Размышление четвёртое. Христос

Феликс Эльдемуров
Фото взято с сайта:
http://www.catherine.spb.ru/print.phtml?query=kramskoi
Если администрация сервера или правообладатель этого фото против его публикации или предъявит претензии - автор этой статьи всегда готов к диалогу.



РАЗМЫШЛЕНИЕ ЧЕТВЁРТОЕ


«Кто что любит, того и ищет».
Святитель Тихон Задонский


Крамской, «Христос в пустыне».
Бог, воплотившийся в человеке и размышляющий о судьбах человеческих. Ещё глубже, чем ранее, понимающий беды и недостатки человека. Глубоко ему сочувствующий. Провидящий, что произойдёт дальше, если всё пойдёт так, как Он Сам это поставил…
Как добудиться до человека? Как помочь ему вспомнить, восприять, осознать искру Божью в себе?
Глубокой печалью веет от картины.
Бог не может оставаться в стороне.
В то же время, приняв человеческий облик, Он истинно по-человечески посмотрел на мир.
Его пальцы сжаты в замок. Он сосредоточен на своих ощущениях, волнениях, мыслях.
Мощью вселенского Разума веет от картины…

1
Личности творческой свойственно время от времени возвращаться к созданным ею произведениям; «инспектировать» и перепроверять созданные ею миры.
Это может быть инспекция крайне суровая – как у великого импрессиониста Дега, которому почитателям его таланта лучше было не показывать его старые шедевры – он их просто уничтожал.
Это может быть инспекция великого Гёте, который спустя годы продолжил и дополнил старую редакцию «Фауста»…

Знаете, автора этих строк всегда смущало мнение, согласно которому Господь возлюбил Своего Сына настолько, что послал Его на мучительную казнь. Это расхожее мнение в Интернете; правильно все-таки "возлюбил этот мир". С другой стороны, а для кого создавался мир? Для человека, Сына Божьего...

В Ветхом Завете есть подобный прецедент. Вспомним предание об Аврааме, чуть было не принесшего в жертву сына своего Исаака.
Конечно, это отголосок событий, связанных с практикой действительных человеческих жертвоприношений. Они существовали далеко не только у семитских народов, но и, к примеру, у греков, славян; в особо беспощадных размерах – у инков…
И всё-таки, у ветхозаветной легенды был счастливый конец – явился ангел, приказавший отцу принести в жертву не сына, а совершенно случайно подвернувшегося ягнёнка.

Да простят меня ревнители веры, но вся эта история напоминает древний анекдот, когда однажды в субботу (священный день, в который полагается только отдыхать!) одному еврею повезло найти на дороге кошелёк. Но нагибаться и поднимать его нельзя: суббота, шаббат! Тогда он помолился Яхве и Господь сотворил чудо: везде суббота, а там, где кошелёк, оказался четверг…

Народ еврейский явно тяготился чересчур строго проводимыми законами Моисеевыми.
К тому же у кормила духовной власти стояли, главным образом, фарисеи, требовавшие их неукоснительного исполнения. За малейшие нарушения их предписаний человеку нередко грозила смерть…
И всё это, в принципе, происходило во владениях Рима, имевшего свой свод законов.
В ближневосточных же провинциях римляне, во избежание бунтов, вынуждены были во многом считаться с местными обычаями.

Может ли, способен ли Бог принести в жертву Самому Себе собственного сына?
Пути Господни, повторимся, разумеется, неисповедимы, это конечно. Но всё-таки?

А если Сын – это Он же?
Путём Божественной эманации, Святого Духа пришедший в тело человека?

Тогда получается, что Он, как Творец всего сущего, просто решил проконтролировать, проверить лично созданный Им мир? В особенности, жизнь высшего Своего создания, человека?
Столь же просто и естественно, что Он решил Сам, от начала и до конца пройти этот тернистый путь.
Просто ли?
Он принёс в жертву Себя же.
И, возможно, в истории это происходило неоднократно. Вспомним легенды о Прометее, Одине, Кришне…
Может быть, неслучайно один из высших кельтских богов носил имя Езус?


2
О личности Иисуса Христа практически не упоминают историки той поры (перечитаем того же Иосифа Флавия). Он мог действительно появиться на свет в Иудее или Галилее (где имя Иешуа или Иегошуа, «дар Божий» было чрезвычайно распространено, в том числе и среди вероучителей и священнослужителей). Мог, в принципе, появиться на свет и в совсем иной стране – мифы о человеке, распятом на Древе Жизни (либо на символически равноправным с ним кресте, кустарнике, скале, именно древе и проч.) встречаются по всему миру. Подобный миф, ставши известным на Ближнем Востоке, мог быть освоен и принят как собственный, причём – с изменёнными на местный пошиб именами и событиями. Например, мусульманская версия о Христе повествует нам о пророке Исе, рождённым девицей Мариам и не распятом, но повешенном…

Так это или иначе, но остановимся на том, что в созданный Им мир спустился его непосредственный Творец.
Ему подвластны все мыслимые и немыслимые силы и возможности, но Его желание – пройти этот путь в качестве человека.
Пусть и человека не вполне «обычного», могущего время от времени вмешиваться в земные дела, дарить людям подарки («чудеса»).

По поводу новозаветных чудес интересен разговор в Интернете (http://mephilosophy.ru/religion/4856.html), где «Иисус не творил чудес ради чудес…»  –  совершенно верно замечает один из авторов.
Более того, в том же Евангелии от Матфея говорится:
«И не совершил там многих чудес по неверию их» (13:58).
А также:
« Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: „перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (17:20).
Вспомним также:
"Где вера ваша?" (Лк.8,25).
Если человек, в силу своей слабости и потакания ей, лишается веры – то есть, теряет искру Божью в себе, то помочь ему не в силах даже Иисус.  Нередко упоминаемый в сочинениях врачей треугольник: врач-больной-болезнь  подразумевает возможность успешного лечения лишь в том случае, если больной будет заодно с врачом, а не с болезнью заодно…


Кстати, вдумаемся: а что за «чудеса», волею Отца Своего и Святого Духа дарит людям Иисус?

Он что, строит дворцы? Побеждает бесчисленных врагов в кровопролитных сражениях? Осыпает золотом?
Да нет же…

Господь возлюбил именно и конкретно человека, потому он стремится к тому, чтобы не искушать человека, но, именно и конкретно, помочь человеческому в человеке.
Он не может пройти мимо человеческого горя – отсюда многочисленные исцеления.
Он превращает воду в вино. Вино – напиток ритуальный, обрядовый, освящённый Им Самим.
Он, понимая, что из-за голодных мук может разойтись (а тем более – пойти на преступления) его паства, сотворяет «чудо» с хлебами и рыбами.
Он подаёт пример апостолам, доказывая, что подлинная вера способна творить подлинные чудеса (вспомним эпизоды с бурей и хождением по воде).

Он никогда не выступает против самого человека, каким бы тот ни оказался. Он выступает против человеческих пороков и за человеческое достоинство.

Так, Он заступается за того, кого осудили на смерть – несчастный осмелился работать в священный день, ту же пресловутую субботу. «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк, 2: 23—27) – провозглашает Он, выступая против узколобо-фарисейского понимания заповедей Моисея.

Так, Он заступается за блудницу: «кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Ин. 8:7). Он глубоко понимает униженное положение женщины в обществе, равно как и то, что женщина, по природе своей, гораздо более эмоциональна, склонна к чувственному восприятию мира, а значит слабее в противодействии греху. Так что её – сразу убивать за это? Или же попробовать понять, пожалеть, попробовать сделать так, что и почвы для возникновения греха не возникало бы? В особенности нетерпимы Ему те, кто пользуется женскими слабостями, и сам грешит при этом, и подталкивает женщину совершить грех.
«А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своём» (Mф. 5:28).

Тем более трогательным должно было быть Его отношение к матери...

***
Мать говорит Христу:
- Ты мой сын или мой
Бог? Ты прибит к кресту.
Как я пойду домой?

Как я ступлю на порог,
не поняв, не решив:
ты мой сын или Бог?
То есть, мёртв или жив? –

Он говорит в ответ:
– Мёртвый или живой,
разницы, жено, нет.
Сын или Бог, я твой.

(Иосиф Бродский)

Он, с бичом в руке, обрушивается на торгующих в Храме, и правильно. Храм – место для молитв, для общения с Богом. Здесь не место для мирской торговли, не место для совершения сделок, не место для приобретения материальной выгоды!

Он упрекает фарисеев и книжников. Они поклоняются не тому Богу, которому следовало бы поклоняться. Они создали свой образ, и их «Бог» на деле – это лишь идол, это ложь и отец лжи, не могущий устоять в грехе, толкающий совершить грех.
Ему омерзительны лукавство, двоедушие, лицемерие:
«Ещё слышали вы, что сказано древними: не переступай клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянитесь вовсе ни небом, ни землёю, ни Иерусалимом, ни головою твоею. Но будет слово ваше: да, да;  нет, нет , а что сверх того, то от лукавого» (Мф. 5:37).

Последнее, кстати – достаточно редкий случай упоминаемого в Его заповедях имени сатаны.

В своём человеческом подвиге Он идёт до конца. Ему, как Богу, ничего не стоило бы, будучи на кресте, разметать все эти бесчинствующие толпы, но Он не согласен с этим, но Он не может согласиться с этим, Он не может, возлюбив Сына Своего, в то же время предать Его, предать Себя, Его цель – показать этим примером на что способен человек и – как человек и способен, и обязан строить Храм своей жизни.
Вокруг распятого Спасителя - всё-таки люди. Его высшие и главные создания. Его дети...
Бог не "справедлив". И не просто "добр".
Бог человечен.
И то, что идёт вопреки человечности - идёт против Бога.

Великое учение христианство, в своих истоках, основывается прежде всего на сочувствии и всепрощении как понимании именно человеческих слабостей. Оно несёт с собой надежду на то, что хотя со временем, но совершивший грех одумается и раскается, и станет чище.
Исконно оно не основывается и не может основывается на принуждении, агрессии, предвзятости в отношениях, тем более – на признании некоего равноправного злотворного, присущего якобы исконно созданному Богом миру начала.

Есть ли что-то, чего Бог не может сделать?
Да, Он не может восстать на Себя Самого, и это вполне естественно…


3
Очень большое место в своих сочинениях уделяет личности Христа такой вероучитель, как святитель Тихон Задонский.

Это был действительно благочестивый человек, в своей недолгой жизни свято следовавший учению Христа. Показателен случай, когда он, (между прочим, епископ Воронежский и Елецкий), получив незаслуженную пощечину, упал в ноги своему обидчику. Изумлённый и пристыжённый, тот мгновенно понял всю нелепость своего поступка и сам обрушился на колени перед отцом Тихоном…

Сразу вспоминается:
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 38-39).

Вера в человека равнозначна вере в Бога.

Тихона Задонского можно цитировать бесконечно. Вот лишь некоторые отрывки из его сочинений:

«Христос чести и славы убегал, всякого почитания и прославления достоин, – нынешние христиане в том всю силу и тщание свое полагают, чтобы в мире сём почтенными и прославленными быть. Христос жил в любви и милости – нынешние христиане друг друга ненавидят, друг на друга клевещут, друг друга злословят, хулят, друг у друга крадут, похищают, отнимают, друг другу козни и сети соплетают. Христос за обиду никому не отмщевал, хотя и мог всех врагов Своих манием единым поразить, – нынешние христиане и словом и делом друг другу отмщевают…»  и т.д.

«Яд, имеющийся внутри человека, мучит человека и временем нестерпимую ему соделывает болезнь – тако яд оный змеин, сокровенный в душе, весьма мучит душу и различную ей соделывает болезнь. Смотри, что делает ГОРДОСТЬ в человеке! Како его мучит! Сколько он вымышляет способов, како бы достать честь, славу и похвалу в мире сем! Доставши, с каким и попечением бережет сокровище свое сие! Како негодует, когда от кого презирается!..» и т.д.

«Всяк человек или со Христом, или с противником Его – диаволом – заодно. Каковый и чий кто дух имеет, с тем заодно»*.

* Цит. по: Святитель Тихон Задонский. Сокровище Духовное, от мира собираемое. – М.: Правило веры, 2003.


Последнее из приведённых высказываний подводит нас, может быть – к здесь не очень ожиданной, но верной идее.
Воображаемый диавол "в полной красе своей" появляется в Библии только одновременно с Христом.
Христос – не только Бог, но и человек.
Следовательно, диавола не зря называют врагом человеческим.

Обратимся к ещё одному эпизоду Евангелий – пребыванию Спасителя в пустыне.

Ему, прежде чем приступить бесповоротно к исполнению Своей миссии, было необходимо испытать на что способен человек. Сорок дней голода в пустыне – это очень много… Тем более, что это, согласно Библии – не обычный сорокадневный пост, впоследствии принятый верующими. Такое выдержал бы далеко не всякий!
Тем более, что тут, «как раз кстати» подвернулся сатана, который искушает Иисуса как человека…

Приняв на себя должную задачу, Бог внимательно изучает слабости человека – для того, чтобы предельно ясно выяснить для Себя не только слабости в этом качестве, но и возможности к их преодолению человеком. На чём впоследствии и вырастет Его учение.

Первое искушение, как это считается – искушение голодом:
«…если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами»  (Мф. 4:3).
На что следует ответ:
«…написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»  (Мф. 4:4).

Ой, только ли голодом?
Иисус – Бог Слова.
В Остромировом Евангелии от Иоанна (11 век) читаем: «И Слово бе у Бога. И Бог бе Слово». Это отличается от нынешнего общепринятого перевода тем, что придаёт ответственность произнесшему слово: дал слово – держись!
Слово как таковое – это отнюдь не просто череда звуков или букв, выражающих определённое понятие.
Это ещё и клятва, присяга. «Слово моё крепко!» – а значит, я обязан неукоснительно этого слова держаться, что бы ни случилось.
Пост? – так значит пост! «а что сверх того, то от лукавого».
Так что, не только голодом искушает физическая оболочка человека!

Второе искушение – гордыней:
«…если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею»  (Мф. 4:6).
Ответ на него:
«…написано также: не искушай Господа Бога твоего»  (Мф. 4:7).

Господь не делает ничего сверх необходимого и целесообразного. На всё существует и будет существовать Божественная МЕРА.
Вспоминается старая загадка: может ли Бог сотворить такой камень, который не сможет поднять?
Очевидно может. Но ЗАЧЕМ это делать?

Вспоминается странная история (одна из очень многих, увы!). Один немец поспорил на ящик шнапса, что съест свои собственные ботинки. Через некоторое время его поместили в больницу с диагнозом: «острое отравление большим количеством шнапса».
ЗАЧЕМ это было делать?

ЗАЧЕМ человеку, в его гордыне (подразумевающий скрытое сомнение в своих талантах!),  эпатировать публику, прыгая по сцене с унитазным сиденьем на шее? Известность? ах, известность! любой ценой?!
ЗАЧЕМ понадобилось сжигать одновременно несколько СОТЕН женщин, обвинённых в ведьмовстве (200 ведьм в 1428 г., в один день, в г. Вале)?
ЗАЧЕМ понадобилось отлучать от церкви Льва Толстого?.. Показать свою истинную «святость»? И то, что человек, не закончивший семинарию и не прошедший должную идеологическую обработку всегда хуже человека, который это «промывание мозгов» прошёл?

Третье искушение – искушение верой:
«…Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое»  (Лк. 4:6-7).
Ответ:
«…отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». (Лк. 4:8)

Нельзя одновременно служить и Богу, и маммоне!
Либо ты с Ним, либо нет. Либо в тебе существует вера, либо ты слепо предан своим собственным инстинктам, медленно, но верно возвращающим тебя в состояние зверя.
Не лучше отсутствия веры изуверство, где вера подменяется гордыней, слепым ощущением своего превосходства над другими людьми.

Был такой случай: человек, по своим природным качествам чрезвычайно эмоциональный и внушаемый, основательно «въехал» в увлечение спиритизмом. Поначалу «духи» представлялись ему пришельцами из космоса, потом Ангелами Господними. Потом стали требовать с него, для «повышения святости» отказаться от вина и мяса, потом отказаться от секса, от интимной близости с женой… А человек, по слабости своей, верил всему этому бреду…
На его счастье, как-то по дороге встретился ему местный священник. И сказал так: «сейчас ты зайдёшь в трактир, наешься мяса, выпьешь вина, вернёшься к жене, переспишь с нею и – начисто забудь обо всех своих искушениях!
Человек так и сделал. И те воображаемые (диктуемые его распалённым подсознанием) твари, что его искушали, постепенно ушли сами собой.

Господь вовсе не зовёт нас быть непогрешимее ангелов или святее папы римского. Он дал нам необходимые испытания-посты, но дал и праздники. Он дал нам работу, но дал и отдых после работы. Чего Он требует от нас? Чтобы мы элементарно отдавали себе отчёт в своих поступках и их возможных последствиях, короче – имели бы СОВЕСТЬ.
Вот и всё…
Боже, сколько раз по жизни мне довелось встречаться с людьми, уверявшими меня в том, что они-де и живут по Писанию, и мяса-вина не употребляют, и вообще далеки от малейшей греховности. А в глазах у них, и в характерно опущенных, напряженных уголках губ читались их страдание, их гордыня, их безумие…

Говорят, что когда-то до революции, собравшись держать пост, прихожанам полагалось всё-таки вначале спрашивать дозволения на это у своего пастыря. Священник внимательно расспрашивал: о состоянии здоровья, о перенесённых болезнях, об образе жизни, – и лишь тогда разрешал (или не разрешал!) идти на этот ПОДВИГ.
Ибо, «всякий идущий на подвиг и не готовый к нему заканчивает предательством» (Юрий Домбровский).


Что ещё сказать к тому…
За всем этим действом видится скрытая усмешка Иисуса.
Несчастный «сатана» и не подозревает (или только начинает подозревать) на Кого он ненароком «напал».
Как олицетворение возросших человеческих, материальных слабостей и психических нарушений, он не в силах понять всю мощь Творца Вселенной.
Мощь, которую Творец, Волею Своей, передаёт в руки наивысшего из Своих созданий.

Павел:
«Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь»  (Евр. 2:18).


4
Между прочим, обладал ли Иисус Христос чувством юмора?
В умнейшем романе Умберто Эко «Имя Розы» находим такой сюжет: священники спорят на эту тему. Тот из них, кто яростно отстаивает неспособность Иисуса Христа (а значит, и Бога) к юмору – изувер и фанатик, из-за козней которого отправляются на костёр люди, а впоследствии погибает в огне весь монастырь вместе с его уникальной библиотекой…

Любопытный эпизод:
«…У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить его слугу.
И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит наш народ и построил нам синагогу.
Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под мой кров;
поэтому и я не почел себя самого достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет мой слуга.
Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и моему слуге: сделай то, и делает.
Услышав это, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: говорю вам, что и в Израиле Я не нашел такой веры.
Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим (Лк. 7: 2-10).

Заметим: «Иисус удивился ему»! Удивился Сам Бог!
А где удивление – там и усмешка. Бог зовёт нас не пренебрегать ничем человеческим, хотя всё хорошо в меру…


Хочется сказать несколько слов и о многократно обсуждаемом понятии «раба Божьего». А также о чисто поверхностном восприятии некоторыми христианства как «религии рабов».

Здесь наблюдается явное смешение понятий о собственно рабе и работнике, мышление которых разно.
Если раб как таковой – существо подневольное, низведённое до уровня скота, то ему, естественно, должны быть присущи стремление не только освободиться от рабства, но и самому стать господином. Таковы уж чисто психологические предпосылки рабского мышления… характерного, правда, далеко не только для собственно рабов.

Показателен диалог из одной из лучших художественных книг о Древней Греции:

«Фантазия моя заработала:
– Ничего, Мнесилох. Я непременно свершу что-нибудь великое, необыкновенное. Стану знатным, возьму тебя к себе, будет у нас дом – полная чаша, богатства будут, рабы…
Мнесилох засмеялся:
– Сам ещё из рабов не вышел, а уж о рабах мечтаешь?
Я прикусил язычок…»*

*А.А. Говоров, «Алкамен – театральный мальчик», – М., «Детская литература», 1964.


В отличие от раба, работник – это тот, кому, по его способностям, назначено определённое дело. Между прочим, очень многие народы, которым история привычно приписывает все пороки рабовладельчества, рабами, в полном смысле этого слова, не обладали. Рабом (а по сути работником) мог стать добровольно вполне и свободный человек. Вспомним из Библии того же Иакова, который семь и ещё раз семь лет работал на своего дядю Лавана, зато приобрёл в награду целый гарем из жён и наложниц, а в придачу – ещё и богатство.

На Северном Кавказе, в частности – в Дагестане, раб имел право есть за одним столом с хозяином, и наоборот – если случалось, что хозяин избегал этого, то подвергался осуждению.

В средневековой Персии раб имел право завести свой участок земли и ничего не платить из урожая.

Очень хорошо о мнимом «тяжком рабстве», якобы неотъемлемо долженствующем присутствовать при исполнении христианской веры, сказал отец Антоний, митрополит Сурожский:
«Такого Бога, которого боятся и перед Которым раболепствуют?.. – нет, слава Богу, такого Бога человек не согласен принять ещё и потому что и Бог не согласен, чтобы к нему так относились. Бог не может нас принять как рабов!» (соч. «Материя и дух», глава «О Молитве Господней»).


Мы не просто так оказались по Воле Божьей на этой земле. Мы предназначены для того, чтобы совершать работу и совершенствоваться прежде всего в своей духовной жизни.
Воспринимая Бога только как некоего пусть милосердного, но тирана, угнетателя, притеснителя наших «свобод», спихивая собственные грехи, прегрешения, слабости на весьма гипотетического «диавола», мы, хотим того или не хотим, перекладываем их на своего Создателя, упрекая Его в несовершенстве и непредусмотрительности.

Отказаться от идеи сатаны, изгнать его от себя – значит не только осознать повышенную ответственность за свои мысли, слова и поступки непосредственно перед Богом, но и, следуя Его примеру, научиться понимать других людей, а главное – прощать им, сочувствовать им – пускай порой не всегда нас понимающим.
В этом не только смирение. В этом великодушие. В этом – истинная вера.

Этому, как видится автору этих строк, и учит нас Иисус Христос.

Много о чём я не сказал здесь, но всего пересказать и прокомментировать невозможно…
Перечитайте ещё раз, на досуге, Евангелия!