Старые журналы. Пионер

Елена Н Янковская
В детстве я очень часто болела (видимо, тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, тогда же и выполнила свою норму - сейчас ко мне даже обычный насморк почти не прицепляется). В начальной школе простужалась едва ли не каждый месяц. Болеть мне, в общем, даже нравилось, особенно после того, как пойдут первые два-три дня с высокой температурой и звоном в голове, и начнётся выздоровление.
Что делать выздоравливающей третьекласснице, когда родители на работе, старший брат в институте, а бабушка куда-то ушла по своим пенсионерским делам, велев вести себя хорошо и не шуметь? Конечно, читать! С интересными книжками дома был напряг, а так как в библиотеку больной ходить нельзя, я взялась читать старые журналы.
Журнал "Пионер", который несколько лет выписывали для брата, я любила больше всех (Кроме, разве что, нескольких номеров за 1986 год - тогда я ещё не знала слова "официоз", но обложки с надписью типа "Салют такому-то (номер не помню) всесоюзному пионерскому слёту" выглядели ужасно скучными). Номера за следующие несколько лет я зачитывала буквально до дыр. А вот тот же "Пионер" середины 90-х, выписанный уже для меня, не впечатлил совершенно: бумага плохая, оформление какое-то небрежное...
Особенно мне нравилась вкладка - юнкоровская газета "Вперёд". Сейчас не помню, но подозреваю, что именно под её влиянием ужасно захотелось попробовать тоже где-нибудь напечататься, и "пробы" меня так затянули, что я в итоге стала журналистом.
На последнем развороте жила рубрика "Домовёнок и компания", которая несколько выбивалась из всего журнала (была более детской, я бы сказала). Этакий аналог весёлых человечков из "Весёлых картинок", только там не просто рассказывали истории о всем известных героях, но и учили что-то делать - готовить, вязать, забивать гвозди...
Юмористическая страничка "Переменка" (позже переименованная в "Сатирикончик") с очень запоминающимися рисунками Евгения (в имени могу ошибаться) Шабельника.
Шахматная страничка меня просто завораживала. В шахматы играть так и не научилась (буквально на днях приятель Саня предпринял очередную попытку меня научить, после чего долго хохотал, когда на втором часу партии я спросила, как ходит ладья), но люди, которые могли понимать тайнопись шахматных задач, казались какими-то небожителями. Да и сейчас кажутся, если честно. Кстати, у меня (поправьте, если ошибаюсь) из старых журналов и газет создалось ощущение, что в конце 80-х шахматами увлекались едва ли не все поголовно, шахматные задач печатались и в районных газетах, и чуть ли не в "Правде", а потом эта лихорадка почему-то резко закончилась.
Рубрика "Переходный возраст", хоть мне и было далековато до этого самого возраста, очень нравилась. Даже сейчас считаю, что так доходчиво и искренне писать о том, что происходит в процессе взросления, умеет далеко не каждый журналист, педагог или психолог. Впрочем, то ли я была мала и не всё понимала, то ли авторов рубрики иногда всё же сражала излишняя скромность: например, из их описания менструации я уяснила только то, что это когда портится настроение и болит живот, а о главном признаке благополучно не догадывалась ещё пару лет.
Рубрика "Узел связи", где обсуждались письма читателей, тоже очень нравилась. С читателями общались на равных, не скатываясь ни в панибратство (чем грешли "тинейджерские" журналы следующего десятилетия), ни в назидательность. До сих пор помню некоторые письма и ответы на них - как девочка-шестиклассница писала, что не хочет взрослеть, и как другая девочка (чаще в журнал, конечно же, писали девочки!) размышляла о том, почему детям не дают самостоятельно думать (я считаю, что проблема сохранилась, разве что навязывают теперь другое)...
Повести и рассказы. Тоже многое до сих пор помню. Не обошлось без остроактуальной в конце 80-х темы разоблачения сталинизма - помню, например, рассказ о том, как девочку-редактора школьной стенгазеты заставляли в сталинские времена писать фельетоны об одноклассницах, явившихся на уроки с накрашенными ногтями, и подборку рассказов, написанных в форме воспоминаний о детстве (может быть, это были и не рассказы, а реальные мемуары), где то кого-то увезли ночью на чёрном "воронке", то учительница велела вырвать из учебника портрет какого-то правительственного "товарища"... Особенно хорошо помню то, что не удалось дочитать (как назло, из подборки терялись только номера с продолжением самых интересных повестей). "Круг" Лии Симоновой. "Застава на Якорном поле" Владислава Крапивина. "Знакомьтесь, семейство Остин" какого-то американского автора... Кстати, если кто-то знает, где всё это можно прочесть, дайте знать.
Когда надоедал "Пионер", приходила очередь бабушкиной "Работницы". О ней в другой раз.