Книга II. Крест-накрест. То ли север, то ли юг

Александр Кларенс
                Мои волосы пали на пол
                В белые кольца выспренних фраз.


                ПРОЛОГ


     – Женечка… папа и я решили с тобой посоветоваться.
     – Мама, я ведь маленькая!
     – Это ненадолго, вырастешь большая. И твоя сестрёнка вырастет. Так как мы её назовём?
     – Я думала, что у неё есть имя.
     – Что ты, доченька! Имена даются после рождения.
     – Меня тоже называли?
     – Конечно, доча. Папа очень хотел, чтобы тебе нравилось имя.
     – Мама, а как мы узнаем, что сестрёнке имя понравится?
     – Мы выберем такое, что обязательно понравится. Мы хотели назвать её Антониной. Красивое имя, правда?
     – Красивое. А как будет ласковое?
     – Тоня. Можно будет называть Тошей.
     – Мама, ну это же для мальчиков! У нас уже есть Тоша.
     – И девочки бывают Тошами.
     – Мамуля, девочки не могут быть Тошами.
     – Ну почему же, доченька!
     – Мам, я буду их путать. Давай выберем другое.
     – Хорошо… Татьяна.
     – А ласковое?
     – Таня, Танюша… Нюша.
     – Ой, мамочка, я тоже это люблю! Пусть будет Нюша… Нюшенька… Так можно?
     – Можно, дочура, можно. Ну так что, назовём Таней?
     – Мама, а сестрёнка узнает, что это мы так её назвали?
     – Конечно!
     – Спасибо, мамуля.
     – За что?
     – За то, что меня назвали Женей.


                ТО ЛИ СЕВЕР, ТО ЛИ ЮГ


     – Марин, мы в магазин.
     – А ребёнка зачем?
     – Прогуляется.
     – Полина, ты хочешь гулять?
     – Мам, мы недолго.
     – Никакого мороженого.
     – Тоша мне никогда не покупает.
     – Ты хвастаешься или жалуешься?
     – Но ведь хочется…
     – Точно?
     – Мам, честное-пречестное! Правда, Тоша?
     – Марин, мы туда и обратно. Не сидеть же ей взаперти!
     – Мне, значит, можно…
     – Пойдём с нами.
     – Так уж и с вами!.. Может вы со мной?
     – Ты пойдёшь?
     – У меня дела.


     – Полина?..
     – Побежали, пока мама не передумала.
     – Тихо, не шуми.
     – Тош, а ты правда мороженого не купишь?
     – Я просил не шуметь.
     – Спасибо, Тош, я тебя люблю.
     – Я тебя тоже, моя радость.


     – Антон, прошу, – не балуй дочь.
     – Марина, о чём ты!
     – Она мой ребёнок. Ты ей никто.
     – Как это никто!
     – Вот так.
     – Кто же я! Воспитатель из детского сада?
     – Я не хочу, чтобы она к тебе привязывалась.
     – Что в этом плохого!
     – А что хорошего?
     – Послушай, девочке нужно мужское воспитание и внимание.
     – Мала ещё для этого.
     – Что за чушь!..
     – Не чушь. У неё есть мать.
     – Пусть и я буду.
     – А если ты захочешь вернуться в свою семью?
     – Глупость какая.
     – Там твои сыновья.
     – Ты прекрасно знаешь, что не вернусь.
     – Не знаю.
     – Ты хочешь, чтобы я туда вернулся? Или хочешь, чтобы остался с тобой?
     – Не знаю.
     – Ты тут пока узнавай. Потом скажешь.
     – Когда?
     – Чем раньше, – тем лучше.
     – …Звонил Виталий.
     – Он не говорил, что хотел?
     – Что-то насчёт поездки.
     – А, да…
     – Куда собрались?
     – В Бокситогорск, за белой глиной.
     – Надолго?
     – Дня на три, может на четыре. От погоды зависит.
     – Ну ты подумай, – чего хочешь.
     – Ты ничего не перепутала? Это ты должна решать, – со мной всё предельно ясно.
     – Я подумаю.


     – Вырвался?
     – Ещё как… То есть еле-еле.
     – Что-то не нравишься ты мне последнее время.
     – Я сам себе не нравлюсь.
     – Слушай, Тоха, помню, как ты светился три года назад. Что вы друг с другом сделали? Или она с тобой.
     – Вот бы знать… Виталик, мы куда?
     – Хочу познакомить с одним мужиком.
     – Чем занимается?
     – Работает в книжном магазине.
     – Что я там потерял…
     – Потерял… Сегодня найдёшь… Заберём с работы, – и к нему домой.
     – А что дома?
     – Твоя находка.
     – Виталик, какой комар тебя кусил?
     – Конфеты отрабатываю… Подожди в машине, мы скоро.


     – Антон.
     – Очень приятно, – Эрни.
     – Как?!..
     – Эрнандо… Виталий, ты ему не рассказал?
     – Бесполезно рассказывать. Пока сам руками не пощупает… скульптор, блин.
     – …Где обитаешь?.. Можно на «ты»?
     – Вполне… У «Техноложки»… Виталий, как тебе мероприятие?..
     – Не очень… Когда художники выставляются, – можно хоть постоять-поглазеть. А эти… со своими заумными виршами…
     – Среди художников тоже заумных полно.
     – Знаешь, Жванецкий однажды сказал: «Запах ведь чем хорош! Потому что вместе с человеком. Не нравится запах – отойди в сторону»… От этих… не отойдёшь… Душок ещё тот.
     – На тебя трудно угодить.
     – Невозможно. Не люблю угодливых… К Антону иной раз в гости приезжать не хочется. Хорошо, хоть отмазка есть, – далеко живёт.
     – …Ты раньше такого не говорил.
     – Какой смысл зря воздух ногами пинать! Только тебя расстраивать. А ты ещё мне пригодишься.
     – Ребята, может дальше без меня?
     – Обиделся, что ли? Тоха, зря ты так. Я же не сказал, что совсем плохо. Я хочу сказать, что у тебя всё будет хорошо.
     – Молчу.
     – Эрни, от посылки что-нибудь осталось?
     – Литров десять.
     – Отлично! Нам хватит.
     – …Ну ребята, вы даёте… А как же Бокситогорск!
     – Днём раньше – днём позже, – какая разница! Твоя Марина даже не заметит.
     – Много ты про неё знаешь.
     – Знаю-знаю… Ей сыновей вместо дочки – стала бы как моя сестра.
     – Договоришься у меня.
     – Напугал ежа… Рулить кто будет, – дядя?
     – Мы ещё вернёмся в этому разговору.
     – Возражений нет, майор… Кстати, вы с Эрни почти коллеги, – он младший лейтенант.
     – Каких родов?
     – …Авиация.
     – Всего младший?..
     – Комиссовали по зрению с четвёртого курса. Мог бы остаться, только пошёл бы служить в «сапоги».
     – В партию-то успели принять?
     – Успели… Ты тоже коммунист?
     – Вышел два года назад.
     – Смелый поступок. Я в этом году.
     – Да чего там смелого…
     – В Питере, пожалуй, – да. А периферия до сих пор по старым законам живёт.
     – Недолго осталось.
     – Согласен…
     – У меня сосед-пьяница… как поддаст, так орёт на весь Сестрорецк: дождётесь, сволочи, перестрелки после перестройки. Боюсь, – прав пролетарий.
     – И как ты думаешь?..
     – Я старой закалки, – мыслю пятилетками. После девяностого надо ждать. Максимум в девяносто втором… Не дай Бог… пачкаться…
     – …Эрни, нам сюда?
     – Следующий… ага… давай направо, вокруг сквера… всё, приехали… Добро пожаловать в мою холостяцкую квартирку!


     – Уютненько.
     – Тут много народа руку приложило.
     – То есть?..
     – Жены нет, женщины бывают. От каждой остаётся кусочек… этого самого. Вот так и живём.
     – Чем занимаешься?.. Магазин не считается!
     – Всем помаленьку. Встречи с интересными людьми, Самиздат… Кое-что ещё.
     – Откуда такое имя?
     – Папашка был сдвинут на Испании, занимался испанской поэзией. Вот и подобрал сыну имечко. Нормально, за сорок лет привык. А тебе сколько?
     – Тридцать шесть… Отец был филологом?
     – Дипломатом. По-нашему – шпион во внешней разведке. Хотел, чтобы я пошёл по его стопам. Только вот в лётное я поступал уже после его смерти… Давайте за встречу и знакомство.
     – …Хороший букет.
     – Домашнее. Мне каждый месяц присылают две канистры.
     – Откуда?
     – Из Грозного.
     – Имей в виду, – отопьём.
     – Пейте на здоровье, – похмелья не будет… Антон, пока не забыл… Это тебе.
     – Сатпрем*?!..
     – Первое официальное издание «Путешествия сознания»**. Разлетелось мгновенно. Виталий рассказывал, чем ты увлекаешься. Решил подогреть знакомство книжкой.
     – Спасибо, Эрни, мои листочки уже подыстрепались.
     – В следующем году планируется допечатка, – если повезёт.
     – Хорошее дело.
     – Это не мой проект. Есть другие заинтересованные лица. В Питере такие группы как у тебя работают пятнадцать лет. Сначала подпольно, сейчас уже открыто.
     – А твоё участие?..
     – Я говорил, – интересные люди, артефакты…
     – Я-то обыкновенный… Что ты сказал?!..
     – Ну… предметы силы… Мы так их иногда называем.
     – Это не ко мне.
     – Очень даже к тебе… Скажи, ты ведь не крещёный?


     – Когда я был маленьким мальчиком, мне подарили крестик. Простенький такой, алюминиевый… При переезде на новую квартиру отец его случайно обнаружил. Чуть голову не оторвал.
     – Добрый папа, нечего сказать.
     – В семьдесят четвёртом, когда я приезжал за Настей, в «Сайгоне»*** познакомился с одним мужиком, лет на пять старше меня. Он мне этот крест и подарил. В армии мне бояться уже было нечего, с тех пор его не снимаю.
     – Можно посмотреть?
     – Да, пожалуйста.
     – Так, где мои запасные глазки… Вот… Смотри, Антон.
     – Куда?
     – Сюда и сюда… Это канонические православные.
     – Может он католический?
     – Без вопросов, – полюбуйся… Ну, что скажешь?
     – Я не разбираюсь.
     – Зато я разбираюсь… А теперь?..
     – Ничего себе!.. Ноль в ноль… Как ты догадался?
     – Я этот крестик десять лет ищу, – с тех пор, как узнал, что он ещё существует.
     – И что это означает! То, что ты сказал?
     – Можно сказать и так. Масоны разрабатывали свои кресты так, чтобы непосвящённый не мог их определить. Зато сами узнавали с первого взгляда.
     – Верится с трудом.
     – Антон, это определённо тот самый.
     – То-то я заметил, как он душит меня последнее время.
     – Что?!..
     – По ночам иногда… чувствую, как цепочка на шее стянута петлёй.
     – Так… С перепуга порвать не пытался?
     – Такую порвёшь!
     – Давай попробуем… Что за металл… Ничего себе!.. Нет, не могу.
     – Дай мне… Титановая, что ли?
     – Какой титан! Кресту больше сотни лет… Ладно, оставим. Вопрос теперь в другом, – что говорил тебе мужик, когда рассказывал о кресте?
     – Виктор? Говорил, что будет приносить удачу. Я не верил, пока сам не убедился. Действительно, так и было.
     – А он не говорил, что удача обернётся несчастьем для тех, кто рядом с тобой, для близких?
     – Нет… Ты думаешь?
     – Пробегись-ка быстренько, – насколько хороша была твоя жизнь последние пятнадцать лет.
     – И пробегаться не надо. Ничего хорошего… Было, конечно, и много… Только заканчивалось всё скверно.
     – Ещё не закончилось. Он пытается сменить хозяина.
     – Ерунду какую-то говоришь.
     – Ты женат?
     – Почти. Мы вместе три года, но не расписывались.
     – От креста надо избавляться, если дорога твоя женщина.
     – Если что случится, – я себе никогда этого не прощу. Она, можно сказать, меня с того света вернула.
     – Как это?
     – Я потерял любимую… приехал домой… как чумовой… ничего не видел и не слышал… Мама ночами за меня молилась, чтоб руки на себя не наложил.
     – Собирался?
     – Нет, даже мыслей таких не было. Просто жить не хотел… А потом появилась Марина… Она смотрела, а из глаз на меня свет… Вот так потихонечку… оттаял.
     – Поедете через Волхов – утопи его. Иначе пожалеешь.
     – А с чего это вдруг ты озаботился моей персоной! Я могу крест и тебе подарить.
     – Нет уж, нет уж, спасибо. Мне такое не надо.
     – И всё-таки?..
     – Я же говорил, – встречаюсь с интересными людьми.
     – Ну ты даёшь!.. Какой интерес привёл ко мне!
     – Привёл Виталий. Он показал твои нэцкэ.
     – Вот поросёнок стриженый…
     – …Ты сказал, – делай с ними, что хочешь.
     – …Антон, ты не понял сам, что сделал.
     – Я делал нэцкэ, – специально изучал китайскую скульптуру эпохи династии Хань, а потом японскую миниатюру.
     – Твои так называемые миниатюры не являются тем, чем они кажутся с первого взгляда… непосвящённого взгляда… Месяц назад я сделал видеозапись одной телепередачи. Думаю, – вам понравится.


*Сатпрем – Мистик французского происхождения, любимый ученик Мирры Ришар, соратницы Шри Ауробиндо Гхоша.
**«Путешествие сознания» – Сатпрем, «Шри Ауробиндо или Путешествия сознания».
***«Сайгон» – неофициальное название популярного некогда кафе на Невском проспекте.



Продолжение http://www.proza.ru/2009/08/13/440