Пяйве Виртанен в Санкт-Петербурге

Анна Муляр
Пяйве Виртанен в Санкт-Петербурге

Однажды тёплым летним утром весёлый финский болтун по имени Пяйве Виртанен взял лодку и вышел в море. Погода стояла чудесная. Пяйве, не раздумывая, достал удочку и принялся рыбачить.
-Как хорошо! – сказал сам себе Пяйве. – Солнце светит, чайки кричат. Вот бы каждый день был такой же солнечный как этот! А дома меня ждёт невеста, вот сюрприз я ей преподнесу: сколько рыбы наловлю! Раз – рыбёшка! Интересно, что это за рыба? Похоже на карася. Два – рыбёшка! Это уж точно окунь. Хотя, я не уверен. Три – рыбёшка. Ой, что это?
Лодка начала медленно покачиваться. Но Пяйве это не встревожило, он так увлёкся ловлей, что не заметил, когда начался шторм. Рыба, удочки и вёсла упали в воду. Пяйве понесло по волнам.
-Ай, как мне страшно! – закричал Пяйве. – Помогите, спасите, тону!
Он крепко схватился за борта лодки и закрыл глаза.

Пяйве открыл глаза. Он лежал на песке, на пляже, в незнакомом месте. Море было тихо, как лунная ночь. Перевёрнутая лодка Пяйве лежала на песке. Где это он?
Для начала Пяйве решил осмотреть повнимательнее незнакомое место. Он встал и пошел в направлении утренних огней, светящихся вдалеке. Это был какой-то большой город. Пяйве никогда не видел этого города прежде.
-Девушка! – обратился Пяйве по-фински к прохожей девушке в бархатной юбке и с рыжими косичками. – Вы не знаете: что это за город?
Девушка учила финский язык в Университете, поэтому она понимала Пяйве.
-Санкт-Петербург, - ответила она.
-Я слышал об этом городе что-то, - сказал Пяйве.
-Наш город очень известный, - сказала девушка. – Он был основан в 1703 году самим Петром I.
Они разговорились. Девушку звали Лена Жемчугова, она училась в Университете сразу на двух факультетах: структурная лингвистика и география.
-А сегодня – воскресенье, поэтому у меня выходной, - объяснила Лена. – Правда, во второй половине дня я занята. В четыре часа я участвую в финале конкурса красоты «Мисс Центральный район», в половине шестого у меня репетиция в хоре, в семь двадцать я играю заглавную роль в спектакле «Белоснежка». Но я могу взять тебя с собой как зрителя.
«А меня ведь на родине невеста ждёт…» - подумал Пяйве, но вслух ничего не сказал.
Они помолчали.
-Послушай! – сказал Пяйве. – А не сходить ли нам в кафе, не отпраздновать ли нашу встречу?

Через полчаса они уже сидели в кафе и ели вкусные пирожные.
-Как вкусно! – воскликнул Пяйве. – Хочешь, я тебе расскажу, как однажды моя мама приготовила мне на Рождество пирожные, потому, что в этот день я как раз родился! И она мне приготовила пирожные сразу на два праздника: на День Рождения и на Рождество! А так как мне тогда исполнялось восемнадцать лет, то она мне приготовила восемнадцать пирожных! Ну и ещё восемнадцать на Рождество.
-А ты не объелся? – спросила Лена.
-Нет, - сказал Пяйве. – Ведь они были совсем крошечные! А хочешь, я тебе расскажу, как мой брат объелся и попал в больницу. Он был такой толстый, что даже не мог ходить! И тогда врачи решили посадить его на строгую диету: только чай без сахара, капуста и сыр. И что ты думаешь? Через пять лет, он занял первое место в чемпионате Финляндии по бегу! А ещё через месяц…слушай, может тебе рассказать о том, как проходил чемпионат по бегу?
-Расскажи! – воскликнула Лена.

И Пяйве рассказал и про чемпионат по бегу, и про свой любимый фильм, о Шерлоке Холмсе, и про свой нелюбимый фильм «Римские Каникулы», и про то, как он в школе ходил на выпускной вечер, и про свою первую детсадовскую любовь по имени Ирмели, и про многое другое.

-Послушай! – неожиданно воскликнул Пяйве, посмотрев на большие часы, висящие в зале на стене. – Ты говорила, что в четыре у тебя конкурс. А сейчас уже без пятнадцати четыре!
-Надо бежать! – воскликнула Лена.

На конкурсе красоты были шум и суета. Одинаково одетые девушки в одинаково длинных платьях разного цвета по очереди выходили их кабинок для переодевания, сидели на скамейках под открытым небом и ждали своего выхода на небольшую эстраду. Пяйве сидел в зрительном зале и смотрел на сцену. Там не было ни одной девушки, похожей на Лену Жемчугову.
«Кто же из них моя Лена?» - думал Пяйве.
-Слушай, - обратился он по-английски к соседу слева. – Ты случайно не знаешь…. Ну…. Кто из них Лена Жемчугова?
-Жемчугова? А, это которая книгу стихов выпустила «Жемчужное ожерелье» и ещё книгу прозы «Девочка с Севера», потом переводит без конца, с финского, с немецкого, с английского; актриса хорошая; в хоре поёт. Да ты, видать, влюблён в неё!
-Да нет, помилуйте! У меня в Финляндии жена, - Пяйве хотел сказать «невеста», а получилось «жена». - И трое детей. Зачем же мне влюбляться в какую-то Лену Жемчугову? Хотите, я Вам расскажу, как я делал своей жене предложение?
-Нет, зачем, это Ваше личное дело….
-Так вот, она болела, у неё было воспаление лёгких. Я пришёл её навестить. Я решил сделать ей сюрприз – подарить золотое кольцо с бриллиантом…

-Тихо! – сказал сосед слева. – Сейчас Жемчугову объявят!
-Жемчугова Елена Михайловна, номер четырнадцать! – объявила женщина, которая стояла рядом со сценой.
Она вошла. Леночка! На ней было зелёное длинное платье и зелёные туфли. Её рыжие волосы были завиты и уложены в высокую прическу.
«Какая красавица!» - подумал по себя Пяйве.

-Итак, спешим объявить победительницу нашего конкурса красоты «Мисс Центральный район 2003» Елену Жемчугову! – сказала женщина около сцены. – Теперь она может побороться за звание «Мисс Санкт-Петербург 2003» вместе с другими красавицами Невы! Пожелаем нашей новой «Мисс Центральный Район» счастья и удачи на новом конкурсе! А сейчас прежняя «Мисс Центральный Район» Алиса Князева передаст свою корону изящества нашей несравненной Елене Жемчуговой!

-Что значит «корона изящества»? – спросил Пяйве у соседа слева.
-Смотри, всё увидишь, - ответил сосед.

На эстраду вышла Алиса Князева – девушка в серебристом платье с большим декольте, – которая несла в руках маленькую золотую корону. На короне было написано «Мисс Центральный район».
-Этой короне, по крайней мере, уже лет сто, - прошептал сосед слева. – Её используют с самого начала конкурса красоты.

-Ура! – весело сказала Лена, подбежав к Пяйве, когда кончились выступления. – Я выиграла в конкурсе! Теперь нам надо сходить в модельное агентство «У Людовика» и получить талон на участие в конкурсе «Мисс Санкт-Петербург 2003». Боюсь, хор придётся пропустить. Хорошо, что я там не солистка.
-А кто же ты там? – они шли по Литейному Проспекту.
-Я пою в первом ряду. Мне говорят, у меня красивое личико, но голос не очень. Поэтому меня не берут в солистки.
-Слушай, хочешь, я тебе расскажу, как однажды наша канарейка потеряла голос?
-Может, не надо?
-Так вот, - и Пяйве начал рассказывать.
За разговорами они не заметили, как вышли на Невский. Там стояла толпа. Люди высунулись из окон. На здании автобусной остановки и на фонаре тоже сидели люди. Играла громкая музыка.
-Что это такое? – удивился Пяйве.
-Сегодня, - Лене приходилось кричать, чтобы Пяйве её расслышал, поскольку играла громкая музыка. – Нашему городу исполняется 300 лет.
-Триста лет! Как интересно! А хочешь, я тебе расскажу, как моя сестра однажды праздновала своё двадцатилетие?
-Давай, лучше, карнавал посмотрим, - предложила Лена.
Они встали повыше, чтобы лучше было видно, и Пяйве заговорил.
-Когда моей сестре исполнилось двадцать лет, наша мама решила испечь ей праздничный пирог. А в день рождения вдруг выяснилось, что у сестры аллергия на сладкое…
Но тут Пяйве пришлось умолкнуть, потому, что мимо него по Невскому проспекту шли четыре мужика в рабочих одеждах и несли громадный гаечный ключ.
-Что это? – удивился он.
-Кировский район. У них есть такой Кировский Завод, и вот они, чтобы его….
-Лена, слушай! – закричал Пяйве. – Хочешь, я расскажу тебе, как к нам приходили сантехники, батарею чинить?

В это время какая-то идущая мимо женщина с коляской, в которой лежал ребёнок, тихо-тихо сказала что-то по-русски. Пяйве даже не услышал её слов, он только увидел, что она пошевелила губами.
-Тихо! – пошептала Лена. – Ребёнок спит! Пойдём отсюда!
Они стали быстро-быстро пробираться сквозь толпу.
-Свернём скорее! – шепнула Лена.
Они свернули на соседнюю улицу и побежали по ней сломя голову.
-А чего мы бежим? – спросил Пяйве.
-Да, действительно, тем более что мы уже прибежали.

Они вошли в роскошный зал, и Лена сказала Пяйве:
-Подожди меня здесь.
Пяйве сел на скамейку и принялся ждать. Минут через двадцать Лена вышла, а вместе с ней вышел какой-то мужик в галстуке, пиджаке и белой рубашке.
-Возьмите свой талон, дорогая. И поторопитесь – у Вас через сорок минут спектакль. Жаль я не смогу прийти: так хочется посмотреть на Вашу игру! Но я очень занят.
-Мне очень жаль, - вздохнула Лена. – До свидания.
-До свидания, дорогая, - нежно сказал мужик в галстуке и послал Лене воздушный поцелуй.

Зал был полон народу. Пяйве сидел в первом ряду и ждал выхода Лены. Сцена была пуста. Посреди сцены стояло зеркало в золочёной раме, в какие обычно помещают картины в музеях. Пяйве терпеливо ждал.
Неожиданно вышла она. Она была в чёрном парике, в синем платье, в белых туфлях. Она подошла к зеркалу и начала мечтательно говорить:
-Моя кожа белая, как снег; мои волосы чёрные, как смоль; мои губы красные, как заря. За это меня назвали Белоснежкой. Недавно у меня умерла мать, и мой отец женился на другой женщине: жадной и нехорошей. Она бьёт меня каждую субботу. Для профилактики. И иногда в другие дни, когда я чего натворю.

-Она красива, не правда ли? – спросил Пяйве у соседа справа.
-Конечно! Она восхитительна! Я являюсь давним поклонником её актёрских работ. Собственно, ради неё я и пришёл на спектакль.
-А Вы знали, что на самом деле у неё рыжие волосы?
-Рыжие волосы? Нет, не знал. Но у неё для каждого спектакля свой парик. Золушку она играет в парике пепельного оттенка, ну, сером таком; Элизу Дулитл из «Пигмалиона» в парике цвета соломы; Офелию из «Гамлета» в каштановом парике…
-Послушай, друг. Хочешь, я тебе расскажу, как однажды моя сестрица (она вообще-то блондинка) решила подкраситься в брюнетку? А потом корни начали отрастать и все стали думать, что у неё лысина на макушке…

-Молодой человек! – воскликнула соседка справа. – Дайте спектакль посмотреть!
-Такой большой, - сказала старушка из соседнего ряда. – А ведёт себя, как ребёнок. У меня вон внуку четыре года, и тот лучше тебя, себя ведёт!
Где-то заплакал ребёнок, потом ещё один, сидевший поближе, закричал:
-Хочу маму!

Через минуту к Пяйве подошла женщина со светлыми волосами и в милицейской форме. На груди у неё было написано: «Ирина Седова, майор милиции Санкт-Петербурга».
-Молодой человек, - тихо сказала она. – Пройдёмте в отделение.
-Какое отделение? – не понял Пяйве.
-Вы нарушили порядок, молодой человек. Вы арестованы.

И тут Пяйве всё-всё понял!

-Никуда я не пойду, - сказал он.
-Почему так? – спросила женщина.
-Я никуда не пойду, - повторил Пяйве. – Потому, что всё это сон.

-Пяйве? Что с тобой? В чём дело? – Пяйве узнал этот голос. Это был голос Анны-Кайсы, его невесты. Как он был похож на голос той Лены Жемчуговой, из сна!
-Анна-Кайса? – изумился Пяйве. – Это ты? Ты знаешь, мне приснился сегодня такой чудесный сон….

И Пяйве рассказал Анне-Кайсе про всё то, что он видел во сне. Про конкурс красоты, про трёхсотлетие города, даже про Лену Жемчугову рассказал. А под конец сказал:
-Как я рад, что всё это всего лишь сон!