Заключение

Алишер Таксанов
После распада СССР миллионы граждан новых независимых государств надеялись изменить свою жизнь к лучшему, и большие ожидания проецировались на демократию и либерализацию экономической деятельности. Так оно и произошло в некоторых регионах постсоветского пространства, в частности, в Прибалтике, где население не только стало полнокровным участником политических преобразований, но и стало контролировать власть, требуя полной отчетности и транспарентности всех принимаемых решений, однако некоторые страны, наоборот, свернулись в автаркию и возродили давно забытые традиции и устои. Это касается кавказского и центральноазиатского регионов, и возврат к прошлому здесь сопровождался усилением коррупции и расширением теневой экономики.

В настоящее время в Узбекистане узкая группа людей, относящихся к кланам и мафиозным структурам, обладает не менее 1/3 части национальных богатств республики, контролирует и получает доходы от эффективных секторов, в то время как большинство предпринимателей еле сводят концы с концами, занимаясь малоприбыльным бизнесом и вступая в вынужденные коррупционные отношения с представителями власти. Той власти, которая создала сложные и противоречивые условия для развития, установила сотни барьеров, обходить которые позволяется только находясь в нелегальных связях с чиновниками и контролирующими структурами. Узбекское государство, ставшее к 2000 году полицейским и управляющее силовыми и административными методами, к концу десятилетия трансформировалось в кланово-мафиозное, где любое решение продается и покупается, где не считается аморальным несоблюдение законов, а криминальный бизнес является таким же нормальным, как и любой официальный. Уголовные авторитеты входят в государственные структуры, возглавляют различные общественные движения, правоохранительные органы извлекают теневую ренту со своей деятельности, глава государства реализует как общенациональные проекты, которые сводятся к элементарному хищению и грабежу страны, выводу капиталов в западные банки.

В итоге население все больше отдаляется от политики, считая, что ни демократия, ни рыночная экономика не принесла им ожидаемых благ, хотя оно никогда и не жило и не живет в этих условиях и не имеет реальных представлений, что это такое. Все, что навязывается президентом И.Каримовым и его окружением, как демократия и свободная экономика, на самом деле является прямо противоположным. Чтобы поддержать демократические и рыночные преобразования, нужно понять корни этого явления и выработать пути практического решения этой проблемы. Основная причина того, что многие граждане стран с развивающейся демократией и рыночной экономикой не принимают участие в политической жизни страны или не занимаются легальным бизнесом, состоит в том, что существующие государственные институты и «правила игры» не дают им этой возможности. Иными словами, существуют препятствия, затрудняющие участие этих слоев населения в политической жизни или экономике страны.

Эти препятствия существуют, несмотря на то, что в Узбекистане, казалось бы, создана правовая база и демократические институты – парламент, Омбудсмен, партии, СМИ, неправительственные организации и т.п. Но в реальности это не больше чем мираж или, точнее, ширма, за которой скрываются авторитарные интересы семьи президента, репрессивные действия правоохранительных органов и паразитизм кланов. Если сам И.Каримов, являясь гарантом Конституции, открыто игнорирует ее положения, если его семья без зазрения совести грабит страну, если Генеральная прокуратура использует свою мощь для борьбы с оппозицией и диссидентами, а организованная преступность открыто легализует теневые капиталы, то вся система в итоге не может характеризоваться как демократическая, и нельзя говорить о том, что в стране существуют предпосылки для построения гражданского общества. Пропагандируемая т.н. «узбекская модель развития и реформ» – это путь в никуда, или это шаг к гражданской войне и новой, более ужасной по форме диктатуре.

Понимает ли это тот, кто ныне стоит у власти? Конечно, и поэтому делает все, чтобы сколотить побольше капитала и обезопасить его вдали от родины, которая больше напоминает раскаленный котел с большим давлением пара. И.Каримов прекрасно осведомлен, где и как проживают бывшие диктаторы, что ныне находятся не в своей стране – мало кого из них выдали обратно, и тем более – не вернули награбленное ими, и этот факт дает ему определенные надежды и планы. «Каримов не имеет соперника в стране, – заявила правозащитница Мутабар Таджибаева. – Те, кто устроились на хороших должностях, стремятся сохранить статус-кво, поскольку, пока Каримов остается у власти, он будет поддерживать систему коррупции, беззакония и безнаказанности, которые царят в течение многих лет, это устраивает должностных лиц, которые являются его бандой. Совершенно невозможно работать честно в этой сверху донизу гнилой системе. Законы в стране не действуют, царят произвол и диктатура, которая еще ожесточается тем, что Каримов, как и многие диктаторы, живет в отрыве от реальности и в постоянном страхе»[1].

Но для поддержания своего имиджа борца с несправедливостью, он пока остается на посту в Узбекистане и продолжает взывать к совести и к решительным действиям против коррупции. «Наконец, очень важно создать вокруг преступности и коррупции обстановку нетерпимости и всеобщего осуждения. Больше всего преступный, коррумпированный мир боится огласки своих действий. Поэтому мы вправе ожидать, что в процессе своей дальнейшей либерализации наши печать и другие средства массовой информации внесут существенный вклад в программу борьбы с преступностью, – заявлял Ислам Каримов. – Анализируя такое сложное явление, как преступность, мы должны иметь в виду и другую сторону этой проблемы. Ее понимание можно выразить в одной фразе – преступный уголовный мир не знает границ. В мировой практике имеется достаточно примеров тому, как призрак легкой и огромной наживы приводит к объединению преступных элементов из разных стран, возникновению международных криминальных сообществ. Общеизвестна сфера их деятельности, которая находит применение повсюду, где из этого можно извлечь грязные деньги»[2].

Говоря все это, президент, однако, не собирается в реальности менять политическую систему, удалять из государственного аппарата кланы и скомпрометировавших себя чиновников – они опора его власти, и это доказывает 20-летнее правление И.Каримова. Лишь при поддержке региональных элит, правоохранительных органов и тенекратов он сохраняет за собой пост главы государства. Чтобы подыграть им, глава государства идет на изощренные хитрости, например, 20 августа 2009 года он подписал Указ «О награждении города Ташкента орденом «Мустакиллик»: «За большой вклад в формирование национальной государственности, строительство независимого правового демократического государства, укрепление мира и стабильности, развитие межгосударственного сотрудничества, дружбы между народами, за огромные заслуги в сохранении добрых традиций, повышении уровня культурной, духовно-просветительской жизни, воспитании молодого поколения в духе любви к Родине, национальных и общечеловеческих ценностей и в связи с 2200-летним юбилеем наградить город Ташкент орденом «Мустакиллик». Многие ученые опровергают достоверность или сомневаются в том, что столице Узбекистана действительно столько лет. Нельзя сказать и о том, что Ташкент – олицетворение демократии и стабильности, это наглядно показывают постоянные полицейские репрессии и бегство бизнеса в соседние республики. Рукоприкладство и сквернословие со стороны чиновников, проституция, хлопковая эксплуатация детей, зубрежка написанных президентом книг – это, увы, не факты высокой культуры или государственной поддержки общечеловеческих ценностей. На самом деле, И.Каримов хотел подсластить пилюлю Ташкентскому клану, ведь за программами празднования всегда следуют инвестиции и льготы, достающиеся не всем, а только тем, кто контролирует или захватил определенные сегменты рынка.

«Кланократия порождает и крайне нестабильную ситуацию во внутренней политике, социальной сфере, экономике. Превратив государства в неосоветские полуфеодальные домены, они хотели бы продолжить управлять ими по-старому. Удастся ли? Клановая структура общества – признак его отсталости и беззащитности большинства людей перед лицом обстоятельств. «Связанные одной цепью» будут тащить свои страны на дно, имя которому перманентный кризис», – отмечал эксперт Алик Назаров[3].

Созвучно с этим выводом и мнение Б.Мусаева: «Сущностное содержание природы и ресурс власти Узбекистана составляет сила номенклатуры и клановости. В свою очередь, номенклатурно-клановая природа исполнительной власти стоит преградой процессам либерализации, так как они представляют угрозу их узкогрупповым корыстным жизненным интересам. Номенклатура и кланы в Узбекистане существуют в условиях укрепления режима личной власти Президента. Последний выполняет по отношению к номенклатурно-клановым группировкам функции, напоминающие функции разводящего. При этом с самого начала глава государства был над и вне номенклатурно-клановых группировок. Кланы сплелись с властью. Поэтому наивно было бы утверждать, что вопрос заключается в том, чтобы оторвать их от государственных структур. Изменить сложившийся порядок можно только лишь изменив системно в целом природу режима власти»[4].

Можно сказать, что правящие региональные и отраслевые элиты практически законсервированы и отдалены от остальной части населения, хотя они используют мощь и ресурсы сообществ, взамен предоставляя минимальные блага. Следует сказать, что они отражают не интересы территорий, а интересы всего лишь узкой прослойки. Тут уместно мнение эксперта Кан Пхён Ки: «Они элиминируют любые механизмы и способы воздействия на принимаемые решения во внутренней и внешней политике. Партии и выборы ушли на периферию политической сцены. Основной формой самоорганизации политической элиты являются кланы во главе с президентом и клиентский принцип»[5].

Для Узбекистана в настоящее время нет иного пути, как проведение реальных демократических реформ, и, первым делом, необходимо снимать кланово-кастовое присутствие во власти, привлекать к ответственности коррумпированных чиновников, и это делать не в рамках кампании, а расширяя гражданское пространство, то есть, предоставляя больше прав неправительственному сектору. В ином случае страну ожидают серьезные проблемы политического и экономического характера.

Содержание:

Введение
Глава первая. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТА И БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В УЗБЕКИСТАНЕ
Глава вторая. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КЛАНОВ И БОРЬБА ЗА ИХ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ
Глава третья. КОРРУПЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО УЗБЕКИСТАНА
Глава четвертая. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И КОРРУПЦИЯ – СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ
Глава пятая. КОРРУПЦИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В УЗБЕКИСТАНЕ
Заключение
Приложение

.......................................

Аннотация

Историко-экономическое исследование, посвященное изучению клановых процессов в общественно-хозяйственной системе Узбекистана, коррупции и теневой экономики в последние годы советской власти и в период государственной независимости республики. Особое место уделяется политике кадровых перестановок и интересам региональных элит к политическим и экономическим активам страны, действиям диктатора Ислама Каримова и его семьи по извлечению теневой ренты.
Книга рекомендуется для востоковедов, историков, экономистов и политологов.

...........................

Об авторе

Алишер Таксанов родился 14 октября 1966 года в Ташкенте. Экономист, историк и журналист, кандидат экономических наук. Работал в системе высшего образования (Ташкентском институте народного хозяйства), в научной сфере (Институте стратегических и межрегиональных исследований при президенте Республики Узбекистан) и в системе дипломатической службы (МИД и посольство Узбекистана в России), туризма (Национальная компания «Узбектуризм»), средствах массовой информации (редакции газет «Бизнес-Вестник Востока», «Деловой партнер», «Время и Мы»). Политэмигрант, в настоящее время проживает в Швейцарии. Специализируется в исследованиях области коррупции, теневой экономики, международных отношений.

........................

[1] Узбекистан: забытая диктатура. 15.08.2009. http://yangidunyo.com/Архив/5923#more-5923.

[2] http://2004.press-service.uz/rus/knigi/9tom/6tom_5_5.htm.

[3] Российские вести, № 42, 2004, 1-7 декабря.

[4] Мусаев Б. Несколько критических замечаний в связи с вопросом о кланах Узбекистана. 10.02.2003.

 http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1044879000.

[5] Кан Пхён Ки. «Элиты» России, Казахстана, Узбекистана. Сравнения и оценки. МГУ, Москва, 2006, стр. 152.