Дорога, уходящая вдаль

Ирина Грабовская
Еду я на своей машине, еду – куда глаза глядят… По обе стороны стоит зеленый лес, а впереди – дорога, уходящая вдаль. И фонари… Еду – чтобы забыть, еду – чтоб отдохнуть, еду – чтобы сделать остановку в своей жизни и подумать.
Что я оставляю позади себя? Долги, работу, не приносящую удовлетворения, полтора десятка обозленных женщин, которые упрекали и до сих пор, видимо, упрекают меня в том, что я, видите ли, не дал им то, на что они действительно заслуживают… В общем, ничего существенного, ничего, что могло бы заставить меня вернуться или привязать к какому-то одному месту. Да, возможно, жизнь не сложилась… А я не могу жить так! Так, как остальные. Мне нужна другая жизнь.
Да, возможно вы скажете, что я неудачник, что моя жизнь не сложилась… Возможно. Но, во всяком случае, я скопил деньги, чтобы поставить наконец памятник на могиле моего дедушки, который прошел всю войну и получил Героя Советского Союза, который при жизни своей делал много добра людям, а, уйдя из жизни, оказался совсем никому не нужным… Я уже заказал памятник, доверил работу над ним надежным людям, оплатил все наперед… На остальные же деньги – я отправился в это путешествие, предпринял еще одну попытку вырваться отсюда…

***

«Один мальчик очень боялся, что, однажды начавшись, ливень не прекратится никогда…» - наверно, я навсегда запомнил начало этой сказки, которую так часто читала мне в детстве бабушка. Она была доброй женщиной, с нежными глубокими глазами, а ее руки пахли молоком… Только почему-то она часто плакала: сидит, смотрит, как я засыпаю, или просыпаюсь, или играю с чем-то, и плачет. Я никак не мог понять, почему она плачет, я все время спрашивал ее об этом, но она не отвечала. Или вытирала слезу и говорила: «Я не плачу…» А когда я вырос, то уже не спрашивал ее об этом. Не потому, что понял, а потому, что переехал в другой город и очень редко видел ее.
Так вот, бабушка часто читала мне эту сказку, потому что она мне безумно нравилась. Но странное дело: как сильно я ни пытался впоследствии вспомнить содержание этой сказки, или чем она закончилась, - я не смог этого сделать. Я лишь наизусть запомнил первое предложение, а дальше – как будто память моя бесповоротно стерлась. Я даже помню, из какой книжки читала мне бабушка эту сказку. Это была толстая книга большого формата, с тонкими шелестящими листами, совсем не похожая на обычную детскую книгу. Текст был напечатан в ней мелким-мелким шрифтом, аккуратным тонким столбиком посередине листа. А вверху и внизу листа были красивейшие изящные узоры, на каждой странице разные! Какую бы страницу я ни открыл – на каждой имелся свой особенный, неповторимый, завораживающий узор. И мне безумно это нравилось, весь процесс чтения превращался в какое-то магическое действие. Я как будто наяву видел всех сказочных персонажей, со мной происходило все то же, что и с ними. Я побывал на Ведьминой Горе, спасаясь от злобных ведьм, летающих на своих метлах; познакомился со странным, но добрым волшебником с длинной седой бородой и его верным помощником – волком; я получал необычайную силу огромных каменных тотемов, стоящих на берегу заколдованной реки безвременья, чтобы сражаться с нечистью; я заходил в такие дремучие леса, где не то, что ночью, - даже днем кровь стыла в жилах; а были и другие леса – волшебные, населенные добрыми сказочными существами, где я повидал много интересного, магического, много такого, о чем стоит умолчать…
Да, книга эта была воистину волшебная. Но и не только из-за своих чудных узоров и увлекающих сказок, а еще и потому, что, когда я вырос, она таинственным образом исчезла! Я много раз возвращался в дом, где провел свое детство, много раз тщетно пытался найти ту книгу, которая подарила мне столько счастливых моментов в самом нежном возрасте… но каждый раз поиски мои не давали никакого результата… К моему огромному сожалению, книга исчезла, испарилась, как будто и не было ее никогда, как будто она существовала только в моем детском воображении…
Да, наверно, правду говорят, что у каждого ребенка есть своя потерянная игрушка – самая любимая игрушка, которая в один прекрасный день просто бесследно исчезает. У меня же это была моя потерянная книга…

***

Темнело. Я по-прежнему вел машину, погруженный в раздумья. Как и раньше, по обе стороны стоял густой лес, а впереди была дорога, уходящая вдаль. Фонари теперь зажглись, и весь мой путь хорошо освещался. Должно быть, я не заметил, как началась гроза. Я понял это только когда увидел ослепляющую вспышку. Видимо, молния угодила в дерево, как раз возле моей машины. На мгновение мне показалось даже, что я почувствовал электрический разряд, что волной накрыл все мое тело – в ушах зазвенело, в глазах стало темно, ноги занемели, руки не слушались… Я даже было испугался, но это сразу же прошло, я ехал дальше, как ни в чем не бывало. На улице немного посветлело, и это мгновенно подняло мне настроение. Постепенно начало светлеть еще больше, скоро фонари выключились и стало совсем светло. Я недоумевал, ведь, по моим соображениям, сейчас должна быть ночь, но никак не утро, а уж тем более не день!
Я посмотрел на часы, но они остановились. Я подумал, что, может быть, я не заметил, как пролетело время, и сейчас действительно день, но здравый смысл все же сказал мне, что с момента, когда ударила молния, прошло не больше получаса, а тогда только начало темнеть! Я был окончательно сбит с толку и очень обрадовался, когда увидел человека на обочине. Я подумал, что попутчик мне не помешает и, возможно, прояснит ситуацию. Его лицо мне показалось знакомым…
- А что твой отец?
- У меня нет отца! – отрезал я раздраженно.
- У тебя есть отец. Просто ты не хочешь его знать. Просто он покинул тебя, когда ты так в нем нуждался, и ты его возненавидел.
- Неправда!
- Правда-правда. Ты до сих пор винишь его в том, что твоя мать умерла так рано. Ты поклялся убить его, если он ступит на твой порог. И ты уверен, что так и сделаешь, как только увидишь его.
- Замолчи!
- Да-да, так и есть. Но я уверен в том, что ты этого не сделаешь. Потому что ты слабак, как и твой папаша!
- Ну замолчи же!
- Да-да, слабак! – с ехидной ухмылкой он повторил это еще несколько раз. – Да-да, слабак, слабак…
Мои руки дрожали, я не мог держать руль, мне хотелось избавиться от этого проклятого попутчика, но его голос, казалось, засел в моей голове навечно!
-Убирайся к черту! – хотел закричать я, но вместо этого выдал только жалобный стон.
Мой попутчик засмеялся громким, невыносимым смехом и выпрыгнул из машины на ходу. В растерянности, я затормозил и обернулся, но на дороге никого не было.
Мне понадобился целый час или даже более того, чтобы прийти в себя и снова начать здраво мыслить. Это происшествие повергло меня в такой шок, что мне было трудно спокойно и адекватно осмыслить случившееся. По истечении некоторого времени я инстинктивно отъехал от того места, где остановился, и которое все еще внушало мне страх и непреодолимый ужас, на несколько километров, как бы оставляя все зло позади себя. Когда я почувствовал, что отъехал на безопасное расстояние, я вновь остановился.
На этот раз я вышел из машины и решил походить немного. Я ходил прямо по дороге, вперед-назад, дорога казалась бесконечной, других машин не было, по обе стороны, как и прежде, стоял густой зеленый лес… Я ходил и размышлял, и почему-то мне подумалось, что, если б не машина, я бы вполне мог потеряться здесь, ведь трудно было бы даже сказать, с какой стороны я приехал, и в какую сторону направлялся. Я думал о своем странном попутчике… откуда он знал? И куда он делся? И кто он?... Я не успел закончить свои размышления, как вдруг меня осенила поразительная и ужасающая мысль: а что если я…? Я даже мысленно не закончил вопрос, я просто остолбенел от него, казалось, у меня внутри все похолодело. Лихорадочно я начал вспоминать все предшествующие события, но мысли путались, зачем-то я пошарил по карманам, но они были пусты.
Вдруг я заметил какое-то свечение вдали. Как будто свет от огромного прожектора, точнее, от многих прожекторов. Пучки света начали отделяться друг от друга и перемещаться, как бы блуждая по дороге, между деревьями. Я забыл о своих размышлениях и бессознательно направился навстречу этим огонькам. Скоро я начал различать в них силуэты, это были силуэты людей! Призрачные полупрозрачные светящиеся силуэты людей! Они ходили, разговаривали друг с другом, только беззвучно, смеялись, тоже беззвучно, жестикулировали… Я долго наблюдал за ними и, казалось, они меня не замечают, пока одна из фигур не подошла ко мне вплотную. И я узнал этот силуэт – это был мой дедушка, тот, которому я поставил памятник, тот, о ком я так много писал в своих книгах и кто мне так часто снился, тот, которого я так любил и который заменил мне отца. Это был он.
Он стоял напротив меня и улыбался, своей красивой доброй улыбкой, как и 20 лет назад, просто стоял и улыбался. Он излучал свет. Я смотрел на него и мне захотелось плакать. Сбивчиво, я начал рассказывать ему о своей жизни, о всех своих победах и неудачах, о своих находках и потерях, я рассказывал ему все то, чем мне уже 20 лет не было с кем поделиться. Я говорил и плакал. А он просто стоял и смотрел на меня. И слушал с легкой улыбкой на устах. Я рассказал ему о девушке – доброй, нежной, единственной девушке, которую я по-настоящему любил, и люблю, и буду любить, но которая не захотела причинять мне боль своей нелюбовью… Рассказал, что написал о нем книгу, и ее согласились напечатать, и о памятнике рассказал…
Я долго говорил, а он все слушал и слушал. И тут он протянул мне руку, я взял ее осторожно. Я целовал ее и плакал, я стоял на коленях. Он поднял меня и показал рукой вдаль. Я заметил, что силуэты людей как будто увидели меня, они заулыбались и позвали за собой. Мой дедушка кивком показал, что нужно идти, и я пошел с ним, доверчиво, как в детстве, держа его за руку и устремляя взор вдаль… как вдруг он остановился, будто прислушиваясь к чему-то, потом наклонился ко мне и беззвучно, одними губами прошептал: «Не сейчас. Тебя еще ждут здесь», и пошел навстречу свету, по дороге, уходящей вдаль, оставив меня одного стоять посреди пустынной трассы ранним сырым утром…

***

Будильник разбудил меня ровно в 6 утра, спать уже не хочется, иду на кухню ставить чайник. Еще не совсем отойдя от плохого сна, стою под холодным душем, пытаюсь прийти в себя. Дальше чашка крепкого кофе… Надо собраться с мыслями…
С самого утра все пошло как-то не так, как будто что-то изменилось, что-то умерло во мне или… родилось? Точно не знаю, но, почувствовав эту перемену, решаю, что на работу идти не стоит. Звоню редактору, говорю, что плохо себя чувствую и прийти сегодня не смогу. Он сонный и недовольный, но все же дает добро. Вежливо говорит: «Поправляйся, Женя». Да уж…
Наверное, мне просто надо подумать… подумать, как быть дальше. Как жить дальше. Вдруг почему-то сильно потянуло на кладбище, пойти проведать могилки родных. Может быть, там, в тишине, ранним утром, когда нигде никого еще нет, мне удастся получить ответ.
Кладбище встречает меня молчаливым спокойствием и сыростью. Прохожу по дорожке, ищу взглядом нужное мне место. Подхожу, молча кладу цветы. Каждый раз мои действия оставались неизменными: прийти, положить цветы, постоять немного, подумать, погрустить о былом, обронить скупую слезу, сказать что-то про себя и уйти. Но сегодня… сегодня что-то изменилось. Мне казалось, они говорят со мной, казалось, я могу часами тут стоять, размышлять, разговаривать, спрашивать, потеряв счет времени… это я вслух произношу? Или это поток моих мыслей? Не знаю… не знаю…
Не знаю, сколько времени прошло… Ноги привели меня к храму. Захожу. Дух ладана сразу ударил в лицо. Никого… Ставлю свечку… Мысли путаются, никак не могу упорядочить их… Зачем я здесь?... Зачем??... Кажется, мне нужен был ответ. Он совсем рядом, он близко, я чувствую, но… Не могу совладать с собой... Ничего не вижу. Слезы… Слезы… Слезы…
Я выхожу из храма – и вдруг огромный новый мир открывается мне!.. Как же мне раньше не приходилось этого замечать? Как же можно было так долго жить в неведении! Да что на меня нашло? Я стою неподвижно, смотрю на этот новый мир и просто впитываю всем телом невидимые лучи благодати, которая снизошла на меня, чувствую несказанно радостное прикосновение новой жизни, которая теплится во мне… Вижу дорогу, уходящую вдаль, и она уже не пугает меня, как раньше, не кажется мне бессмысленной, но дарит какое-то странное чувство спокойствия и уверенности.
Мчусь домой. Сейчас в мой голове только одна мысль: скорее, скорее!... Надо сделать всего два звонка. Всего два звонка… Руки дрожат, набираю номер. На том конце нежный родной голос:
- Алло?
- Привет, это я… я хочу сказать…я … - горло сдавили слезы.
- Женечка, родная, что случилось?
- Ничего, просто… я передумала, я согласна… я согласна выйти за тебя замуж! – я заплакала.
- …любимая моя, родная… не плачь, я сейчас приеду к тебе! Жди меня!
Вытерев слезы и успокоившись, набираю новый номер. Уже не плачу, я совершенно спокойна.
- Доброе утро, доктор. Это Евгения вас беспокоит, я записана к вам сегодня на три часа дня.
- Евгения?... Да, все правильно, пятнадцать ноль-ноль. А что, вы хотите поменять время?
- Нет. Я не приду.
- Сегодня?
- Совсем не приду, доктор. Никогда... Я не буду делать аборт. До свидания…
Я подхожу к окну, открываю его настежь. Вдыхаю свежий воздух и подставляю лицо ласковым солнечным лучам. На душе так легко и светло. Там впереди уходит вдаль дорога, по обе стороны ее – густые деревья. И фонари… Как же этот мир прекрасен! А внутри меня – живет и набирает сил целая вселенная, самая настоящая новая жизнь, которую мне посчастливилось подарить этому миру.


05.08.2009
Ирина Грабовская