О патриотизме

Леонид Шимко
   ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГЛАВНОМУ РЕДАКТОРУ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ЛИМБУС ПРЕСС» ПАВЛУ КРУСАНОВУ
Предыстория моего открытого письма такова. Я предложил руководству издательства «Лимбус пресс» разместить написанное мною стихотворение «Россия» в планируемом издательством альтернативном учебнике по  литературе. Главным редактором издательства  Павлом Крусановым мне было отвечено, что в учебнике о классиках русской литературы напишут современные русские писатели: Андрей Битов, Илья Бояшов, Дмитрий Быков, Александр Кабаков, Павел Крусанов, Захар Прилепин, Александр Секацкий, Владимир Жаров, Михаил Шишкин, - настоящие писатели, которых хорошо знает читающая Россия. Место же моего стиха – как мне было ехидно замечено – на президентском сайте. И были дан совет обратиться на президентский сайт. Поскольку тема стала мне интересна, я решил ознакомиться с творчеством вышеперечисленных писателей. Неделю я потратил на чтение. Что меня интересовало? Во-первых, уровень тех самых «настоящих писателей, которых хорошо знает читающая Россия». Ведь, - это вряд ли кто оспорит, - если Павел Крусанов будет писать о Пушкине, разумеется, он должен быть хотя бы приблизительно на уровне Пушкина. Беседа с классиком может состояться только если беседующий и классик – Крусанов и Пушкин - примерно в одной весовой категории, и – тогда – третий, присоединяющийся к этому диалогу, читающий учебник по литературе ребенок сможет понять  взгляды Пушкина через равное трансформирующее к нюансам 20 века видение Крусанова. Но не это было главным моим интересом. Мне хотелось узнать внутреннее творчества вышеназванных писателей, то, что должно проявиться в беседе с классиком и должно быть нацелено на воспитание юных граждан России. В частности, мне были интересны взгляды вышеназванных писателей касательно России и патриотизма. Я скажу здесь, и буду повторяться: в связи с происходящими в России переменами осознанное воспитание патриотизма должно являться важнейшей задачей.
   Результаты моего исследования были ошеломляющими и иными, чем я ожидал. Насчет патриотизма я ожидал даже меньшего. Вышеперечисленные писатели в чем-то даже и патриоты, и, вроде, любят Россию, но любовь их расплывчата, теряется меж иных гораздо менее значительных идей, которые – рядом с любовью к России, легко заслоняют ее. Ошеломила же меня общая слабость прочитанных мною вещей. Я и не подозревал, что столкнусь с таким обилием слабости. Причем вещи слабы как на подбор, у всех авторов по списку. (Правда, я начал снизу списка и не дошел до двух верхних по списку писателей. Но мне хватило). «Настоящие писатели, которых хорошо знает читающая Россия» слабы красиво, по-разному. Но есть и общие признаки. Эту слабость замечаешь в первых же прочитанных фразах. В нарочитой витиеватости письма. В незначительности сюжетов. В заторможенности динамики. Разумеется, есть вещи посильнее и послабее. Я совершенно не собираюсь никого ругать. Мне это не надо. Меня натолкнули на размышления, и я делюсь своими мыслями. Такое ощущение,  будто чья-то воля специально подобрала команду слабых писателей. И эти писатели теперь сами поддерживают друг друга в своей слабости.
  Теперь пора еще поговорить о главной цели, ради которой должны сейчас писаться все произведения. О воспитании россиян. Взрослых и детей. И если кто из коллег по перу мне возразит, что не хочет никого воспитывать, я ему отвечу, что это от него не зависит. Любая строка это воспитание. И если вы намеренно не воспитываете за. то ненамеренно воспитываете против. Это аксиома: мы должны воспитывать в плане любви к России. Жестко. Агитационно. И - немедленно. Пока патриотизм, еще теплящийся в людях со времен СССР, не остыл окончательно. Это должно быть четко поставленной задачей. Люди должны носить в себе стихи о любви к России, видеть перед глазами прозу о любви к России. Может, тогда они и поверят в эту любовь. Чему же воспитают россиян вышеназванные писатели? В свете их творчества я вам отвечу: вместо любви -  полулюбви,  вместо «непременно нужного» - «нужному вполне может быть». Мы не можем себе позволить такой эксперимент.
    Что касается моего стихотворения «Россия». Да, оно написано с целью поддержать Россию, и написано от сердца. Я пишу, что думаю. И еще знаю, что стихотворение «Россия» должно быть размещено и на президентском сайте, и на всех сайтах тех россиян, что считают себя патриотами.

Чтобы поддержать Россию, мы должны твердить:

Пусть у России в сердце
Будем детьми всегда мы.

Мы должны помнить:

Все, кто Россию любит
Болью ее едины.

Мы должны стараться:

Гордой великой силы
Быть неразрывною частью.

Мы должны верить:

Ты – о, Россия, - отвечу:
… Вечность со взглядом Бога.

Это единственно правильные слова о России. Я скажу снова: их должны повторять дети и взрослые. Такова уж специфика воспитания, что оно требует некоторых внутренних усилий. 
  А теперь, - я уверен, что господин Крусанов, прочитавший мое письмо, наверняка захочет со мной поспорить, - я хотел бы спросить господина Крусанова: а сами-то вы думаете обратное? Вы не согласны с тем, что каждому из нас нужно быть частью России? И Россия не великая сила? Или вы считаете, что мы не должны быть едины России болью? Конечно, над болью проще поиздеваться. Не буду продолжать. Очень печально, если у вас, господин Крусанов, на самом деле такие взгляды. На Россию и на людей. А на людей вы смотрите, Павел, ой как нехорошо. Не удержусь, чтобы не привести здесь фразу из интервью, данного Павлом Крусановым изданию Санкт-Петербургские новости:  "Девяносто процентов из "самотека", который приходит в издательство, - хлам". Так вот, Павел: хлама из того, что написано людьми, вообще не бывает.
   Теперь еще о проходящей красной линией в творчестве современных российских писателей скрытой и явной  ругани России современной. Да. Сейчас много плохого, и критиковать надо, но я понимаю критику конкретную, критику на одном уровне с проблемой. Доказательную, и имеющую альтернативное решение проблемы критику. Если вы на самом деле видите недостатки, скажем, в указе президента – боритесь конкретно. Докажите эти недостатки и открыто предложите лучший вариант. Это будут действиями мужчины, несомненно направленными на благо России. Но у нас принято критиковать  Россию мелко и нытливо, уподобляясь бабам.
   И в заключении - это тоже относится к теме – мне бы хотелось ответить на реплики насчет моих амбиций. Да. Меня совершенно не устраивает «слава в полуславе», «известность в полуизвестности» вышеназванных российских писателей. Леонид Андреев сказал, что ему нужна вся слава, которую может дать мир. Так вот. Мне нужно больше всей славы, что может дать мир. И, даже если бы это было возможно, если бы это состоялось, мне было бы скучно. Я бы, пожалуй, посмеялся. Поскольку же это недостижимо в принципе, я совершенно спокойно себя чувствую на моем сайте, в дружном кругу геосимволистов, со своими рукописями, в своей работе.

Леонид Л. Шимко
оригинал размещен - http://moy-bereg.ru

К данному открытому письму прилагается само стихотворение "Россия"

Что для меня Россия?
Это ведь - все мы – дети.
Зори надежд красивых,
Что и сейчас мне светят.

В детство спешу я согреться
Теплой улыбкой  мамы.
Пусть у России в сердце
Будем детьми всегда мы.

Что для меня Россия?
Память, стянувшая болью
Ран тишину в осинах,
Отзвуки вечного боя.

Скольких пытали - люто.
Скольких сгубили – невинных.
Все, кто Россию любит
Болью ее едины.

Ты - для меня – Россия -
Струями бьющее счастье
Гордой великой силы
Быть неразрывною частью

Тут же, и завтра, и снова,
Мало и дней, и ночей мне!
Помощью быть мне и словом
Мощных твоих течений!

Ты – о, Россия, - отвечу:
Вечность моих покаяний.
Вечность, с которой я венчан
Древних церквей куполами.

Вечность полей васильковых.
Вечность, что любит строго.
В центре тускнеющих комнат
Вечность со взглядом Бога.