Когда собака улыбается

Анна Дудка
Ранним, ещё тёмным, летним утром густой собачий баритон сдержанно кого-то предупредил: «Я здесь. И я сумею защитить своего хозяина…»

Я не спала и, услышав это предупреждение, сразу же представила горделивую осанку пинчера, его стройные оленьи ноги… И подумала: чем отличается лай домашней собаки от лая бездомной?

Домашний пёс всем доволен. Его ухоженная шерсть блестящим окрасом приводит в восхищение окружающих. Ему не нужно надрываться, добывая себе еду, или ища ночлег, или отстаивая право на место под солнцем, или защищаясь, наконец. Поэтому его голос весОм и краток, красив, глубок и внушителен.

Бездомный пёс лает заливисто, истошно, хрипло, неостановимо, остервенело. Его выцветшая шерсть вся в колтунах и проплешинах отпугивает прохожих, которые от него обычно шарахаются, боясь подцепить какую-нибудь заразу и кусачую блоху. И такой пёс выплёскивает в лае весь накопившийся гнев за свою обездоленность, всё своё раздражение от бесприютной собачьей жизни, всю свою обиду на людей и таких же изгоев, которые его без конца задирают, унижают, отбирают еду и впиваются в бока, рвут уши зубами. Уличный пёс смотрит на людей недоверчиво, в любой миг ожидая подвоха и подлости. И, как правило, не ошибается в своих ожиданиях. Помню, одна такая бездомная собака схватила меня сзади за куртку, когда я спешила мимо неё по парку. Я оглянулась, а она отбежала в сторонку, где лежали её пятеро щенят, и всем своим видом и взглядом как бы говорила: "Ты ж понимаешь, не за себя прошу, для них…"

И вот однажды в том же парке я увидела рядом с женщиной стайку счастливых собак. Я не поверила своим глазам - собаки улыбались. Нет, они просто светились от счастья. С ними была приятная спортивного вида женщина, видимо, хозяйка. Она спокойно шла и о чём-то с ними тихонько беседовала. А они – разнопородные полукровки, но ухоженные любящей хозяйской рукой, то отбегали в сторонку, то возвращались к ней, и никто из них истошно не лаял, у всех было довольное выражение покоя и счастья в этой жизни.

Я не утерпела:
- Простите, эти собаки ваши?
- Да, это мои друзья.
- Они меня поразили. Я впервые вижу счастливых собак. Как вам это удалось?
- Ещё неизвестно, кто из нас счастливее: они или я.
- Да ведь с ними проблем не оберёшься…
- А с нами?.. Да, я их всех на улице подобрала, иначе они просто погибли бы. Кому-то они надоели, а я подобрала и, представьте, счастлива. Они мне дарят гораздо больше, чем я могу им дать.

Женщине говорить со мной больше не хотелось, и вместе эта счастливая стайка ушла от меня в другую сторону. А я брела и думала, какой же нужно иметь характер, как нужно приласкать озлобленных брошенных животных, чтобы они, забыв обиды, и ответили любовью и сами засветились счастьем…

Фото Татьяны Соловей http://foto.mail.ru/mail/soltag/16/1548