (род. п. -и, местн. н. на Руси) русский, (средневековое) др.-русск. Русь (Пов. врем. лет, часто)…Хорошо бы уважаемые лингвисты все же подчеркивали реальное летописное написание: Роускоую, Руска; (земля) , Русь и т.п.
Въ Афетовї же части с;дить Русь . Чюдь . и вси ;зыц; Мер; Мурома . Всь  Мордва…
http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat01.htm
http://hudce7.harvard.edu/~ostrowski/pvl/ (варианты написания; хотя бы эти все различия надо комментировать).
В греческих (византийских) источниках с Х в. название государства дается как (Росиа: греческое написание), при этом росов византийцы и другие народы упорно считали продолжателями традиций скифов и тавроскифов, роксолан и других ранних народов на землях от Дуная до Сибири. Русские летописи тоже допускали, что народы Руси были в древности известны грекам как Великая Скифь.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111120.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111116.htm

Да, это относится и к приходившим из Руси варягам, но Русь не только  ср.-греч. = норманы (Томсен, Urspr. 51), араб. Rus "норманы в Испании и Франции" (IХ в.; см. Томсен, там же, 19, 37; Маркварт, Streifz. 354), ср.-греч. "по-скандинавски" (Конст. Багр., Dе adm. imp., гл. 9).
 Путь и в (средневековых) др.-русск. договорах 911 и 944 гг. (Пов. врем. лет) почти все отъ рода русьска посъли имеют сканд. имена. Но если скандинавов со времен Рюрика пригласили на Руси править, какие преимущественно имена послы должны были иметь примерно с середины 9 века ?!

Важно, что было ранее.

В первой четверти 7 века Персия и Авария (Аварский каганат) наметили совместный поход на столицу Византии , чтобы уменьшить геополитическое влияние империи и – при удачном исходе – сокрушить ее. Событиям той поры посвящены свидетельства очевидцев, отраженные Феодором Синкеллом и Пасхальной хроникой. На Руси и в Московии сказание о походе известно только по рукописям XV-XVII вв. Греческий источник переведен в 1042 г. на старогрузинский язык Георгием Мтацминдели на Афоне .
В названии грузинской рукописи («Осада Константинополя скифами, кои суть русские») и в самом тексте имеется указание на то, что «осаждавшие в 626 г. Константинополь скифы были русские, государь которых назывался хаканом».
Арабский писатель Ат-Табари на основе более ранних источников писал о правителе Дербента Шахриаре, что тот в 644 году заявлял следующее: "Я нахожусь между двумя врагами: один - хазары, а другой - русы, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтобы мы платили дань, будем воевать с русами сами и собственным оружием. И будем удерживать их, чтобы они не вышли из своей страны".

Эти и другие свидетельства, подкрепляемые археологическими материалами, все убедительнее отвергают версию об изначальной связи руссов только с викингами (скандинавами). Первое историческое упоминание о нападении викингов на Англию относится к 787 году. Это дата их первого появления на страницах истории в роли грабителей чужих стран, в первую очередь - своих ближайших соседей. Свидетельство Шахриара относится к 644году, т.е. за 143 года до появления викингов в Европе.

Шахриар призывал арабов вооружаться и не дать руссам выйти из их страны. Руссы (отчасти именьковской культуры Поволжья ?) были совсем недалеко от Дербента. Упоминание о дани, платящейся руссам, говорит о развитой у них государственности (отчасти продолжавшей политику скифских даней со времен Мадия).

Слова Табари даны в персидской редакции Бал'ами, относящейся ко 2-й половине Х века. В некоторых редакциях Табари есть только упоминания, что Шахриар имел дело с упорным врагом и разными народами (например, аланами и турками). Ни упоминаемые народы тогда еще мореходами не были. Мореходами были только "скифы кои суть русские", веками контролировавшие побережья Черного и Каспийского морей, т.е. в начале средневековья противостоявшие и арабскому натиску. Шахриар уже признавал верховенство арабов, а заключая с ними договор, убеждал, что вместо уплаты дани арабам он берет на себя защиту их от нападений русов. Это было в самом начале исламского натиска на север. Версия указанных источников работает в пользу существования раннесредневекового Русского каганата.
http://traditio.ru/wiki/Скифы_кои_суть_русские
http://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_каганат

Возможно, против  этого образованием в регионе Подонья и строились хазарские крепости. И «скифы были русские, государь которых назывался хаканом» уже в 9 веке – после поражения Бравлина (Буревая) - привлекали скандинавов (включая шведов) к своим дипломатическим акциям..

Напомним 839 год.
В официальной франкской хронике содержится рассказ о византийском посольстве, прибывшем в Ингельгейм ко двору императора Людовика I Благочестивого 18 мая 839. Вместе с византийцами прибыли посланные императором Феофилом II (отцом Михаила, от начала царствования которого по летописям прозвалась «роусская земля») люди, о которых хронист сообщает следующее:

«Он [Феофил] также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос [Rhos], которых их король [rex], прозванием Каган [chacanus], отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему, прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться [на родину], а также помощь через всю его власть. Он не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов. Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народа свеонов [esse Sueonum], как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть...» [1]

Допускают, что хронист по сути пересказывает фрагмент дипломатической переписки двух императоров. Этноним Рос (Rhos) и обозначение правителя хакан (chacanus) представляют собой как бы результат стандартной книжной перезаписи (транслитерации) средствами средневековой латыни греческих слов ‘;;; [2] и ;;;;;;; из упомянутого в тексте хроники сопроводительного письма императора Феофила (imperatori dignis epistola), привезенного византийско-росской делегацией из Константинополя.

Позже в ответном письме на послание византийского императора Василия I (не сохранившееся), уже Людовик II в 871 г. спорит о титулах иностранных правителей и заявляет, что франки (в отличие от византийцев) называли хаганом (chaganum) только государя авар, а не хазар или норманнов:

«Chaganum vero nos prelatum Avarum, non Gazanorum aut Nortmannorum nuncupari repperimus, neque principem Vulgarum, sed regem, vel dominum Vulgarum».[3] «Хаганом же мы называем государя авар, а не хазар или норманнов, а [правитель] болгар называется не государем, а королём или господином». http://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_каганат

Идеально. Но послы (разведчики ?) в 839 г. все же народ, которому служили, называли Рос [Rhos], а королем [rex] этого народа Кагана [chacanus]. Раз скандинавы ревностно служили народу Рос [Rhos], их с этим народом стали и связывать. «Венецианская хроника» Иоанна Диакона (рубеж X—XI вв.), дипломат Лиутпранд Кремонский, побывавший в Константинополе в качестве посла в 949 и 968 гг.,) . Но еще чаще руссов называли скифами и тавроскифами, готами и гуннами, гипербореями и т.п.  Лев Диакон русов называет и скифами и тавроскифами
А это весьма осведомленные византийцы Лев Диакон, Михаил Пселл, Георгий Кедрин, Иоанн Зонара, Цоанн Киннам, Анна Комнина, Никита Хониат и другие (Стриттер И. Известия византийских историков, объясняющих Российскую историю древних времен. СПб., 1870. Ч. 3. С. 83, 98, ПО, 120, 126; Соломонiк Е. I. Про значения термiна "тавроскiфи" // Археологiчнi пам'ятки УРСР. Киiв. 1962. Т. 11. С. 110-113). Так чего же руссов, включая и служивших им норманнов, от скифов не вести ?! Чего же фундаментально обоснованную византийской наукой версии игнорировать ?!

М.Фасмер все в одну кучу - фин. Ruotsi "Швеция", Ruotsalainen "швед", эст. Roots, Rootslane – то же, водск. Rotsi, лив. Ruots "Швеция", Ruotsli "швед" (Кеттунен, Liv. Wb. 254, 348), далее ср.: Rusios, quos alio nоs nomine Nordmannos арреllаmus (Лиудпранд, Аntароdоsis 1, 11, аналогично в Бертин. анналах под 839 г.; Брюкнер, AfslPh 4, 460).
Уже упоминавшееся - этноним возводится к др.-исл. Rosmenn или Roskarlar "гребцы, мореходы", которое сближается со шв. Roslagen – названием побережья Упланда; см. Томсен, Urspr. 99; Коллиц, AfslPh 4, 660; Экблом, Rus 6; Маркварт, Ваlt. Мonatsschr. 76, 264 и сл.; Сетэлэ, FUF 13, 444; недавно Ярне, Namn осh bygd 35, 1 и сл. Сокращение ср. фин. рuоsu "боцман" из шв. batsman, фин. huovi "солдат" из шв. hofman и др.
Аналогичные случаи перенесения названия завоевателей на завоеванное население налицо у франков (Франция), норманов (Нормандия), новогреков (), лангобардов (Ломбардия), болгар; см. Томсен, там же, 109.
Правда, от него перепадает и соратиникам. «Не оправдано сближение с др.-исл. Hreigotar, вопреки Кунику (у Дорна, Саsрiа 381 и сл.; см. Томсен, там же, 99 и сл.), а также с др.-исл. hror "слава", вопреки Будиловичу (см. Браун, Разыскания 17 и сл.; Ляпунов, ИОРЯС 30, 21 и сл.), или др.-исл. drott "отряд", вопреки Бримму (Россия и Запад, 1923); см. Погодин, Сб. Златарски 271».

А чего ?! Вам сближать Ruotsi с Русью можно, а им исл. hror "слава" – нельзя ?! Тут как бы и славян можно оправдать. Правда, напрашивается вывод, что Швеция у каких-то народов могла получить название созвучное Руси (Ruotsi), так как ее элита в 9 – 10 вв. активно Руси и служила. И факты именно в пользу этого все больше.

По Фасмеру, абсолютно ошибочно сближение с "Волга", авест. Raha, вопреки Кнауэру (IF 31, 67 и сл.; 33, 394 и сл.), последние слова связаны с роса (см.); ср. Томсен, SА 1, 342; Розвадовский, RS 6, 275 и сл.; Шельд, LG 12 и сл. Хорошо – с роса.

РОСА (по М.Фасмеру) укр., блр. роса, ст.-слав. роса , (Супр.), болг. роса, сербохорв. роса, вин. росу, словен. rosa, чеш., слвц., польск. rоsа, в.-луж., н.-луж. rоsа. Родственно лит. rasa, вин. rasa "роса", лтш. rаsа, др.-инд. rasa ж. "влажность, сырость", rasas м. "сок, жидкость", авест. Raha – название реки, лат. ros, род. roris "роса", стар. к.-основа с и.-е. o в им. п.; см. Траутман, ВSW 237; М.–Э. 3, 478; Бартоломэ 1510 и сл.; Wochenschr. f. klass. Phil., 1890, 1108; Педерсен, IF 5, 46; Kelt. Gr. 1, 176; Шпехт 21; Мейе–Вайан 30; Вальде–Гофм. 2, 442 и сл. Сомнительна связь с греч. "роса", вопреки Мейе (Geiger-Festschr. 236; см. также Мейе–Эрну 1019), или с греч. "стремительное движение, натиск", вопреки Перссону (837).
http://www.slovopedia.com/22/208/1641005.html

Вопрос о глубине корня. Если от древне-индийского, то это на 2 тыс. до н.э. замах (с учетом авестийского Raha-Ra – Волга).  И чтобы больше к древнегреческому не возвращаться, кое-что напомним из языка древних греков
http://www.slovarus.info/grk.php?id=%26%23961%3B&pg=3
Если не открывается греческое написание, переходить к адресу источника.
Разбис ;;;;;;;  - бить палкой или розгой, сечь
Разбион ;;;;;;;  - 1) палочка, жезл; 2) железный штифт; 3) отросток, шип
Разбос ;;;;;;  - 1) палка, трость, розга ;  — ликторские пучки ; 2) волшебный жезл, магическая палочка ; 3) удочка ; 4) птицеловная палка ; 5) жезл, посох; 6) прут, тж. нить 7) древко 8) световая полоса, pl. пучок лучей  9) полоска  и т.п.
Рассо  ;;;;; сталкивать, ввергать и т.п. (обилие созвучий с корнем «раз» (рас)
http://www.slovarus.info/grk.php?id=%26%23961%3B&pg=1
Ресис ;;;;; - 1) речь, слова ; . — вести речь; ответная речь ; 2) заявление, указание ; 3) выражение, изречение ; 4) сказание, предание (речь, решение).
Рессо ;;;;; - 1) ударять ; . — дружно топая ногами; . — бить в бубны; 2) опрокидывать, повергать на землю (резко, резво).
http://www.slovarus.info/grk.php?id=%26%23961%3B&pg=2
Русис -1) бурно текущий, бурливый, волнующийся; 2) изобилующий бурными потоками (русло)
Руаз, руз - ;;;; 1) поток : 2) огненный поток, лава : 3) (у китов) молочный проток
http://www.slovarus.info/grk.php?id=%26%23961%3B&pg=3
Руас ;;;; - 1) выпадающий ; 2) вялый, дряблый ; II.  странствующие рыбы
Русиазо ;;;;;;; 1) захватывать силой, похищать; 2) грабить ; 3) захватывать в качестве залога
Руси-бомос ;;;;;;;;;  защищающий алтари
Руси-бифрос ;;;;-;;;;;; управляющий (точнее смотрящий за) колесницей
Русион ;;;;;; добыча ; — угонять (захваченную) добычу ; 2) залог ; . — взять с города (досл. возложить на город) залог 3) воздаяние, возмездие . — требовать удовлетворения от кого-л. 4) требуемая обратно собственность. — захватывать обратно свое достояние 5) освобождение, избавление 6) отплата, благодарность  — благодарственная жертва за разрешение от бремени
Русиос ;;;;;;  спасающий, избавительный ; . — стать избавителем;  — дары за избавление
Руси-полис ;;;;;;;;; - спасающий или охраняющий город
Русис ;;;;; течение ; поворачивать на юг;  — кровообращение; — кровотечение 2) прилив (русло)
Русомай сморщиваться, покрываться морщинами 
Русос ;;;;; 1) морщинистый, сморщенный ;  нахмуренный
Рустазо ;;;;;;;  1) (долго) волочить (по земле), таскать 2) обижать, мучить
Рустактус ;;;;;;;;;  нанесение обиды, обида, притеснение
Рустис ;;;;;;  спаситель, избавитель  (и т.д.)
http://www.slovarus.info/grk.php?id=%26%23961%3B&pg=4
Росис ;;;;; усиление, укрепление;  укрепление тел трудом
http://www.slovarus.info/grk.php?id=%26%23961%3B&pg=5
написание и фонетику уточнять по словарям.

Велика вероятность, что ряд значений греческого корня в оттенках повторяет символику ононима Рош (Рос) – северного царя от краев земли, способного покарать всех недостойных. Он – и грабитель, и спаситель.
Русион - добыча ; — угонять (захваченную) добычу ; 2) залог ; . — взять с города (досл. возложить на город) залог 3) воздаяние, возмездие . — требовать удовлетворения от кого-л. 4) требуемая обратно собственность. — захватывать обратно свое достояние 5) освобождение, избавление 6) отплата, благодарность  — благодарственная жертва за разрешение от бремени
Русиос - спасающий, избавительный ; . — стать избавителем;  — дары за избавление .
Да, этносы этим корнем не обозначены. Выходит, корень уже имел важный сакральный характер, который можно было связать только с очень могущественным этносом,
способным защищать алтари и избавлять от разных бед.

Ивритское слово ;;; («рош») восходит к древнейшему многотысячелетнему корню, означающему землю, твердость и крепость. Это отчасти аналогично латинскому «rus» — село, деревня, поселение. Затем основными значениями ивритского стали «голова», «земля», «начало». Задолго до нашей эры в корне появился и звук «у». Руса (светлые, «белые», «красные») — так гордо называли себя 28 — 26 веков назад цари цари Урарту (на землях нынешней Армении). У ряда народов появлялись в корне и звуки «а» и «е». Так (санскр. Raksasa) ракшас — демон, пожирающий людей; ракшасы — арийские племена в Индии, по «Махабхарате». Эти корни со значениями в несколько тысяч лет. http://www.slovarus.info/kit.php

У иудеев слово:- " " (раша — реша) стало означало «безбожник», «идолопоклонник», «язычник» (не верующий в библейского бога). Безусловно, все многообразие тысяч слов с созвучными корнями в сотнях древних языков связывать с обозначением страны севернее Черного моря и Каспия невозможно. Но проводить полномасштабные сопоставления необходимо. Венгры, выходившие от Волги в начале средних веков запомнили русских как orosz, что близко тюркским названиям русских — орыс (казахское), оруслу (карачаево-балкарское), =U= рус (татарское) и т. п. Ра (Рав в мордовском) — античное название Волги. И всякие «урас» тяготеют в обозначению живущих у реки Ра, что отчасти может быть связано и с боевым кличем словено-русов — У-РА.
http://traditio.ru/wiki/Росия

Авторы статьи Википедии приводят некоторые относительно глубокие версии появления ононима Русь. Но их в итоге и игнорируют.

Индо-иранская гипотеза

Индо-иранская гипотеза настаивает на том, что этноним «рос» имеет иное чем «рус» происхождение, являясь значительно более древним. Сторонники этого мнения, также берущего начало от М. В. Ломоносова, отмечают, что народ «рос» впервые упомянут ещё в VI веке в «Церковной Истории» Захарием Ритором, где он помещается по соседству с народами «людей-псов» и амазонок, что многие авторы трактуют как Северное Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ирано-язычным (сарматским) племенам роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами. Наиболее полно обоснованной О. Н. Трубачёвым [3] (*ruksi «белый, светлый» > *rutsi > *russi > русь; ср. с осетинским "рухс" - "светлый").

Вариант этой теории разрабатывал Г. В. Вернадский, который помещал первоначальную территорию русов в дельте Кубани и полагал, что своё имя они усвоили от роксаланов («светлых аланов»), которые, по его мнению, были частью антов.[4] При этом он считал русов этническими скандинавами.

В 60-е гг. XX века украинский археолог Д. Т. Березовец предложил отождествить с русами аланское население Подонья, известное по памятникам салтово-маяцкой культуры. В настоящее время эта гипотеза разрабатывается Е. С. Галкиной, которая отождествляет Подонье с центральной частью Русского каганата, упоминаемого в мусульманских, византийских и западных источниках в IX век Она считает, что после разгрома этого объединения племенами венгров в кон. IX век, имя «Русь» от ираноязычных русов-аланов (роксоланов) перешло к славянскому населению Среднего Поднепровья (поляне, северяне). [5] В качестве одного из аргументов Галкина приводит аланские (на основе осетинского языка) этимологизации всех отличных от славянских «русских» названий Днепровских порогов из сочинения Константина Багрянородного. Такую же версию развивает М. Ю. Брайчевский.[6]

Если развивать объективную гипотезу о Руси от *ruksi «белый, светлый» > *rutsi > *russi > русь; ср. с осетинским "рухс" - "светлый", то надо вспоминать и роксоланов. Неонорманисты «волосы на себе рвут», только бы не допускать серьезного обсуждения участия роксоланов в этногенезе Руси

http://ru.wikipedia.org/wiki/Роксоланы

Растворились они в каком народе (археологической культуре) или частью не растворились, но «светлыми (русыми) аланами» и были. Аланские историки вполне обоснованно показывают связи этих алан с аланами-осетинами. Это не те русские ?!
Как изучать …

Авторы Википедии справедливо констаптируют, что византийцы называли народ росами (;;;), предположительно, по аналогии с названием демонического библейского народа рош[8].

Первое упоминание в византийских источниках, возможно, относится к описанию набега на византийский город Амастриду (на южном побережье Чёрного моря) в «Житии Георгия Амастридского» (по некоторым оценкам — начало 830-х годов, но не позднее 842 г.). В «Житие Георгия» росы названы «народом, как все знают, в высшей степени диким и грубым». Нападению вначале подверглась Пропонтида, находившаяся недалеко от Константинополя, что может быть указанием на предварительно состоявшийся торг в византийской столице [9]. Возможно именно после этой войны в Константинополь для переговоров прибыли послы росов, по происхождению шведы, которых император Феофил отправил назад через Империю франков (см. ниже), где их прибытие датируют 839 г. Ряд современных исследователей не поддерживает датировку этих событий 830-ми годами и считает, что поход имел место при набегах руси в 860 или даже 941 годах. Действительно, те же византийцы и франки спорили (см. Русский каганат) о происхождении этого народа и титуле его вождя, прежде чем основательно познакомились с русами уже в эпоху князя Олега и его преемников.

Другой источник о русах — русская редакция «Жития св. Стефана Сурожского», составленная в XV веке, возможно на основе не дошедшего до нас раннего византийского оригинала. В житие некий русский князь Бравлин совершает набег на Крым, но после чуда при гробе Стефана Сурожского крестится и отпускает всех пленных христиан. Если событие действительно имело место, то оно датируется рубежом VIII—IX веков.

В популярной литературе встречаются упоминания о набеге руси на греческий остров Эгину (недалеко от Афин) в 813 году[10]. Данный факт происходит от ошибочного перевода имени арабского (берберского) пирата Maurousioi как «русский» в «Житии преподобной Афанасии Эгинской»[11].

Набег русов на Константинополь в 860 году эмоционально отражён в нескольких византийских источниках. Патриарх Фотий, переживший осаду Константинополя, в одной из речей-проповедей сразу же после ухода русов так охарактеризовал их:

«Народ незаметный, народ, не бравшийся в расчёт, народ, причисляемый к рабам, безвестный — но получивший имя от похода на нас, неприметный — но ставший значительным, низменный и беспомощный — но взошедший на вершину блеска и богатства; народ, поселившийся где-то далеко от нас, варварский, кочующий, имеющий дерзость [в качестве] оружия, беспечный, неуправляемый, без военачальника, такою толпой, столь стремительно нахлынул будто морская волна на наши пределы…»[12]

Судя по словам Фотия, византийцы были осведомлены о существовании руси. В 867 году Фотий в послании восточным патриархам говорит о руси, упоминая и так называемое первое крещение Руси:

«… даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан,… поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере … , что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды.»[13]

Фотий не называл имён русских предводителей, по версии летописца Нестора набег совершали варяги Аскольда и Дира. Как предполагают современные историки, эти же варяги и приняли христианство вскоре после успешного похода на Византию. Когда русь во главе с князем Игорем вновь осадила Константинополь в 941 году, византийцы уже идентифицировали воинственный народ. Продолжатель Феофана сообщает: «На десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы, коих именуют также дромитами, происходят же они из племени франков.»[14] К франкам византийцы относили всех жителей северо-западной Европы. В описании набега на Константинополь 860 года тот же Продолжатель Феофана называл русов «скифским племенем, необузданным и жестоким»[15]. В византийских сочинениях с X века название скифы или тавроскифы прочно утвердилось за русскими как некоторый эквивалент понятию — варвары с северных берегов Чёрного моря.

Наиболее подробные сведения о русах и устройстве их государства оставил в своём сочинении «Об управлении империей», написанном около 950 года, византийский император Константин Багрянородный.

«…Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию.»[16]

В июне росы с товарами и рабами сплавляются вниз по Днепру до Чёрного моря, причём названия днепровских порогов перечислены Константином на двух языках: «по-росски и по-славянски». В устье Днепра, на острове, росы отдыхают перед выходом в море:

«На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие — кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай.»

А выводы ?!
Где многовековые связи образа Роса (Роша) с северными царями ?!
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111102.htm
Хитро жмурит глаза неонорманизм. А царские сарматы по данным Птолемея около 19 веков назад группируются у гор Рип – водораздела Каспия и Балтики. А там указываются аорсы (недалеко от истоков Рудона) – подозрительно созвучные руссам.

Затем авторы Википедии кмвнули на Западно-европейские источники.

Первое датируемое известие о руси - как уже говорилось, - содержится в Бертинских анналах и относится к 839 году, то есть к периоду более раннему, чем описан в древнерусских летописях.

В анналах сообщается о посольстве византийского императора Феофила к императору Людовику Благочестивому 18 мая 839 года. С византийским посольством были посланы некие люди, которым Феофил просил оказать содействие в возвращении на родину:

«Он также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием каган, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему [Феофилу], прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться, а также помощь через всю его власть. Он [Феофил] не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов. Очень тщательно исследовав причину их прихода, император [Людовик] узнал, что они из народа свеонов [шведов], как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть.»[17]

Существование русов в 1-й половине IX века отмечает и другой синхронный источник — список племён «Баварского Географа». В этом списке среди народов, которые не граничат с Франкской империей и находятся к востоку от неё, упоминаются Ruzzi. Рядом с племенем Ruzzi стоит племя Caziri, из чего историки идентифицируют пару русь—хазары. Согласно списку русь обитала восточнее пруссов и не относилась к жителям Скандинавского полуострова, которые перечислялись как находившиеся к северу от границ империи франков.

В Раффельштеттенском таможенном уставе (ок. 905 г.) упомянуты руги как вид славян. Некоторые историки полагают, что речь идёт о русских купцах на среднем Дунае во времена Вещего Олега. Другие полагают, что речь идет о придунайских славянах, населявших земли, где в V веке обитало германское племя ругов.

Описание русов приводит Лиутпранд Кремонский, посол итальянского короля Беренгария в Византию в 949 году. Описывая разгром флота Игоря Рюриковича в 941 году, он замечает: «В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют ;;;;;;;, русиос, мы же по их месту жительства зовём норманнами. Ведь на тевтонском языке „норд“ означает „север“, а „ман“ — „человек“; отсюда — „норманны“, то есть „северные люди“. Королём этого народа был [тогда] Игорь;»[18]

Но это констатация реалий служения скандинавов Руси – «скифам кои русские, государь которых назывался каганом» еще около 626 г.

Упоминаются Википедией и арабо-персидские источники

Констатируется, что страны Арабского халифата, обладая высокоразвитой географической наукой, оставили богатые систематические описания территорий вокруг своих границ. Восточный мир вначале узнал о руси как о купцах. С кон. IX века прикаспийские государства становятся объектом их набегов. Не отмечено, чтобы кто-нибудь из авторов в IX—X веках побывал на Руси. Все их сведения взяты из слухов, личных наблюдений за купцами-русью и более ранних трудов.

Начальник почт у багдадского халифа Ибн Хордадбех (писал примерно в конце 860-х годов) стал первым из арабоязычных авторов, упомянувшим в «Книге путей и государств» народ-племя русь:

«Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян (где здесь племя ?!). Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису [Дон] — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан [Каспийское] и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать.»[19]

Ибн Хордадбех оказался единственным автором из арабского мира, кто вывел русь от славян. Остальные авторы описывают их отдельно.

Мухаммед ибн Исфендиар, персоязычный автор начала XIII века, в «Истории Табаристана» сообщает о появлении русов на южном побережье Каспия во 2-й половине IX века:

«Прежде того [909 года] они [русы] были здесь [в Абаскуне] при Хасане ибн-Зайде [864—884], когда русы прибыли в Абаскун и вели войну, а Хасан Зайд отправил войско и всех перебил.»

Арабский путешественник Ибн Фадлан, посетивший Волжскую Булгарию в 922 году и встретивший там русских купцов, оставил уникальное описание внешнего вида и обычаев русов, а также обряда кремации знатного руса в ладье. Ниже приведена лишь часть личных наблюдений Ибн Фадлана :

«Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл [Волга]. Я не видал [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож, [причем] со всем этим он [никогда] не расстается. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. И от края ногтей иного из них [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений [чего-либо] и тому подобного…
Дирхемы русов [деньги] — серая белка без шерсти, хвоста, передних и задних лап и головы, [а также] соболи… Ими они совершают меновые сделки, и оттуда их нельзя вывезти, так что их отдают за товар, весов там не имеют, а только стандартные бруски металла…
И собирается [их] в одном доме [в торговом поселении] десять и двадцать, — меньше или больше. У каждого скамья, на которой он сидит, и с ним девушки-красавицы для купцов. И вот один [из них] сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. И иногда собирается группа из них в таком положении один против другого, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и наталкивается на него, сочетающегося с ней. Он же не оставляет её, пока не удовлетворит своей потребности…
Один из обычаев царя русов тот, что вместе с ним в его очень высоком замке постоянно находятся четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников… С каждым из них девушка, которая служит ему, моет ему голову и приготовляет ему то, что он ест и пьет, и другая девушка, [которой] он пользуется как наложницей в присутствии царя. Эти четыреста [мужей] сидят, а ночью спят у подножия его ложа…
В случае, если между двумя лицами возникнет ссора и спор, и их царь не в силах достигнуть примирения, он выносит решение, чтобы они сражались друг с другом мечами, и тот, кто окажется победителем, на стороне того и правда.»[20]

Арабский географ персидского происхождения Ибн Русте составил в 930-х годах компиляцию сведений от разных авторов. Там же он поведал о русах :

«Что касается до Русии, то находится она на острове, окруженном озером. Остров этот, на котором живут они, занимает пространство трех дней пути: покрыт он лесами и болотами; нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногою на землю, и она уже трясется по причине обилия в ней воды.
Они имеют царя, который зовется хакан-Рус. Они производят набеги на Славян, подъезжают к ним на кораблях, высадятся, забирают их в плен, отвозят в Хазран и Булгар и продают там. Пашен они не имеют, а питаются лишь тем, что привозят из земли Славян.
Когда у кого из них родится сын, то он берет обнаженный меч, кладет его пред новорожденным и говорит: „не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что приобретешь себе этим мечом“. Они не имеют ни недвижимого имущества, ни городов [или селений], ни пашен; единственный промысел их — торговля соболями, беличьими и другими мехами, которые и продают они желающим; плату же, получаемую деньгами, завязывают накрепко в пояса свои…
Есть у них знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их [русов]. Случается, что приказывают они приносить жертву творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока оно не задохнется, и говорит, что это жертва Богу…
Они мужественны и храбры. Когда нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его всего. Женщинами побежденных сами пользуются, а мужчин обращают в рабство. Они высокорослы, имеют хороший вид и смелость в нападениях; но смелости этой на коне не обнаруживают, а все свои набеги и походы совершают на кораблях. Шаравары носят они широкие: сто локтей материи идет на каждые. Надевая такие шаравары, собирают они их в сборки у колена, к которым затем и привязывают.»[21]

Багдадский путешественник Аль-Масуди в 940-х годах оставил заметки о русах, основанные на рассказах жителей Табаристана и других прикаспийских стран. Он достаточно подробно рассказал о неудачном походе русов на Каспий в 913 году, но собственно о русах написал немного:

«Что касается язычников в [хазарском] государстве, то среди разрядов их находятся сакалиба [славяне] и русы, которые живут на одной стороне этого города [Итиля]. Они сжигают своих мертвецов вместе с их конями [букв.: животными], утварью и украшениями. Когда умирает мужчина, его жену заживо сжигают вместе с ним, но если умирает женщина, то мужа не сжигают. Если кто-нибудь умирает холостым, его женят посмертно, и женщины горячо желают быть сожженными, чтобы с душами мужей войти в рай […] Русы и саклабы, которые, как мы уже говорили, язычники, [также] служат в войске царя [хазар] и являются его слугами.[…]
Русы — громадное племя; они не подчиняются никакому царю и никакому закону. […]
Русы состоят из многочисленных племен разного рода. Среди них находятся ал-лудзгана[22], которые наиболее многочисленны и с торговыми целями постоянно посещают страны Андалус, Рим, Константинополь и страну хазар.»[23]

Багдадский книжник Ибн Мискавейх описал подробно набег русов на азербайджанский город Бердаа в 944—45 году. Там он дал некоторое описание русов, какими их запомнили местные жители:

«Народ этот могущественный, телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства, не убегают ни один из них, пока не убьет или не будет убит. В обычае у них, чтобы всякий носил оружие… Сражаются они копьями и щитами, опоясываются мечом и привешивают дубину и орудие, подобное кинжалу. И сражаются они пешими…
Когда умирал один из них [русов], хоронили его, а вместе с ним его оружие, платье и орудия, и жену или кого-нибудь другого из женщин, и слугу его, если он любил его, согласно их обычаю… После того как дело русов погибло, потревожили мусульмане могилы их и извлекли оттуда мечи их, которые имеют большой спрос и в наши дни, по причине своей остроты и своего превосходства.»[24]

Арабский писатель Ибн Хаукаль писал около 976 года, но для описания немусульманских народов использовал более ранние источники. Часть его заметок о русах восходит к сочинениям 920-х годов географа ал-Балхи[25]:

«И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют её ас-Славийа, и царь их в городе Салау, (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. […] Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Великий граничит с русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума, что граничат с ними, и налагают на них дань. […] Некоторые из Русов бреют бороду, некоторые же из них свивают её на подобие лошадиной гривы [заплетают в косички] и окрашивают ее желтой (или черной) краской.»[26]

Географический трактат «Худуд ал-Алам» («Книга о пределах мира от востока к западу») был составлен неизвестным персидским автором в 982 году на основе более ранних сочинений. Его заметки о стране русов восходят к арабским трудам IX века и, возможно, описывают земли русов 1-й половины IX века:

«Это обширная страна, и жители ее злонравны, непокорны, имеют надменный вид, задиристы и воинственны. Они воюют со всеми неверными, живущими вокруг них, и выходят победителями. Властитель их назывется Рус-каган […] Среди них проживает часть славян, которые прислуживают им […] Они носят шапки из шерсти с хвостами, спадающими сзади на их шеи […] Куйяба — это город русов, расположенный ближе всего к землям ислама. Это приятное место и место пребывания [их] властителя. Оно производит меха и ценные мечи. С.лаба — приятный город, из которого всегда, когда царит мир, выходят они для торговли в области Булгара. Уртаб — город, в котором убивают чужеземцев всегда, когда они посещают его. Он производит весьма ценные клинки и мечи, которые можно согнуть вдвое, но как только руку убирают, они возвращаются в прежнее положение.»[27]

Вроде все относительно правильно. Только мимо роксоланов, событий 626 и 644 гг., Русского каганата… Ну, констатируют арабы какие-то эпические произведения и реалии Руси с 9 века. И что из этого, это отрицает существование пращуров руссов в более раннее время ?!

Тоже можно сказать и о хазарских источниках.

Источники, происходящие из ближайшего южного соседа Руси — Хазарского каганата также содержат современные сведения, отражающие непростые отношения двух стран.

В письме анонимного хазарского автора (ок.950) упоминается «царь руси» Хельг, и описывается война Руси с Хазарией и Византией (в последнем случае речь идёт о походе 941 г.).

«Роман [византийский император][злодей послал] также большие дары X-л-гу, царю Русии, и подстрекнул его на его (собственную) беду. И пришел он ночью к городу С-м-к-раю [Самкерц] и взял его воровским способом, потому что не было там начальника […] И стало это известно Бул-ш-ци, то есть досточтимому Песаху […] И оттуда он пошел войною на X-л-га и воевал… месяцев, и Бог подчинил его Песаху. И нашел он… добычу, которую тот захватил из С-м-к-рая И говорит он: „Роман подбил меня на это“. И сказал ему Песах: „Если так, то иди на Романа и воюй с ним, как ты воевал со мной, и я отступлю от тебя. А иначе я здесь умру или (же) буду жить до тех пор, пока не отомщу за себя“. И пошел тот против воли и воевал против Кустантины [Константинополя] на море четыре месяца. И пали там богатыри его, потому что македоняне осилили [его] огнем. И бежал он, и постыдился вернуться в свою страну, а пошел морем в Персию, и пал там он и весь стан его.» [28]

Выдержка из письма хазарского царя Иосифа, ок. 960 года отражает ситуацию непосредственно перед разгромом каганата Святославом:

«Я охраняю устье реки [Волги] и не пускаю русов, приходящих на кораблях, приходить морем, чтобы идти на исмаильтян, и [точно так же] всех врагов [их] на суше приходить к „Воротам“ [Дербенту]. Я веду с ними [русами] войну. Если бы я их оставил [в покое] на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада.»[29]

В этом же документе среди данников хазарского царя упоминаются славяне.

Затем авторы переходят к археологическим свидетельствам, хотя – вероятно – и догадываются, что в регионах оживленных многовековых передвижений абсолютные материальные индикаторы того или иного народа не найти и не доказать. Да и археологические источники на землях России уходят на глубины в десятки и сотни тысячелетий. А в культурах обнаруживается немало преемственности - орнаменты, скульптурки, захоронения...

По версии авторов, археологические исследования подтверждают факт больших социально-экономических сдвигов в землях восточных славян и фиксируют в IX веке проникновение в их среду скандинавов (как и в среду скандинавов славян - Гаплогруппа_R1a наибольшее распространение имеет в Восточной Европе: среди сорбов (63 %), поляков (ок. 56 %), украинцев (ок. 54 %), русских (47 %) ,белорусов (47 %), казанских татар 34 %; и в Центральной Азии: у худжандских таджиков (64 %), киргизов (63 %), ишкашими (68 %). Умеренное распространение в Скандинавских странах (23 % в Исландии, 18-22 % в Швеции и Норвегии), в Иране (25 %?)см. Русь
http://roadkill.ru/forum/viewtopic.php?id=468 ).
На севере (Новгородские земли) скандинавское влияние отмечается раньше и носит гораздо более заметный характер, чем на юге (Киев). В целом результаты археологических исследований не противоречат преданию «Повести временных лет» о призвании варягов в 862 году, однако трудности в точной датировке и этнической идентификации археологического материала не позволяют сделать определённые выводы о происхождении, географической локализации и исторической роли руси в образовании восточнославянского государства.

В середине VIII века по течению Волхова основываются два населенных пункта: Любшанская крепость на месте стоянки финно-угорских племён и, предположительно позже, в нескольких километрах от неё на другом берегу Волхова скандинавское поселение Ладога. В 760-х годах Ладога подвергается нападению, и её население вплоть до 830-х годов стало преимущественно славянским (предположительно кривичи)[30]. В конце 830-х Ладога сгорает и состав её населения сменяется снова. Теперь в ней четко прослеживается заметное присутствие скандинавской военной элиты (скандинавские мужские воинские захоронения, «молоточки Тора» и т. д.)

К середине IX века археологи относят возникновении Рюрикова городища, рядом с которым в 930-х годах появились три поселения (кривичи, словене и финно-угры), позднее слившихся в Великий Новгород. Характер поселения в Рюриковом городище позволяет отнести его к военно-административному центру с ярко выраженной скандинавской культурой в ранних слоях, причём не только воинской, но и бытовой (то есть жили семьями). Некоторые намёки на происхождение пришлого населения в Рюриковом городище даёт анализ гончарной керамики из ранних слоёв, соответствие которой находится на южном побережье Балтики. [31] Начиная со 2-й половины IX века Русь покрывается сетью городов (городище в Гнёздово под Смоленском, Сарское городище под Ростовом, Тимерево[32] под Ярославлем), где чётко прослеживается присутствие скандинавской военной элиты. Эти поселения обслуживали торговые потоки с Востоком, в то же время служили центрами колонизации среди не славянских племён.

В 780-х начинается путь «Из варяг в булгары» (Волго-Балтийский торговый путь) — первые находки арабских серебряных дирхемов датируются этим десятилетием (древнейший клад в Ладоге датируется 786 годом). Число ранних кладов (до 833 г.) на территории будущей Новгородской земли сильно превышает количество аналогичных кладов в Скандинавии, то есть изначально Волго-Балтийский путь обслуживал местные потребности. Ладога стала ключевым городом, через который проходил поток арабского серебра в Европу. Один из ранних кладов, найденных в Петергофе (младшая монета датируется 805 годом), содержит большое количество надписей-граффити на монетах, по которым стало возможным определить этнический состав их владельцев. Среди граффити единственная надпись на греческом языке (имя Захариас), скандинавские руны и рунические надписи (скандинавские имена и магические знаки), тюркские (хазарские) руны и собственно арабские граффити.[33]

http://ru.wikipedia.org/wiki/Русь_(народ)

Оно да. Но где были пращуры скандинавов, когда их будущие земли тысячи лет покрывал ледник ?! Где они получали первые уроки культуры и государственности ?!

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02110012.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111043.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111044.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111056.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111069.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111074.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111096.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/005a/02111095.htm и др.
http://www.novgorod.ru/read/information/history/clauses/
http://proza.ru/avtor/zolinpm&book=2#2 и т.п.

- А нам на всякие тысячи объективных фактов плювать.
У нас есть авторитетные наставники…

Господа, извините, они Вас наставляют на крайне старый забор.
Который и Западу-то, вероятнее всего, давно не нужен.
На основах гаплогрупп и ностратики, других современных научных достижений с помощью тотального обобщения миллионов известных фактов мощнейшими компьютерами они "западные" – велик шанс – сравнительно правдоподобную картину всемирной истории, включая земли и народы России,  имеют.

Правда, временно это может быть и какой великой тайной для непосвященных.
Но в условиях информационного общества – ненадолго.

Да, и еще стоило бы о росомонах Германариха порассуждать.